ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 10378
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Розничная торговля как сфера обращения в системе общественного воспроизводства
1.1 Розничная торговля: сущность, функции, значение в экономике страны
1.3. Тенденции развития торговой деятельности в Российской Федерации
Глава 2. Анализ развития розничной торговли (на примере ООО «СПОРТМАСТЕР»)
2.1. Организационная характеристика торговой организации
2.2. Анализ основных экономических показателей розничной торговли
2.3. Анализ коммерческой деятельности торговой организации на товарном рынке
Отмеченное актуализирует исследование вопросов, связанных с развитием торговли в современных условиях. Исследование проблем торговли в общеэкономической системе является составной частью, так как в эту отрасль вовлечено все население страны в качестве продавцов или покупателей1.
При осуществлении любого вида деятельности, в том числе и торговли, обращено внимание на то, чтобы получать максимальную прибыль. В сфере осуществления торговли основным источником получения прибыли в процессе продажи, является полученная разница между ценой по которой приобретен товар, и ценой по которой он будет продан. Одним из способов получения прибыли, требующих меньших материальных вложений, считается перепродажа товаров или предоставление услуг потребителям. В настоящее время торговлю классифицируют по следующим видам:
-
внешняя торговля: импортная, транзитная, экспортная; -
внутренняя торговля: оптовая, розничная, рыночная (биржевая).
В последнее время в России увеличивается численность населения занятого в сфере торговли. Торговые организации это субъекты рынка, которые по объемам и форме подразделяются на два вида2:
-
организации оптовой торговли; -
организации розничной торговли.
Основные различия розничной и оптовой торговли заключаются в конечной цели приобретения товара покупателем3:
-
товар будет использоваться для ведения предпринимательской деятельности; -
товар будет использоваться для личного пользования.
В настоящее время применяются и такие термины как:
-
оптово-розничная торговля; -
мелкооптовая торговля; -
торговля по образцам; -
торговля с использованием автоматов; -
интернет-торговля (См. Приложение 1).
Оптовая торговля это купля-продажа товаров, которая способна активно регулировать рынки за счет перемещения и накопления товаров в зависимости от региона, она является самостоятельной отраслью рыночной экономики, которая зависит от спроса целевых потребителей и при этом снижает расходы на продажу относительно всего процесса производственной деятельности.
Розничная торговля - это деятельность, которая связана с продажей товаров, работ и услуг, но с определенной торговой наценкой, с получением при этом, экономической выгоды. История развития розничной торговли начинается в дореволюционной России в период возникновения материального отношения между людьми, в то время они стали обмениваться товарами и услугами.
Рисунок 1. Варианты определения «розничная» торговля в различных источниках
До периода применения налогового законодательства идентификация оптовой и розничной торговли осуществлялась на основании Гражданского Кодекса Российской Федерации4 и Общего классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД)5, утвержденное Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии № 454 06.11. 2001 года.
Согласно ГК РФ пункт 1 ст. 492 необходимо заключить, что при осуществлении розничной торговли продавец товара должен передать его покупателю на основании договора купли - продажи розничной торговли для личного, семейного домашнего пользования. В Гражданском Кодексе Российской Федерации ст. 506 прописано, что продавец товара обязуется его передать покупателю по договору поставки в установленный срок для использования в предпринимательской деятельности или других целей, которые не связаны с личным, семейным, домашним использованием.
В связи с этим можно сделать вывод, что продажа товара по договору поставки не считается розничной торговлей, а установить эти различия можно только путем сопоставления статей 492 и ст. 506 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Рассматривая признаки классификации необходимо отметить, что розничная торговля представлена по следующим признакам:
-
по степени специализации номенклатуры: специализированная и смешанная; -
по виду передачи товара: стационарная, то есть в магазине, посылочная и передвижная торговля.
Следует подчеркнуть, что в соответствии с классификатором розничная торговля - это деятельность, которая включает продажу товара для личного потребления или домашнего пользования, а именно:
-
продажа товара без изменения населению для личного потребления и домашнего использования; -
установка проданных товаров личного потребления пользования или домашнего использования; -
продажа товара в розницу через агентов.
Согласно ОКВЭД понятие «оптовая» торговля – это деятельность, которая связана с:
-
продажей товара торговым агентам, которые занимаются розничной торговлей; -
продажа товара коммерческим организациям; -
продажа товара оптовым торговым организациям.
В Налоговом Кодексе РФ гл. 26.3 дано понятие розничная торговля, которое заключается в следующем – это предпринимательская деятельность, которая основана на договоре розничной купли-продажи товаров за наличный расчет, или безналичный расчет с применением платежных карт (ст.346.27 НК Российской Федерации)6.
В настоящее время в связи с произошедшими изменениями торговые организации должны использовать кассовые и товарные чеки, которые подтверждают покупку и оплату товара. В ГК РФ статья 493 прописано, что договор купли-продажи считается заключенным только после надлежаще оформленного кассового или товарного чека, что подтверждает заключение договора и выполнение его условия.
Таким образом, важность развития розничной торговли в настоящее время имеет большое значение для регионов и для экономии страны в целом. Несмотря, на распространение пандемии COVID-19 розничная торговля и оптовая торговля активно развиваются, а это считается положительным фактором, так как это основной источник поступления денежных доходов в бюджет страны. Развитию торговли уделяется большое внимание, так как наблюдается спад производства, и высокая инфляция, поэтому роль экономического регулятора поступления доходов в бюджет выполняют торговые организации.
