Файл: Выбор стиля руководства в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 468

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• Редко проявляет раздражение при своих сотрудниках;

• Старается избегать догм в своей работе;

• На изменение себя направляет больше энергии, чем на изменение других;

• Знает и уважает весь спектр чужих мнений;

• Может изменить себя в соответствии с сильными сторонами своих подчинённых;

• Не подвержен воздействию безответных действий других;

• Старается воспитать качества зрелого лидера в последователях;

• Знает и умеет разделять и передавать ответственность.

Для определения психологического климата руководителю следует знать критерии, на соответствие которых нужно анализировать свое предприятие:

1. Первое, на что руководитель должен обратить внимание, - это насколько каждый член его организации знает свои функции (должностные обязанности) и их отличие от функций других сотрудников. Они должны четко ощущать свои границы - как каждый отдельный сотрудник, так и отделения и отделы предприятия.

2. Следующий критерий- осознание сотрудниками своих убеждений. При здоровом психологическом климате каждый на предприятии знает свои базовые ценности и взгляды. В эти понятия входят:

• хорошо продуманные убеждения;

• внутренняя ясность собственных позиций, связанных с позициями предприятия в целом;

• жизненные принципами, воплощенные или воплощающиеся в жизнь.

3. Не менее важный критерий-определение своих позиций по отношению к себе и другим на предприятии. Важно, чтобы каждый сотрудник обращал внимание в первую очередь на себя. И при этом принимал следующие принципы своей деятельности: [3, ст.383]

• самосознание и саморазвитие;

• большее внимание к своему поведению, чем к поведению других. Определение себя не в противопоставление другим;

• наличие личных целей, соотнесенных с целями предприятия.

Очень важно для руководителя и для каждого члена коллектива для успеха и развития предприятия способность удерживать курс. На предприятии каждый член коллектива быть достаточно целенаправленным и эмоционально выносливым.

Все вышеперечисленные критерии представляют ценность- если сотрудники способны поддерживать деловые отношения. Это такие отношения, которые, даже если они становятся эмоционально окрашенными, не смогут помешать функционированию сотрудника на предприятии, а, следовательно, и деятельности предприятия в целом. Многие предприятия находятся на постоянном колебании между здоровым и нездоровым психологическом климатом. В разные периоды развития те или иные признаки могут преобладать, поэтому руководителю важно знать критерии, на основании которых можно определить степень здоровья/ нездоровья психологического климата на предприятии.


Основные критерии нездорового психологического климата на предприятии:

1. Определенного рода реакции сотрудников предприятия на события и изменения, а именно:

• При тревоге основное внимание сотрудников направлено на отрицательные явления;

• Скованное,схематическое воображение;

• Меньшая открытость и терпимость к различиям как между сотрудниками, так и при сравнении заданий, выполнении работ разными отделами;

• При выполнении заданий склонность к срочности и атаке;

• Преобладание проекций, обвинений, критики;

• Любовь к постановке диагнозов как отдельными сотрудниками, так и предприятию и руководителем в целом;

• Наличие и поддержание таинственности и секретов на предприятии. [3, ст.384]

2. Традиция «скорых решений» на предприятии, включающая следующие показатели:

• Слишком большая тревожность сотрудников, мешающая им быть терпеливыми и ждать;

• Поиск облегчения симптома, а не разрешения его, что выражается в поисках виновных и способов их наказания;

• Наличие «линейного» мышления- потребность знать наверняка что-либо, отсутствие вариантов при достижении целей;

• Незрелость суждений и низкая способность к установлению различий.

3. Ослабленное или отсутвующее лидерство на предприятии. [3, ст.384]

Хороший , эффективный руководитель должен иметь и такие качества:

Компетентность в соответствующей профессии, основанную на опыте и образовании, широту взглядов, базирующуюся на эрудиции и знаниях, высокие моральные стандарты, стремление к приобретению новых знаний, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности, поиск новых форм и методов работы и обучение подчинённых, умение планировать работу, умение создать организацию и обеспечить ее эффективную деятельность, способность управлять собой, рабочим временем и окружающими, стремление к преобразованиям, готовность идти на риски и увлекать за собой подчинённых контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения и повести их за собой, инициативность, оперативность, психическое здоровье, высокий уровень внутренней культуры, отзывчивость, благожелательное отношение к людям, оптимизм, уверенность в себе.

