Файл: Выбор стиля руководства в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 470

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Управленческий труд отличает напряжённое творчество, предъявляющее большие требования к волевым и эмоциональным регуляторным механизмам человеческой психики. Стремление облегчить процесс принятия решения приводит к выработке стереотипов мышления, т.е. к своеобразным заученным «алгоритмам» мышления.

Оптимальное решение достигается путем творческой мыслительной деятельности, когда управленческая ситуация расходится с привычной, стереотипной. Необходимы существенные волевые усилия. Но при каждом волевом напряжении происходят эмоциональные перенапряжения. Аккумуляция негативных эмоциональных стрессов приводит к срывам, неврозам, прочим заболеваниям и возникает, как компенсаторная реакция у человека отказ от творческих попыток и появляется решения по выработанным заранее и уже недостаточно точным «алгоритмам». Руководитель с низким уровнем стрессоустойчивости приносит ущерб и себе, и делу.

Р.Л. Кричевский в своем подходе выделяет следующие качества современного руководителя:

  • Высокий профессионализм. Какие бы ни были организаторские качества руководителя, главным для него остается высокий профессионализм, знание сути и особенностей своей специальности;
  • Ответственность и надежность. Дефицит этих управленческих качеств мы постоянно ощущаем в повседневной жизни, пожиная плоды многолетней удручающей безответственности;
  • Уверенность в себе, умение влиять на подчинённых. Успех управленческой деятельности руководителя во многом определяется именно этой чертой;[6, ст.38]
  • Самостоятельность. Главное, чтобы руководитель имел свою точку зрения на возникающие проблемы, свое профессиональное и человеческое лицо и поддерживал это в своих подчинённых. Конкретное решение должен принимать только руководитель;
  • Способность к творческому решению задач, стремление к достижениям;
  • Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость;
  • Коммуникабельность, общительность, близость к подчиненным. Управленец тратит на общение ¾ своего рабочего времени. Большинство руководителей считают, если не удается хорошая карьера, что он плохо взаимодействует со своими коллегами и подчинёнными. Руководитель может принимать взвешенные и рациональные решения. Когда он знает реальное положение дел, активно взаимодействует со своими подчинёнными, опирается на них.[6, ст.39]

Руководитель, прежде всего, должен предъявлять требования к себе. Анализировать свою работу и поведение с подчинёнными. Если были допущены ошибки, должен их исправить. В процессе работы над собой приобретать недостающие качества для хорошего, эффективного руководства.


Так же, по моему убеждению, руководитель должен использовать в процессе работы изречения древнекитайского философа Конфуция (ок. 551 г. До н.э.):

• «Когда ведешь себя правильно, то за тобой пойдут и без приказа. Когда ведешь себя неправильно, то не послушают хоть и прикажешь».

• «Когда ты исправляешь сам себя, то с чем не справишься в правлении? Когда не можешь сам себя исправить, то, как же будешь исправлять других?»

И не забывать про четыре принципа великого итальянского гуманиста Никколо Макиавелли (1469-1527) которые оказали влияние на развитие менеджмента:

1. Авторитет, или власть лидера, коренится в поддержке сторонников;

2. Подчинённые должны знать, чего они могут ожидать от них;

3. Лидер должен обладать волей к выживанию;

4. Лидер - всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников. [5, ст. 48-49]

1.3. Лидерство. Различие между лидером и руководителем.

Лидерство- способность оказывать влияние, как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации.

В современном менеджменте лидерство характеризуется неоднозначно:

1.Лидерство есть разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз и носителем такой власти выступает не большинство, а один человек или небольшая группа лиц.

2. Лидерство есть управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность.[6, ст.19]

3. Лидерство- это постоянное влияние на всех членов группы, при котором воздействие осуществляется на всех. Явный приоритет во влиянии, отношение лидера и ведомых асимметричны, односторонняя направленность от лидера к членам группы, организационный лидер опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или признание правомерности руководства.

4. Лидерство- влияние лидера на поведение человека, которое вносит изменение в поведении, отношения, чувства другого человека. Можно оказывать влияние через идеи, устное и посменное слово, через внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример.

5. Лидерство есть неформальное явление, это символ эмоционального-психологической общности группы и образец поведения для ее членов. (Психология управления. [6, ст.19]


Лидерство в группе складывается из компонентов: эмоционального, делового и информационного.

1.Деловое лидерство характерно для формальных групп, решающие производственные вопросы. В его основе присутствуют качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, наибольший опыт в данной деятельности. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на руководство. С ним хорошо работается, он умеет организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела.[6, ст.20]

2.Эмоциональное лидерство возникает в неформальных социальных группах на основе человеческих симпатий- притягательности лидера как участника межличностного общения. Такой лидер вызывает у людей доверие, излучает доброту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта.

3.Инфорационное лидерство характеризуют компетентностью в информационной среде. Это мозг группы. К нему все обращаются с вопросами, потому, что он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.

Самый лучший будет лидер, сочетающий все три компонента- но такой встречается крайне редко.

