Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 455
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Руководитель и его функции
1.3. Лидерство. Различие между лидером и руководителем.
2.1. Стили управления и стиль руководства
2.3. Матрица стилей управления
2.3. Стиль руководства по мнению Питера Друкера в ХХI веке
3. Анализ стиля руководства применяемый в МУП «Кино-град»
3.1. Характеристика предприятия
3.2. Штатное расписание и должностные обязанности сотрудников.
• Редко проявляет раздражение при своих сотрудниках;
• Старается избегать догм в своей работе;
• На изменение себя направляет больше энергии, чем на изменение других;
• Знает и уважает весь спектр чужих мнений;
• Может изменить себя в соответствии с сильными сторонами своих подчинённых;
• Не подвержен воздействию безответных действий других;
• Старается воспитать качества зрелого лидера в последователях;
• Знает и умеет разделять и передавать ответственность.
Для определения психологического климата руководителю следует знать критерии, на соответствие которых нужно анализировать свое предприятие:
1. Первое, на что руководитель должен обратить внимание, - это насколько каждый член его организации знает свои функции (должностные обязанности) и их отличие от функций других сотрудников. Они должны четко ощущать свои границы - как каждый отдельный сотрудник, так и отделения и отделы предприятия.
2. Следующий критерий- осознание сотрудниками своих убеждений. При здоровом психологическом климате каждый на предприятии знает свои базовые ценности и взгляды. В эти понятия входят:
• хорошо продуманные убеждения;
• внутренняя ясность собственных позиций, связанных с позициями предприятия в целом;
• жизненные принципами, воплощенные или воплощающиеся в жизнь.
3. Не менее важный критерий-определение своих позиций по отношению к себе и другим на предприятии. Важно, чтобы каждый сотрудник обращал внимание в первую очередь на себя. И при этом принимал следующие принципы своей деятельности: [3, ст.383]
• самосознание и саморазвитие;
• большее внимание к своему поведению, чем к поведению других. Определение себя не в противопоставление другим;
• наличие личных целей, соотнесенных с целями предприятия.
Очень важно для руководителя и для каждого члена коллектива для успеха и развития предприятия способность удерживать курс. На предприятии каждый член коллектива быть достаточно целенаправленным и эмоционально выносливым.
Все вышеперечисленные критерии представляют ценность- если сотрудники способны поддерживать деловые отношения. Это такие отношения, которые, даже если они становятся эмоционально окрашенными, не смогут помешать функционированию сотрудника на предприятии, а, следовательно, и деятельности предприятия в целом. Многие предприятия находятся на постоянном колебании между здоровым и нездоровым психологическом климатом. В разные периоды развития те или иные признаки могут преобладать, поэтому руководителю важно знать критерии, на основании которых можно определить степень здоровья/ нездоровья психологического климата на предприятии.
Основные критерии нездорового психологического климата на предприятии:
1. Определенного рода реакции сотрудников предприятия на события и изменения, а именно:
• При тревоге основное внимание сотрудников направлено на отрицательные явления;
• Скованное,схематическое воображение;
• Меньшая открытость и терпимость к различиям как между сотрудниками, так и при сравнении заданий, выполнении работ разными отделами;
• При выполнении заданий склонность к срочности и атаке;
• Преобладание проекций, обвинений, критики;
• Любовь к постановке диагнозов как отдельными сотрудниками, так и предприятию и руководителем в целом;
• Наличие и поддержание таинственности и секретов на предприятии. [3, ст.384]
2. Традиция «скорых решений» на предприятии, включающая следующие показатели:
• Слишком большая тревожность сотрудников, мешающая им быть терпеливыми и ждать;
• Поиск облегчения симптома, а не разрешения его, что выражается в поисках виновных и способов их наказания;
• Наличие «линейного» мышления- потребность знать наверняка что-либо, отсутствие вариантов при достижении целей;
• Незрелость суждений и низкая способность к установлению различий.
