Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 341
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования ассортимента товаров розничного предприятия
1.2. Показатели ассортимента и факторы, влияющие на них
1.3. Принципы, этапы формирования ассортимента
2.1. Организационно-экономический характер сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск)
2.2. Анализ экономических показателей сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск)
3.1. Рекомендации по совершенствованию ассортимента
Такой ассортимент присущ оптовым базам и розничным торговым организациям типа универсамов или универмагов, ориентирующимся на покупателей с разным спросом.
Групповой ассортимент – это набор однородных товаров, которые объединены общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности.
Чаще всего общим признаком является функциональное или социальное значение. Например, хлебобулочные, плодоовощные, молочные, обувные, одежные и другие группы товаров объединены по признаку функционального назначения, а товары для детей, молодежи, для отдыха – социального.
Групповой ассортимент положен в основу организационной структуры многих торговых предприятий. Так, на непродовольственных оптовых базах склады различаются групповым ассортиментом. По тому же признаку в универмагах создаются разные секции (одежные, обувные, галантерейные и т. п.).
Видовой ассортимент – это набор товаров различных видов и наименований, которые удовлетворяют аналогичные потребности. Он является составной частью группового ассортимента. Например, ассортимент молока – пастеризованное, стерилизованное и др. – часть ассортимента молочных товаров.
Марочный ассортимент – это набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных. Такие товары наряду с удовлетворением физиологических потребностей в значительной мере нацелены на удовлетворение социальных и психологических потребностей. Эти потребности удовлетворяются престижными марками автомобилей, одежды, обуви, духов, марочных вин и др.
Развернутый ассортимент – это набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками. Такой ассортимент, как правило, встречается в специализированных магазинах, причем количество групп однородных товаров может быть сравнительно небольшим.
Так, в торговый ассортимент магазинов, которые специализируются на продаже аудио- и видеотехники, входят три-четыре группы однородных товаров (телевизоры, магнитофоны, видеомагнитофоны), но зато эти группы представлены большим количеством товаров разных классов сложности и торговых марок.
Сопутствующий ассортимент – это набор товаров, выполняющих вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации. Товары сопутствующего ассортимента в обувном магазине – это предметы ухода за обувью, а в продовольственном магазине – мыло, спички, некоторые другие хозяйственные товары.
Смешанный ассортимент – это набор товаров разных групп, видов, наименований, которые отличаются большим разнообразием функционального назначения. Смешанный ассортимент характерен для магазинов, торгующих непродовольственными и продовольственными товарами.
По степени удовлетворения потребностей различают рациональный и оптимальный ассортимент.
Рациональный ассортимент – это набор товаров, которые наиболее полно удовлетворяют реально обоснованные потребности, обеспечивающие максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии.
Формирование рационального ассортимента требует учета большого количества факторов и показателей, многие из которых довольно изменчивы. К таким факторам относятся реальные потребности, которые зависят от уровня жизни населения, достижений научно-технического прогресса и других особенностей внешней среды. В свою очередь, многие из этих факторов непосредственно влияют на изменения рационального ассортимента. Например, достижения научно-технического прогресса стимулируют разработку новых товаров и формируют новые потребности. Это отчетливо проявляется при формировании рационального ассортимента бытовой техники.
Оптимальный ассортимент – это набор товаров, который удовлетворяет реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на их проектирование, разработку производства и доведение до потребителей. Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью.
Критерием для отнесения товаров к оптимальному ассортименту может служить коэффициент оптимальности (Коп), который рассчитывается для конкретного товара по формуле:
КОП = * 100, %
где ЭП – полезный эффект от потребления товара при использовании его потребителем по назначению, руб.;
3 – затраты на проектирование, разработку, производство, доведение до потребителя, руб.
Полезный эффект (Эп) представляет собой выгоду, которую может получить потребитель при правильном использовании товара, за вычетом затрат на его приобретение, эксплуатацию, хранение, ремонт и утилизацию. Например, полезный эффект от использования битового холодильника рассчитывается по стоимости сохраненных в нем продуктов, экономии времени и денег при больших закупках товаров для личного потребления за вычетом затрат на покупку холодильника, его эксплуатацию (расход электроэнергии и пр.), ремонт и, утилизацию пришедшего в негодность оборудования.
Приведенный расчет учитывает в основном функциональное назначение товаров и экономический эффект от потребления, но при этом не принимается во внимание социальный эффект. Этот расчет применим в основном для непродовольственных товаров и неприемлем для пищевых продуктов, так как невозможно рассчитать в денежном выражении выгоды для здоровья, получаемые потребителем.
В этой связи следует отметить, что рациональный и оптимальный ассортимент характеризуют в основном его качественную сторону.
В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть реальным, прогнозируемым и учебным.
Реальный ассортимент – это действительный набор товаров, который имеется в конкретной организации изготовителя или продавца.
Прогнозируемый ассортимент – это набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.
Учебный ассортимент – это перечень товаров, который систематизирован по определенным научно обоснованным признакам для достижения обучающих целей.