Кроме этого, по моему мнению, руководитель должен любить свою работу, любить людей. Быть психологом. Не забывать, что человек может сделать ошибку не специально, а просто потому, что у него, есть какие то проблемы. Помнить, что подчинённые не роботы, а просто люди, которые имеют право на ошибку. Приободрить, поддержать, помочь им советом или делом в случае необходимости, быть тактичным. Быть внимательным и чутким. Заботиться о своих подчинённых.


Своим личным примером показывать, как надо относиться к работе. Ставить интересы организации выше своих собственных интересов. Одновременно быть руководителем и лидером на предприятии.

Стараться быть «солнечным » человеком. Дарить людям теплоту и доброту. Стараться делать больше добрых дел. Относится к людям так, как хочешь, что бы они относились к тебе. И тогда твои подчиненные помогут сделать предприятиеэффективным, прибыльным.

1.2. Личность руководителя

Руководитель - это личность, т.е. сложная совокупность врожденных (природных) и приобретенных (социальных) качеств.

Все капитальные труды по менеджменту содержат перечни качеств идеального менеджера.

Разделим их на две группы:

1. Биологические и социально-экономически е характеристики;

2. Личностные качества.

Биологические качества менеджера: пол, возраст, здоровье, темперамент, способности. [6, ст.32]

Пол. Традиционные исследования в управлении ориентированы на мужчину - руководителя, но в последнее время влияние половых различий на трудовую деятельность и карьеру стало предметом специальных исследований. На основе их результатов можно выделить две группы факторов определяющих особенности организационного поведения женщин:

1. Социокультурные (стандарты поведения, ролевые стереотипы, семейные традиции);

2. Собственно половые, биологические и психологические.

Женщинам, что бы к ним относились, как к достойным руководителям приходиться доказывать свои способности и присущие им деловые качества.

Возраст. Как молодой, так и пожилой возраст имеют свои достоинства и недостатки, влияющие на личность руководителя. Главные достоинства молодого руководителя: энергичность, высокая восприимчивость к инновациям и предприимчивость, крепкое здоровье, хорошая работоспособность. Но они уступают пожилым руководителям в опытности, мудрости, специфическом человеческом капитале - знаниях специфики организации, хладнокровии, умении отличать главное от второстепенного. [6, ст.33]

• В наше время устанавливать возрастные ограничения нецелесообразно.

Здоровье. В теории менеджмента термин включает в себя не только физические, но и психосоциальные критерии. Биологический здоровый организм человека функционирует в оптимальном режиме и адекватно реагирует на изменения в окружающей среде. [6, ст.33]


Способности можно разделить на общие (к ним относиться интеллект) и специфические (знания, умения и т.п.). Наибольшее влияние на эффективность руководства оказывают общие способности, то есть интеллект.

А.А Урбанович отмечает, что в ходе многочисленных психологических исследований установлено: в управленческой деятельности руководителей разны рангов есть, ряд совпадающих характеристик, позволяющих смоделировать основные качества руководителя:

  • Интеллект. Он должен быть выше среднего. Существенной является способность к решению сложных и абстрактных проблем;
  • Инициатива и деловая активность. Предлагают наличие мотива к действию, самостоятельность и находчивость;[6, ст.34]
  • Уверенность в себе, связанная с высокой самооценкой компетентности и высоким уровнем притязаний;
  • Способность подниматься над частностями и воспринимать ситуации в более широком контексте.