3. Ослабленное или отсутвующее лидерство на предприятии. [3, ст.384]
Хороший , эффективный руководитель должен иметь и такие качества:
Компетентность в соответствующей профессии, основанную на опыте и образовании, широту взглядов, базирующуюся на эрудиции и знаниях, высокие моральные стандарты, стремление к приобретению новых знаний, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности, поиск новых форм и методов работы и обучение подчинённых, умение планировать работу, умение создать организацию и обеспечить ее эффективную деятельность, способность управлять собой, рабочим временем и окружающими, стремление к преобразованиям, готовность идти на риски и увлекать за собой подчинённых контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения и повести их за собой, инициативность, оперативность, психическое здоровье, высокий уровень внутренней культуры, отзывчивость, благожелательное отношение к людям, оптимизм, уверенность в себе.
Кроме этого, по моему мнению, руководитель должен любить свою работу, любить людей. Быть психологом. Не забывать, что человек может сделать ошибку не специально, а просто потому, что у него, есть какие то проблемы. Помнить, что подчинённые не роботы, а просто люди, которые имеют право на ошибку. Приободрить, поддержать, помочь им советом или делом в случае необходимости, быть тактичным. Быть внимательным и чутким. Заботиться о своих подчинённых.
Своим личным примером показывать, как надо относиться к работе. Ставить интересы организации выше своих собственных интересов. Одновременно быть руководителем и лидером на предприятии.
Стараться быть «солнечным » человеком. Дарить людям теплоту и доброту. Стараться делать больше добрых дел. Относится к людям так, как хочешь, что бы они относились к тебе. И тогда твои подчиненные помогут сделать предприятиеэффективным, прибыльным.
1.2. Личность руководителя
Руководитель - это личность, т.е. сложная совокупность врожденных (природных) и приобретенных (социальных) качеств.
Все капитальные труды по менеджменту содержат перечни качеств идеального менеджера.
Разделим их на две группы:
1. Биологические и социально-экономически е характеристики;
2. Личностные качества.
Биологические качества менеджера: пол, возраст, здоровье, темперамент, способности. [6, ст.32]
Пол. Традиционные исследования в управлении ориентированы на мужчину - руководителя, но в последнее время влияние половых различий на трудовую деятельность и карьеру стало предметом специальных исследований. На основе их результатов можно выделить две группы факторов определяющих особенности организационного поведения женщин:
1. Социокультурные (стандарты поведения, ролевые стереотипы, семейные традиции);
2. Собственно половые, биологические и психологические.
Женщинам, что бы к ним относились, как к достойным руководителям приходиться доказывать свои способности и присущие им деловые качества.
Возраст. Как молодой, так и пожилой возраст имеют свои достоинства и недостатки, влияющие на личность руководителя. Главные достоинства молодого руководителя: энергичность, высокая восприимчивость к инновациям и предприимчивость, крепкое здоровье, хорошая работоспособность. Но они уступают пожилым руководителям в опытности, мудрости, специфическом человеческом капитале - знаниях специфики организации, хладнокровии, умении отличать главное от второстепенного. [6, ст.33]
• В наше время устанавливать возрастные ограничения нецелесообразно.
Здоровье. В теории менеджмента термин включает в себя не только физические, но и психосоциальные критерии. Биологический здоровый организм человека функционирует в оптимальном режиме и адекватно реагирует на изменения в окружающей среде. [6, ст.33]
Способности можно разделить на общие (к ним относиться интеллект) и специфические (знания, умения и т.п.). Наибольшее влияние на эффективность руководства оказывают общие способности, то есть интеллект.
А.А Урбанович отмечает, что в ходе многочисленных психологических исследований установлено: в управленческой деятельности руководителей разны рангов есть, ряд совпадающих характеристик, позволяющих смоделировать основные качества руководителя:
- Интеллект. Он должен быть выше среднего. Существенной является способность к решению сложных и абстрактных проблем;
- Инициатива и деловая активность. Предлагают наличие мотива к действию, самостоятельность и находчивость;[6, ст.34]
- Уверенность в себе, связанная с высокой самооценкой компетентности и высоким уровнем притязаний;
- Способность подниматься над частностями и воспринимать ситуации в более широком контексте.