Современный рынок невозможно представить себе без розничной торговли. Несмотря на широту ее распространения и важность, единого подхода к определению данного термина не существует.
В общем смысле под розничной торговлей принято понимать деятельность, связанную с реализацией товаров и услуг конечным потребителям, которые приобретают их для личного некоммерческого использования. Иначе говоря, она представляет собой совокупность видов предпринимательской деятельности, которые связаны с продажей товаров и услуг конечным потребителям. На практике розничную торговлю часто называют просто ритейлом (от англ. «retail trade»).
Розничная торговля представляет собой ни что иное, как товарообменный процесс, нацеленный на удовлетворение потребностей конечных потребителей (физических лиц) посредством свободной продажи товаров и услуг, которые представляют для них определённую ценность.
Определим место розничной торговли в процессе товародвижения продукции: товаропроизводители изготавливают товарную продукцию и продают ее компаниям, занимающимся оптовой или розничной торговлей; коммерческие фирмы оптовой торговли перепродают товарную продукцию розничным продавцам, а те – реализуют ее конечным потребителем.
На сегодняшний день сфера розничной торговли считается одной из наиболее активно развивающихся отраслей национальной экономики. Растет ее влияние и на другие сферы, функционирующие в рамках общей цепи товародвижения, включая товаропроизводителей, дистрибьюторов и закупщиков. Итак, розничная торговля играет важную роль в экономике. Реализуется она на стыке сочетания интересов конечных потребителей и оптовых продавцов.
Интересы первых заключаются в том, чтобы получить высококачественный товар или услуги, способные удовлетворить их потребности. Интересы вторых сосредоточены вокруг получения доходов. Сама по себе розничная торговля способствует ориентации товаропроизводителей на максимально возможный учет общественных нужд, потребностей и запросов. Она может осуществляться в различных видах и формах.
Рисунок 2. Формы розничной торговли
Так или иначе, фундаментальной основой осуществления розничной торговли считается теория индивидуального выбора, исходящая из принципа приоритетности потребителей. В связи с этим розничную торговлю нередко принято воспринимать в качестве социального выражения качества жизни общества. Посредством реализации произведенной потребительской стоимости розничная торговля служит связующим звеном между производством и потреблением, а также способствует поддержанию равновесия между спросом и предложением. При этом совершенно не важно, кто и где реализует товар, а также то, через какие каналы сбыта этот товар попадает к потребителю. Такова сущность и предназначение розничной торговли.
Розничная торговля преследует определённые цели и задачи. Ее базовой целью считается удовлетворение разнообразных потребностей конечных покупателей и получение прибыли. Любая фирма, функционирующая в сфере розничной торговли, является коммерческой, а значит, ориентированной на получение финансовых выгод. К числу основных задач, решаемых розничной торговлей, относятся:
-
Приобретение товарной продукции у фирмы-оптовика и ее последующая продажа любому желающему (магазинная торговля) в неизменном виде или после обыкновенной для сферы розничной переработки; -
Формирование товарного ассортимента и перечня услуг для удовлетворения потребностей покупателей; -
Рассылка товарной продукции, заказанной по каталогу, пробам, образцам либо на основании других предложений (посылочная торговля); -
Демонстрация товарных образцов на открытых торговых стендах с целью получить заказы на товары; -
Организация торговли с доставкой на дом или вразнос; -
Реализация уличной торговли.
Основной задачей розничной торговли выступает обеспечение возможности приобретения какой-либо товарной продукции при соответствующем качестве торгового обслуживания.
Сущность розничной торговли как нельзя лучше проявляется в ее функциях. В большинстве случаев к ним принято относить:
-
Изучение потребительского спроса и рыночного предложения, их балансировка; -
Формирование ассортимента товаров и услуг, способного удовлетворить потребности населения; -
Организация товародвижение, доведение товарной продукции до покупателя посредством организации ее пространственного перемещения и подачи к месту продажи; -
Оказание воздействия на производства с целью увеличения объемов товарной продукции и расширения ее ассортимента; -
Формирование товарных запасов и поддержание их на необходимом уровне; -
Осуществление рекламно-информационной работы розничных торговых фирм; -
Проведение торгово-технологических операция с товарной продукцией (речь идет о хранении, производственной доработке, фасовке, упаковке, внутреннем перемещении, размещении и выкладке товаров в торговых залах, а также о совершенствования торговых технологий и улучшении обслуживания покупателей); -
Формирование спроса и стимулирование сбыта на реализуемые товары и услуги; -
Выбор наиболее эффективных методов для реализации товаров и услуг (речь идет о предложении товаров и содействии покупателям в осуществлении их потребительского выбора, а также о выполнении необходимых расчетных операций); -
Удовлетворение потребностей населения в товарной продукции и услугах; -
Оказание покупателям всего комплекса услуг, способствующих облегчению процесса покупки товара и его использование.
Главной функцией розничной торговли выступает доведение товаров до конечных потребителей и удовлетворение потребностей населения.
Все вместе описанные выше функции способствуют успешной реализации товаров и услуг потребителям, испытывающим нужду в удовлетворении личных потребностей, и определяют саму сущность розничной торговли.
Функции розничной торговли:
-
Изучение запросов от потенциальных клиентов и формирование ассортимента на их основе. -
Информирование покупателей о тех вещах, которые они приобретают. -
Побуждение производителей к производству конкретных товаров на основе полученных в результате исследований данных. -
Обслуживание и консультирование.