Ряд эмпирических исследований подводит к несколько иному набору качеств. Ч. Магерисон (Австралия) и Э. Кабакадзе (Великобритания) опросили более 700 руководителей компаний в различных отраслях деятельности с целью выявления ключевых качеств перспективных руководителей. Первые шесть (первые два самые важные):

  • Умение работать с людьми и делегировать подчинённым ряд своих полномочий;
  • Готовность рисковать и брать ответственность за это на себя;
  • Активность (жизненная и управленческая);
  • Приобретение основательного управленческого опыта до 35 лет;
  • Умение при необходимости легко менять стиль управления;
  • Семейная поддержка

Рассмотрим две отечественные модели профессиограмм руководителяиз многообразия научно-практического подхода.[6, ст.35]

В.М. Шепель выделил три блока качеств руководителя:

  1. К общим качествам отнесены: незаурядный интеллект, фундаментальные знания, достаточный опыт.
  2. Второй блок включает:
  • Идейно-нравственные. Выражают мировоззрение, культуру, моральную мотивацию действий личности, ее гражданские качества;
  • Научно-профессиональные качества. Знания, опыт, характеризующие технико- экономическую и управленческую компетентность, теоритический и практический ее уровень;[6, ст.35]
  • Организационные качества. Умение подбирать и расставлять кадры, планировать их работу, обеспечивать четкий контроль и т.д.;
  • Психофизические качества. Соматические и психические данные, которые необходимы работнику управленческой профессии (хорошее здоровье, склонность к мышлению, развитость воображения, тренированная память, волевая подготовка).

  1. К третьему блоку отнесены специфические - личностно деловые качества, представленные прежде всего психолого - педагогическими качества и, так как руководители могут быть общепризнанными как профессионально компетентные организаторы, однако могут быть не популярны в коллективе, к ним не испытывают глубоких личных симпатий. К психолого-педагогическим В.М. Шепель относит следующие качества:
  • Коммуникабельность - умение быстро устанавливать контакт с людьми;
  • Эмпатичность-умение сопереживать, устанавливать настроение людей, выявлять их установки и ожидания;
  • Способность к психоанализу, т.е. самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков;
  • Стрессоустойчивость, т.е. физическая тренированность, самовнушаемость:, умение переключаться и управлять своими эмоциями;
  • красноречие - умение в совершенстве владеть своим словом, т.е. умение внушать и убеждать словом;
  • визуальность - внешняя привлекательность личности.

Неповторимый имидж руководителя, эффект его личного обаяния создает наличие личностно-деловых качеств.[6, ст.36]

Системно-факторный подход предложил в профессиограмме руководителя Л.В. Фаткин. Общий фактор - единая организаторская способность, от которого зависит успех деятельности руководителя - не установлен. Приходиться искать разрозненные признаки, качества, способности, характеристики, черты личности, которые определяют успешность выполнения функций руководителя. Он сформировал пять специфических интегральных факторов, объединяющих ряд дифференциальных качеств. К ним относятся:

  • Адаптационная мобильность - фактор, определяющий роль и место личности в динамике межличностных взаимодействий в малых социальных группах-ее социометрический статус и позицию в функциональной структуре деловых отношений. Адаптационная мобильность - это умение быстро находить свое место в той или иной ситуации, в той или иной системе взаимоотношений;
  • Эмоциональное и деловое лидерство,как по «вертикали», так и по «горизонтали» в неформальных группах внутриорганизационной структуры и в неформальной группе своего подразделения при разрешении большинства проблемных ситуаций;
  • Способность к интеграции социальных функций (роли)- фактор, определяющий приспособление своего поведения под ролевые ожидания других участников социального контакта. Представления об «идеальном» руководителе отличаются у разных людей. Условием успешного руководства является всесторонний учет руководителем ролевых ожиданий подчинённых. Способность к интеграции социальных функций означает быть и неформальным эмоциональным лидером, и администратором, регламентированным должностными инструкциями, правовыми установками и неформальными нормами, сложившимися в данной организации;[6, ст.37]
  • Контактность - способность к установлению позитивных социальных контактов. Этот интегральный фактор обусловлен такими социально - психологическими свойствами личности, как «открытый» характер в общении, стремлении к информированности, высокий уровень притязаний и честолюбивое стремление к информированности, высокий уровень притязаний и честолюбие стремление к утверждению своей личности, способность устанавливать деловые связи, располагать людей к себе, умение взглянуть на ситуацию глазами конфликтующих сторон, способность выслушивать и убеждать;
  • Стрессоустойчивость в широком смысле слова, т.е. интеллектуальная, волевая и эмоциональная стрессоустойчивость.[6, ст.38]