Ряд эмпирических исследований подводит к несколько иному набору качеств. Ч. Магерисон (Австралия) и Э. Кабакадзе (Великобритания) опросили более 700 руководителей компаний в различных отраслях деятельности с целью выявления ключевых качеств перспективных руководителей. Первые шесть (первые два самые важные):
- Умение работать с людьми и делегировать подчинённым ряд своих полномочий;
- Готовность рисковать и брать ответственность за это на себя;
- Активность (жизненная и управленческая);
- Приобретение основательного управленческого опыта до 35 лет;
- Умение при необходимости легко менять стиль управления;
- Семейная поддержка
Рассмотрим две отечественные модели профессиограмм руководителяиз многообразия научно-практического подхода.[6, ст.35]
В.М. Шепель выделил три блока качеств руководителя:
- К общим качествам отнесены: незаурядный интеллект, фундаментальные знания, достаточный опыт.
- Второй блок включает:
- Идейно-нравственные. Выражают мировоззрение, культуру, моральную мотивацию действий личности, ее гражданские качества;
- Научно-профессиональные качества. Знания, опыт, характеризующие технико- экономическую и управленческую компетентность, теоритический и практический ее уровень;[6, ст.35]
- Организационные качества. Умение подбирать и расставлять кадры, планировать их работу, обеспечивать четкий контроль и т.д.;
- Психофизические качества. Соматические и психические данные, которые необходимы работнику управленческой профессии (хорошее здоровье, склонность к мышлению, развитость воображения, тренированная память, волевая подготовка).
- К третьему блоку отнесены специфические - личностно деловые качества, представленные прежде всего психолого - педагогическими качества и, так как руководители могут быть общепризнанными как профессионально компетентные организаторы, однако могут быть не популярны в коллективе, к ним не испытывают глубоких личных симпатий. К психолого-педагогическим В.М. Шепель относит следующие качества:
- Коммуникабельность - умение быстро устанавливать контакт с людьми;
- Эмпатичность-умение сопереживать, устанавливать настроение людей, выявлять их установки и ожидания;
- Способность к психоанализу, т.е. самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков;
- Стрессоустойчивость, т.е. физическая тренированность, самовнушаемость:, умение переключаться и управлять своими эмоциями;
- красноречие - умение в совершенстве владеть своим словом, т.е. умение внушать и убеждать словом;
- визуальность - внешняя привлекательность личности.
Неповторимый имидж руководителя, эффект его личного обаяния создает наличие личностно-деловых качеств.[6, ст.36]
Системно-факторный подход предложил в профессиограмме руководителя Л.В. Фаткин. Общий фактор - единая организаторская способность, от которого зависит успех деятельности руководителя - не установлен. Приходиться искать разрозненные признаки, качества, способности, характеристики, черты личности, которые определяют успешность выполнения функций руководителя. Он сформировал пять специфических интегральных факторов, объединяющих ряд дифференциальных качеств. К ним относятся:
- Адаптационная мобильность - фактор, определяющий роль и место личности в динамике межличностных взаимодействий в малых социальных группах-ее социометрический статус и позицию в функциональной структуре деловых отношений. Адаптационная мобильность - это умение быстро находить свое место в той или иной ситуации, в той или иной системе взаимоотношений;
- Эмоциональное и деловое лидерство,как по «вертикали», так и по «горизонтали» в неформальных группах внутриорганизационной структуры и в неформальной группе своего подразделения при разрешении большинства проблемных ситуаций;
- Способность к интеграции социальных функций (роли)- фактор, определяющий приспособление своего поведения под ролевые ожидания других участников социального контакта. Представления об «идеальном» руководителе отличаются у разных людей. Условием успешного руководства является всесторонний учет руководителем ролевых ожиданий подчинённых. Способность к интеграции социальных функций означает быть и неформальным эмоциональным лидером, и администратором, регламентированным должностными инструкциями, правовыми установками и неформальными нормами, сложившимися в данной организации;[6, ст.37]
- Контактность - способность к установлению позитивных социальных контактов. Этот интегральный фактор обусловлен такими социально - психологическими свойствами личности, как «открытый» характер в общении, стремлении к информированности, высокий уровень притязаний и честолюбивое стремление к информированности, высокий уровень притязаний и честолюбие стремление к утверждению своей личности, способность устанавливать деловые связи, располагать людей к себе, умение взглянуть на ситуацию глазами конфликтующих сторон, способность выслушивать и убеждать;
- Стрессоустойчивость в широком смысле слова, т.е. интеллектуальная, волевая и эмоциональная стрессоустойчивость.[6, ст.38]