Чаше всего, сочетание двух компонентов:

Эмоционального и делового, информационного и делового.[6, ст.20]

В зависимости от направленности влияния можно рассматривать лидерство:

• Конструктивное (функционально), способствует осуществлению целей организации;

• Деструктивное (дисфункционально), формируется на базе стремлений наносящих ущерб организации (лидерство в сформировавшейся на производстве группе воров и взяточников);

• Нейтрально не влияет непосредственно на эффективность производственной деятельности (лидерство среди работающих в одной организации).

В современной жизни границы между этими типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством. [6, ст.21] Лидерство в группе может быть формальным (официальные руководители) и неформальными.

Любой неформальный лидер обладает личностным притяжением, которое проявляется в разной форме. Выделяют три типа лидеров:

1. Вожак-самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. Американский исследователь Р. Стогдилл предложил следующий перечень качеств руководителя-вожака:

• Физические качества - активный, энергичный, здоровый, сильный;


• Личностные качества -приспособляемость, уверенность в себе, авторитетность, стремление к успеху;

• Интеллектуальные качества -ум, умение принять нужное решение, интуиция, творческое начало;

• Способности - контактность, легкость в общении, тактичность, дипломатичность.

2. Лидер (в узком смысле слова) менее авторитарен, чем вожак. Наряду с внушением и убеждением ему часто приходиться побуждать к действию личным примером. Влияние как правило распространяется только на часть членов неформальной группы.

3. Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой то либо конкретной ситуации.

В управлении персоналом используется и классификация лидеров в зависимости от того, как воспринимает группа их:[6, ст.21]

• «один из нас»- не выделяется среди членов группы, воспринимается как «первый среди равных» в определенной сфере - наиболее удачливый или волею случая, оказавшийся на руководящей должности, в целом, по мнению группы, живет, радуется, печалится, принимает правильные решения и ошибается - как все остальные члены группы;

• «лучший из нас» выделяется из членов группы по многим нравственным, деловым, коммуникационным и др.) качествам и в целом является эталоном для подражания.

• «хороший человек»- воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимания к другим, готовности прийти на помощь;

• «служитель» - стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действие от их имени.

Члены группы по разному воспринимают тип лидера. Один может воспринимать лидера как «одного из нас», другие же воспринимают его одновременно как «лучшего из нас», и как «служителя».

Лидер есть в любом коллективе. Они активно влияют на морально-психологический климат в коллективе и могут стать источником конфликтов. Но они составляют резерв на выдвижение в руководящие должности. [6, ст.22]

Лидерство и руководство понятие близкие. Формальное лидерство - это приоритетное влияние определённого лица на членов организации, основывающееся на руководящие на руководящем положении данного лица в общественной иерархии. Руководство- это всегда формальное лидерство. Неформальное лидерство интерпретируется, как субъективная способность, готовность и умение человека выполнять роль лидера, а так же признание за ним права на руководство со стороны группы. Неформальный лидер далеко не всегда является руководителем по статусу.[6, ст.22]


Различия между лидером и руководителем:

• Лидер в своей деятельности, как правило, регулирует межличностные отношения (психологические, личностно-эмоционально окрашенные). Руководитель регулирует официальные отношения группы как определенной социальной организации.

• Лидерство проявляется в условиях микросферы, к которой относится малая группа. Руководство больше проявляется в макросреде (больших социальных группах) и связано со всей системой общественных отношений.

• Лидер выдвигается стихийно. Руководитель или назначается или избирается, и его выдвижение сопровождается различными (формальными) в данной группе процедурами.

• Лидерство характеризуется меньшей стабильностью, выбор лидера зависит от настроения группы. Руководство более стабильно.

• Лидер в отличии от руководителя не обладает определённой системой официально признанных санкций.

• Лидер принимает решения касающиеся групповой деятельности непосредственно. Руководитель, принимая решение, должен учитывать множество различных обстоятельств, в том числе за рамки его группы. [6, ст.23]

Что бы быть эффективным руководителем, необходимо быть и эффективным лидером. Благодаря влиянию люди поступают как ему надо. В организационной среде существует несколько подходов к лидерству. Один из них стиль лидерства.

Стиль лидерства- отображает ценности менеджера, его отношение к подчинённым, самооценку и личностные характеристики. Эффективность того или иного стиля зависит, от характера работы и индивидуальных характеристик подчинённых. Насколько эффективен выбранный стиль, в огромной мере определяется результатом достижения намеченной цели, решением конфликта созданием команды и управлением стрессами. [4, ст.77]

Руководитель на предприятии должен быть лидером. Формальным и неформальным. Сплотить сотрудников- сделать команду. Видеть цель. Ставить задачи. Быть высоко идейно-нравственным. Ввести за собой коллектив.

2.1. Стили управления и стиль руководства

В современной учебной литературе синонимично употребляются два термина: «Стиль управления» и «Стиль руководства».[1, ст.165]

Стиль управления- система методов, приемов и форм деятельности всех управленческих работников в связи с осуществлением их функций. Его элементами являются: стиль руководства, стиль подчинения, стиль соподчинения.