1.2. Показатели ассортимента и факторы, влияющие на них
Формируя оптимальный товарный ассортимент, компания пользуются характеристиками ассортимента. В специализированной литературе предлагаются различные подходы к определению характеристик и свойств ассортимента. Так, в работе Миротина Л.Б. и Гамбаева М.Е. «Характеристики ассортимента» приводится качественная и количественная оценка возможностям предприятия адаптироваться к меняющимся и неконтролируемым факторам рынка:
- глубина (количество разновидностей в каждой подгруппе продукции);
- ширина (количество видов, разновидностей и наименований однородных и разнородных групп продукции, предлагаемых предприятием);
- полнота (способность набора продукции однородной группы удовлетворять одинаковые потребности потребителей)[17].
Некоторые авторы, кроме указанных показателей, приводят также такую характеристику ассортимента, как «сопоставимость – общность назначения продукции в различных ассортиментных группах. Высокая сопоставимость означает концентрацию усилий компании на нескольких субрынках. Низкая сопоставимость означает ориентацию компании на несколько рынков и, соответственно, расположение стратегии диверсификации»[18].
Имея широкий ассортимент, торговые предприятия формируют у покупателей впечатление разнообразия, что привлекает различные категории покупателей. Таким образом торговые предприятия более адекватно приспосабливаются к изменениям рыночного спроса. Но управление этим процессом дольно сложное, т.к. из поля зрения могут выпасть изделия, которые пользуются малым спросом. Преимуществом узкого ассортимента является простота.
Широта и глубина ассортименты должны выбираться с учетом целей и задач, поставленных розничным предприятием. Но широкий ассортимент не может гарантировать высокие продажи.
Глубина торгового ассортимента может являться избыточной. Иногда изобилие наименований в одной товарной группе может усложнять принятие решения о покупке.
К свойствам ассортимента относятся:
- устойчивость (стабильность) – обеспечение постоянного ассортимента всех групп, подвидов, видов и разновидностей предприятия;
- рациональность – способность набора продукции полно удовлетворять реально обоснованные потребности различных потребителей;
- гармоничность – свойство набора продукции различных групп, характеризующая степень их приближения[19].
Устойчивый ассортимент продукции в магазине сокращает время на поиск продукции, а также помогает при стандартизации всех торгово-технологических процессов и операций.
Еще одним показателем ассортимента является его длина. В связи с ограниченным местом торговых залов необходимо поддерживать оптимальное количество товара. Ассортимент считается коротким, если при добавлении новых товарных единиц прибыль увеличивается. Ассортимент считается слишком длинным, если при удалении товарных единиц, прибыль увеличивается.
В настоящее время нет стандартов, которые бы регламентировали показатели ассортименты (кроме показателя устойчивости), т. е. показатели не отражают, насколько успешен ассортимент, а только характеризует его фактическую структуру. Поэтому при формировании ассортимента часто используется опыт других компаний. Структура ассортимента является соотношением видов, групп и разновидностей, а также подгрупп товаров, составляющих ассортимент магазина. Структура характеризуется показателями глубины, а также широты. Она имеет определяющее значение в процессе организации его формирования в каком-то определённом магазине. Существуют два понятия макро- и микроструктуры ассортимента товаров как на предприятии, так и в магазине.
Макроструктура является соотношением между группами товаров непосредственно в общем ассортименте. Микроструктура является соотношением видов, а также разновидностей в каждой товарной группе.
Чтобы поддерживать требуемый спросом покупателей ассортимент товара важны такие понятия, как стабильность ассортимента товаров в магазине и его полнота. Полнота ассортимента является соответствием фактического наличия продукции в магазине, который утверждён согласно ассортиментному перечню.
Таким образом, устойчивость или по-другому стабильность ассортимента является бесперебойным наличием в продаже товаров по их разновидностям, а также по их видам, которые были заявлены в ассортиментом перечне.
Обновляемость ассортимента - это пополнение ассортимента новейшими видами продукции в соответствии с ассортиментной политикой торговой организации. Обновление торгового ассортимента должно быть до 10% в год. Особое место среди показателей, которые характеризуют состояние ассортимента, занимает показатель его рентабельности.
Рентабельность торгового ассортимента является ассортиментным набором, обеспечивающим в своей совокупности получение хозяйствующим субъектом заранее запланированного размера чистой прибыли, а именно определенного превышения доходов над расходами по реализации товаров и налоговыми и неналоговыми платежами. Следует отметить, что положительная оценка состояния ассортимента торгового предприятия по всем описанным показателям обеспечивает целесообразность коммерческой деятельности.
На показатели, характеризующие ассортимент определенного предприятия либо магазина оказывают влияние множество факторов. Изучение влияния вышеперечисленных факторов осуществляется в процессе исследования рынка специалистами-маркетологами, а также специалистами коммерческого отдела торговой фирмы. Все факторы принято разделять на общие специфические.
Общие факторы не зависят от определенных условий деятельности фирмы и делятся на:
- социальные (состав населения, уровень культуры, социальное обеспечение населения, характер трудовой деятельности);
- экономические (развитие производства товаров, уровень доходов населения и источники их образования, развитие экономики района деятельности, цена на товары и другое);
- демографические (половозрастной состав, количество и структура семей, профессиональный состав населения и другое);
- национально-бытовые (национальный состав населения, традиции, нравы и обычаи);