Файл: Сравнительное административное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 783

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
заключаются:

  • в праве органов государства издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы (другим органам государства, должностным лицам, учреждениям, организациям, предприятиям, гражданам, а также, в ряде случаев, и общественным организациям, если государственные органы осуществляют руководство ими);

  • в специфической особенности полномочий (их веления могут выходить за рамки данного государственного органа и распространяться на ту область или отрасль хозяйственного, социально-культурного или административно-политического строительства, с которой связано функционирование данного органа);

  • в праве органов государства на обеспечение реализации принимаемых ими актов путем использования от имени государства соответствующих мер воспитания, убеждения, поощрения;

  • в праве органов государства на осуществление от его имени надзора (наблюдения) за исполнением требований правовых актов;

  • в праве органов государства в необходимых случаях и в целях обеспечения выполнения требований издаваемых ими правовых актов применять установленные меры принуждения.

Все указанные действия органов государства обязательны, ибо подкрепляются авторитетом и силой государства.

Таким образом, основными признаками органа государства являются следующие:

  • это часть аппарата государства;

  • это политическая организация, в определенной степени оформленная;

  • осуществляет от имени государства его задачи и функции;

  • обладает государственно-властными полномочиями;

  • имеет определенную компетенцию, структуру и территориальный масштаб деятельности;

  • образуется в порядке, установленном законом, осуществляет возложенные на него задачи посредством одного из видов государственной деятельности;

  • несет ответственность перед государством за свою деятельность.

Орган государственного управления (исполнительной власти) обладает специфическими признаками, отличающими его от иных видов государственных органов:

  • осуществляет специфическую по своему содержанию и методам государственную деятельность – государственное управление;

  • представляет собой субъект исполнительной власти и в то же время специальный субъект государственного управления. Это исполнительно-распорядительный орган, олицетворяющий исполнительный аппарат государства.

Необходимо также уяснить, что орган исполнительной власти всегда орган государственного управления, в то же время не всякий орган государственного управления является органом исполнительной власти. Эта власть имеет разветвленный механизм, в том числе управленческие органы, действующие лишь в качестве звеньев механизма иного (второго) порядка, чем органы исполнительной власти. Так, администрация государственного объединения, предприятия, учреждения, выполняя управленческие функции, является органом внутреннего управления, или внутреннего самоуправления, и к органам исполнительной власти не относится;


  • осуществляет свою деятельность на основе и во исполнение закона, используя в этих целях юридические средства нормативного, оперативно-исполнительного (юрисдикционного) характера;

  • осуществляет общее, непосредственное, повседневное оперативное руководство объектами хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства.

Таким образом, орган государственного управления (исполнительной власти) представляет собой организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, призвана в порядке исполнительно-распорядительной деятельности осуществлять от имени государства и в объеме предоставленных ему государственно-властных полномочий повседневное и непосредственное руководство объектами хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства.

Правовое положение органов управления находит свое конкретное выражение в их компетенции. В ней закрепляются цели, задачи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности этих органов, т. е. их административная правоспособность и дееспособность.

Компетенция органов государственного управления закрепляется в Конституции Республики Беларусь, законах, декретах и указах Президента Республики Беларусь, положениях о конкретных ведомостях.

6.2. Виды органов исполнительной власти

Органы исполнительной власти классифицируются по ряду оснований (например, по территориальному признаку, характеру деятельности, компетенции и др.).

В административно-правовой литературы существует наиболее распространенная классификация органов системы исполнительной власти.

По порядку образования они подразделяются на:

  • органы, образование которых предусмотрено конституцией (Совет Министров, министерства, государственные комитеты, исполнительные органы местных Советов депутатов и др.);

  • органы, образуемые распорядительным порядком другими государственными органами (ведомства, администрация объединений, предприятий, учреждений, организаций).

По территориальному масштабу деятельности на:

  • центральные органы государственного управления, деятельность которых распространяется на всю территорию республики (Совет Министров, министерства, государственные комитеты и другие ведомства);

  • местные органы государственного управления, распространяющие свою деятельность на определенную административно-территориальную единицу (исполнительные комитеты всех уровней, районные администрации, органы некоторых министерств и ведомств, не входящие в подчинение местных органов власти и управления, администрация объединений, предприятий, учреждений, организаций);

  • межтерриториальные органы государственного управления, охватывающие своей деятельностью несколько административно-территориальных единиц (управление железной дороги, гражданской авиации, военный округ и др.).


