Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 349
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования ассортимента товаров розничного предприятия
1.2. Показатели ассортимента и факторы, влияющие на них
1.3. Принципы, этапы формирования ассортимента
2.1. Организационно-экономический характер сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск)
2.2. Анализ экономических показателей сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск)
3.1. Рекомендации по совершенствованию ассортимента
ВВЕДЕНИЕ
Розничная торговля - одна из важнейших сфер обеспечения населения. С помощью нее происходит соединение товарного предложения и покупательского спроса. Розничная торговля, как источник поступления денежных средств, формирует основы финансовой стабильности государства. В ходе становления рыночной экономики она коренным образом изменилась.
Отличительным признаком розничной торговли является богатая конкурентная среда. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере самая высокая.
Также в настоящее время рынок товаров довольно-таки насыщен, товарный дефицит отсутствует. Бюрократическая система распределения товаров полностью заменена отношениями свободной купли-продажи.
Что касается товарного ассортимента, то он увеличился в разы. Большая часть товаров, зачастую, не очень высокого качества, а также из материалов, не отвечающих требованиям безопасности.
Поэтому неправильная оценка качества продукции, неосведомленность в свойствах товара, его характеристиках, а также ошибки при его выборе могут привести к большим убыткам и потерям, как для крупных предпринимателей, так и для обычных покупателей. Для предотвращения вышеописанных ситуаций, необходимо иметь основные представления о товароведении различных групп товаров.
Успех компании во многом зависит от рыночного успеха, который в свою очередь зависит от четко разработанной и последовательно претворяемой в жизнь товарной политики.
Это и предопределило актуальность выбранной темы.
Цель работы – анализ структуры торгового ассортимента на примере сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск).
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы формирования ассортимента товаров розничного предприятия.
2. Провести анализ эффективности коммерческой деятельности при формировании ассортимента товаров розничных предприятий.
3. Разработать рекомендации и мероприятия по совершенствованию ассортимента товаров сети магазинов «Пятерочка» (г. Северодвинск).
1. Теоретические основы формирования ассортимента товаров розничного предприятия
1.1. Понятие товарного ассортимента, классификация ассортимента товаров и услуг розничного предприятия
Прежде, чем приступить к рассмотрению формирования товарного ассортимента, необходимо изучить различные трактовки его основных понятий. Понятие «ассортимент» было исследовано различными учеными-экономистами. Среди них можно выделить следующих: Е. Дихтль, Х. Хершген, Ф. Котлер, Г. Рассел, Д. Джобер, Б. Берман, Аванс Дж. Р., Завьялов П. С., Попов Е. В., Романов А. Н., Кардаш В. Я., Кубышина Н. С. и другие.
На основе анализа литературных источников можно сделать вывод о том, что в разграничении некоторых аспектов в понятии «ассортимент» нет четких границ. Данное понятие рассматривается как в узком, так и в широком смысле. И чем шире это понятие, тем более нечеткое его определение, чем уже – тем меньше возможности найти разницу в трактовке. Иногда ассортимент отождествляют с отдельной маркой, в других случаях ассортимент может включать различные марки одной товарной категории. Поскольку большинство трактовок сводятся к мысли, что ассортимент представляет собой набор тесно связанных между собой товаров, его можно объединить по следующим признакам:
- назначение для одних и тех же потребителей;
- реализация через одни и те же торговые заведения;
- сходство в сферах использования;
- продажа в определенном диапазоне цен.
Так, например, Ф. Котлер определил ассортимент как «группу товаров, тесно связанных между собой или вследствие сходства их функционирования, либо вследствие того, что их продают одним и тем же группам клиентов, или через одни и те же типы торговых заведений, или в рамках одного и того же диапазона цен»[1]. А товарную номенклатуру как «совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям конкретным продавцом», присутствует утверждение, что товарная номенклатура является товарным ассортиментом. С таким подходом согласиться нельзя, т.к. номенклатура характеризует производственную деятельность на высоком организационном уровне, чем формирование (планирование) самого ассортимента. Кроме того, понятие «Номенклатура» является более узким, указывает только состав товарного ассортимента. А ассортимент включает понятие о структуре товарной массы по наименованиям, а не только совокупность характеристик перечня товаров или продукции.