По характеру и объему полномочий на:

  • органы общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления (Совет Министров, исполнительные органы местных Советов депутатов);

  • органы отраслевой компетенции, ведающие какой-либо одной отраслью управления (министерства, отделы и управления исполнительных органов местных Советов депутатов);

  • органы межотраслевой компетенции (Министерство финансов, Министерство статистики).

По порядку (способу) разрешения подведомственных вопросов на:

  • коллегиальные (Совет Министров, местные исполнительные органы);

  • единоличные (министерства, отделы и управления исполнительных комитетов).

По источникам финансирования на:

  • госбюджетные, т. е. не связанные с производственной деятельностью, обращением материальных ценностей и ценных бумаг и финансируемые из государственного или местного бюджета;

  • хозрасчетные, т. е. наделенные основными и оборотными средствами, имеющие самостоятельный баланс, связанные с производством материальных ценностей или оказанием платных услуг.

6.3. Система органов исполнительной власти, правовые основы ее построения

Систему исполнительных органов государственной власти Республики Беларусь можно представит в следующем виде:

  • Совет Министров Республики Беларусь;

  • министерства;

  • государственные комитеты;

  • органы территориальных администраций.

В своей совокупности они составляют единую государственную систему исполнительно-распорядительных органов государства, осуществляющую деятельность на основе принципов унитаризма, обусловленного государственным устройством Беларуси и проявляющегося в разумной централизации органов управления, самостоятельности местных органов в решении локальных задач, законности. От других органов государственной власти их отличает то, что они:

  • осуществляют на основе и во исполнение законов руководство вопросами общего и отраслевого государственного управления;

  • имеют специфическое назначение и правовое положение, позволяющее им решать возложенные на них задачи формами, методами и способами, присущими исполнительно-распорядительной деятельности;

  • характеризуются как органы, которым присущи:

  1. подчиненность и подконтрольность органам представительной власти;

  2. подзаконность деятельности;

  3. наличие определенной оперативной самостоятельности;

  4. подчиненности нижестоящих органов вышестоящим;

  5. определенная правом организационная внутренняя структура.


6.4. Президент Республики Беларусь – глава исполнительной власти. Его правовой статус

Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе государственных органов. В соответствии со ст. 79 Конституции, Президент Республики Беларусь является главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

Президент принимает меры по обеспечению преемственности и взаимодействия органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Выполнение данных полномочий требует действенных управленческих мер, определенных и осуществляемых на основе Конституции и законов. Это позволяет говорить о важной роли президента в административно-правовой сфере.

Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.

Пост президента учрежден в республике Конституцией Республики Беларусь 1994 г. и соответственно в ней, а также в Законе Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» закреплен правовой статус президента.

В конституции определены требования, которые предъявляются к кандидату в президенты Республики Беларусь. Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами (ценз оседлости).

Президент осуществляет государственную власть в качестве главы государства, возвышаясь над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Президент Республики Беларусь олицетворяет единство народа, является гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета, национальной безопасности и территориальной целостности Республики Беларусь, обеспечению политической и экономической стабильности. Президент организационно не входит в систему какой-либо ветви государственной власти, обладает обширными полномочиями по отношению к исполнительной власти как к области формирования ее организационной системы, так и содержательной части важнейших направлений ее функционирования.


Согласно Конституции Республики Беларусь, Президент:

  • формирует Совет Министров Республики Беларусь, определяет его структуру;

  • с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра Республики Беларусь;

  • своими указами определяет систему органов исполнительной власти, назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус;

  • своими указами оказывает влияние на различные стороны самого содержания деятельности Совета Министров и всей системы исполнительной власти;

  • имеет право отменять акты правительства, местных органов государственного управления (исполнительной власти);

  • назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

  • образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные органы при Президенте;

  • имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь;

  • непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству;

  • формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь; назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности;

  • является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил;

  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами.

Вместе с тем с точки зрения требований законности Президент Республики Беларусь не должен подменять органы исполнительной власти, представляющие собой самостоятельные звенья системы этой власти.

Организационно президент никому не подчинен, он обладает высокой степенью независимости от других государственных органов. Но в правовых актах, регулирующих его правовой статус, закрепляется вторичный, подзаконный характер президентской власти. Декреты, указы, распоряжения президента принимаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.