Рассмотрим обобщенные подходы различных авторов к понятию «товарный ассортимент» представлены (табл. 1.1):
Таблица 1.1
Трактовка понятия «Товарный ассортимент»[2]
Подход |
Автор |
Трактовка определения |
Отраслевой |
Дихтль Е. |
Совокупность всех продуктов предпринимателя называется программой. В промышленности говорят о производственную программу, в торговле закрепилось понятие ассортимента[3]. |
Кузин Б. |
Содержанием планирования производственной программы являются ответы на вопросы: какие изделия, и в каком количестве должны быть сделаны. В рамках планирования, производственной программы определяются дизайн продукции, ее ассортимент и объем выпуска[4]. |
|
Функциональный |
Дурович А.П. |
Набор товаров, который сформирован по определенным признакам. В него входит совокупность товаров, которые предназначены для определенной области применения, реализации в конкретных торговых предприятиях, определенных категорий потребителей[5]. |
Балабанова Л.П. |
Совокупность товаров предприятия, связанных между собой функциональным назначением[6]. |
|
Направлен на рентабельность предприятия (целевой) |
Чухрай Н. |
Динамический набор номенклатуры продукции, который пользуется потенциальным спросом на рынке и обеспечивает успешное функционирование предприятия на длительную перспективу[7]. |
Новикова Н.Г. |
Набор продуктов, предлагаемых предприятием потребителю, системно создан по отношению к последнему, который обеспечивает максимальную кумулятивную прибыль на определенный срок[8]. |
|
Абчук В.А. |
Набор связанных между собой товаров, объединение которых при продаже способно принести предприятию дополнительный эффект[9]. |
|
Товароведческий (Детализированный) |
Кардащ В.Я. |
Набор одноименной продукции, конкретизирован названиями, видами, сортами, размерами, артикулами (product line); группа товаров тесно связана сходством функционально полезных свойств, особенностей изготовления, оборота и потребления в пределах одного диапазона цен[10]. |
Сысоева С. |
перечень продаваемых товаров в магазине, составляемых по сортам, типам, видам, размерам и торговым маркам[11]. |
Из приведенных выше определений можно сделать вывод, что товарный ассортимент – это такая совокупность товаров, которая объединяется по признакам, соответствует профилю деятельности предприятия, наиболее полно удовлетворяет потребности, требования определенных категорий потребителей и приносит дополнительный эффект предприятию.
Любое решение по формированию товарного ассортимента предполагает определение оптимальной структуры товарного предложения. Предметом ее реализации выступает оптимальный ассортимент. Такой ассортимент можно рассматривать с двух позиций: со стороны потребителя и со стороны производителя.
Так, например, Дурович А.П. приводит следующее определение понятия оптимального ассортимента со стороны потребителя: «Набор товаров, которые наиболее полно удовлетворяют постоянно изменчивые потребности потребителей»[12]. Николаева М.А. рассматривает оптимальный ассортимент как «ассортимент, который удовлетворяет реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя»[13].
С точки зрения производителя Николаева М.А. рассматривает оптимальный ассортимент как «оптимальная пропорция товаров, которые находятся на разных стадиях жизненного цикла». Лутай А.С. приводит следующее определение оптимального ассортимента: «ассортимент, который обеспечивает значительное повышение эффективности общего производства, оптимизируя издержки трудовых и материальных ресурсов». Шаповалов Г.М. рассматривает оптимальный ассортимент как «набор товаров после удаления неперспективных позиций и сокращения места под них».
По нашему мнению наиболее подходящее определение дает российский ученый Кедрин Е.А., который учитывает обе указанные позиции: «оптимальный ассортимент это такая группа товаров, способна максимально удовлетворять растущие потребности всеми основными и дополнительными признаками, с учетом ресурсных и производственных возможностей и экономической целесообразности»[14].
Таким образом, специфика товарного ассортимента для потребителя заключается в совокупности товаров, соответствующих их потребностям и требованиям и несущих полезный эффект от их использования. Что касается производителя, то здесь товарный ассортимент понимается как оптимальная пропорция товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, способные максимально удовлетворить растущие потребности по всем основным и дополнительными признаками, с учетом ресурсных, производственных возможностей и экономической целесообразности (рис.1.1):
Рисунок 1.1
Специфика оптимального товарного ассортимента[15]
Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы – по местонахождению, на подгруппы – по широте охвата товаров, на виды – по степени удовлетворения потребностей, на разновидности – по характеру потребностей.
Рисунок 1.2
Классификация ассортимента товаров[16]
Исходя из классификации, приведенной на рисунке 1.2, по местонахождению товаров различают ассортимент промышленный и торговый.
Промышленный (производственный) ассортимент – это набор товаров, которые выпускаются изготовителем исходя из его производственных возможностей.
Промышленный ассортимент товаров разных организаций-изготовителей, в т.ч. и предприятий общественного питания, независимо от формы собственности должен быть согласован с санитарными органами Министерства здравоохранения России.
Торговый ассортимент – это набор товаров, который формируется организацией торговли или общественного питания с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы.
В отличие от промышленного, торговый ассортимент включает, как правило, товары разных изготовителей. Исключение составляют фирменные магазины организаций-изготовителей, стратегия которых основывается на сбыте товаров только конкретной фирмы.
Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов, наименований.
В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный.
Простой ассортимент – это набор товаров, который представлен небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей.
Простой ассортимент характерен для магазинов, реализующих товары повседневного спроса в районах проживания покупателей с небольшими материальными возможностями. Например, хлебобулочные и молочные магазины в рабочих районах, сельских местностях.
Сложный ассортимент – это набор товаров, который представлен значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах.