Файл: Анализ структуры товарного ассортимента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 343

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы формирования ассортимента товаров розничного предприятия

1.1. Понятие товарного ассортимента, классификация ассортимента товаров и услуг розничного предприятия

1.2. Показатели ассортимента и факторы, влияющие на них

1.3. Принципы, этапы формирования ассортимента

2. Анализ эффективности коммерческой деятельности при формировании ассортимента товаров розничных предприятий

2.1. Организационно-экономический характер сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск)

2.2. Анализ экономических показателей сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск)

3. Рекомендации и мероприятия по совершенствованию ассортимента товаров сети магазинов «Пятерочка» (г. Северодвинск)

3.1. Рекомендации по совершенствованию ассортимента

3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Показатели

2017 год, тыс. руб.

2018 год тыс. руб.

Темп роста, %

Отклонение (+/-),

Выручка от продажи товаров

5667150

5971600

105,37

304550

Себестоимость проданных товаров

4403150

4582160

104,07

179450

Валовая прибыль

1264000

1389000

109,89

125000

Издержки обращения

180100

196000

108,82

15900

Прибыль от продаж

1083900

1193000

110,07

109100

Прочие операционные расходы

52000

63000

121,15

11000

Внереализационные расходы

35000

38500

110,00

3500

Налог на прибыль (20%)

75000

82000

109,33

7000

Чистая прибыль

921900

1009500

109,50

87600

Рентабельность, %

19,1

20,0

0

0,9

Общая сумма валового дохода на анализируемом торговом предприятии формируется за счет доходов, полученных от реализации товаров. Величина валового дохода зависит от ряда факторов, основными из которых являются: объем оборота и уровень валовых доходов к обороту.

Издержки обращения - это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, необходимые для доведения товаров от производителя (поставщика) до покупателя. Издержки обращения отражают расходы на транспортировку, хранение и приведение товара в удобную для реализации форму, а также расходы по продаже товаров.

Издержки в 2018 г. по сравнению с 2017 г. выросли на 15900 тыс. руб., что связано с расширением деятельности компании. В структуре издержек обращения большую часть в 2018 г. занимают 3 группы расходов: оплата труда, содержание зданий и оборудования, амортизация основных средств.

Прежде всего это можно объяснить тем, что продажа товаров является главным видом деятельности предприятия, часть прибыли уходит на оплату труда персонала, а также на содержание и строительство новых магазинов и складских помещений или их ремонт.


В компании наблюдается рост товарооборота, валового дохода при росте себестоимости товаров и снижении уровня издержек обращении. Темп роста ВД составил 113,7%. В результате по показателям эффективности присутствуют положительные изменения по издержкам обращения за рассматриваемый период, но отклонение не велико и составляет 0,2%. Все же, компании следует искать пути снижения ИО.

Товарообороты сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск) в 2018 г. возросли на 103,7% или на 304450 руб., что говорит о том, что предприятие не стоит на месте, а развивается.

Уровень издержек обращения выражен в %, он отражает долю, которую занимают данные издержки в розничной стоимости товаров (в 2018 г. доля издержек в стоимости товаров составила 13,6%, что составило на 0,9% больше, чем в 2017 г.).

Прибыльность компании растет, т. к. прибыль в отчетном году по сравнению с базисным увеличилась на 104,5%.

3. Рекомендации и мероприятия по совершенствованию ассортимента товаров сети магазинов «Пятерочка» (г. Северодвинск)

3.1. Рекомендации по совершенствованию ассортимента

Организация системы продаж торговой организации во многом зависит от эффективности товародвижения. В зависимости от того, какой товар и как организовано его товародвижение, зависит вся хозяйственная деятельность торговой организации.

Сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск) важно выработать четкую политику в планировании товарных запасов. Особенности динамики спроса на продукцию данного магазина в течение года должны найти отражение в плане товарооборота и товарных запасов торговой организации.

Главная задача сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск) - правильный выбор партнеров для совместной деятельности. Поэтому первым делом руководству анализируемой организации следует пересмотреть список поставщиков. Необходимо проанализировать их и сделать выборку. Сотрудничество должно продолжать только с теми, которые:


1) поставляют только высококачественную и конкурентоспособную продукцию;

2) четко соблюдают дисциплину поставок, т.е. производят поставки в точные сроки, в оговоренном количестве и оговоренного ассортимента и качества;

3) являются честными и надежными партнерами.

Отлаженная работа с поставщиками товаров позволит сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск) увеличивать объем и эффективность продаж, завоевать у покупателей авторитет продавца свежей и качественной продукции, увеличивать количество постоянных покупателей, что в сегодняшних условиях очень важно для магазина.

При формировании товарного ассортимента торговой организации важное значение также имеет качество, которое напрямую оказывает влияние на финансовые результаты предприятия в целом.

Состояние товарных запасов в значительной степени зависит от правильного их анализа и планирования.

В будущем следует обеспечить постоянный контроль и учет товарных ресурсов, что приведет к снижению расходов торговой организации и вложенные в товарные ресурсы средства принесут прибыль.

Планирование запасов товаров заключается в разработке их нормативов по группам товаров. На практике организации реализуют большое количество товаров. Их ассортимент может меняться под влиянием различных факторов (например, конкуренция). В таких условиях рассчитать нормативы запасов практически нереально и нецелесообразно. Важно выделить те группы товаров, по которым это необходимо в первую очередь. Такую возможность дает АВС-анализ.

За рубежом контроль запасов осуществляется по правилу «ABC». Данный способ наверняка может найти широкое применение и в отечественной практике. В соответствии с методом «ABC» все запасы объединяют в три группы:

- Изделия «А» - наиболее дорогостоящие. На их долю приходится примерно 70 - 80 % общего объема продаж, но они составляют лишь 10-20% общей суммы товарных запасов.

- Изделия «В» - средние по ценам и более замедленной товарооборачиваемости, пользующиеся меньшим спросом, чем товары группы «А». Их удельный вес в общем объеме товарооборота составляет примерно 10-15%, а доля в общей сумме запасов - 30-40%.

- Изделия «С» - самые дешевые, к ним относят товары еще более редкого спроса и медленной оборачиваемости. В общем объеме продаж их суммарная стоимость составляет 5-10%, однако они занимают 40-50% объема товарных запасов.

Данный метод, позволяет торговой организации систематизировать учет и контроль запасов, выбрать те товары, которыми необходимо управлять в первую очередь.


Целью оптимизации товарных запасов является определение их величины для бесперебойного удовлетворения спроса населения, а также минимизация затрат на завоз и хранение товара.

Для эффективного учета запасов в сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск) требуется своевременный контроль за всеми происходящими в организации процессами. Для этого разработан ряд технологий, позволяющих идентифицировать все подконтрольные объекты и элементы.

Так, например, в последнее время стали широко применяться технологии автоматической идентификации на базе компьютерной техники. К таким технологиям можно отнести штриховое кодирование; радиочастотные системы; оптическое распознавание знаков; машинное зрение (вычислительные методы обработки изображения); речевой ввод данных и др.

Наибольшее распространение получила система штрихового кодирования. Ее основной принцип – присвоение подконтрольной единице (абсолютно не имеет значения, какой) идентификационного знака – номера, по которому с помощью специальной технологии можно проследить перемещение этой единицы в пространстве и времени.

Штриховой код (штрихкод) – это символ, состоящий из четкого рисунка полос и пространства между ними, иллюстрирующий машинный код букв и чисел в двоичной системе. То есть на упаковку предмета или сам предмет наносится штриховой код – прямоугольная наклейка, размером 6*8 см, которая содержит очень компактный код товара (этот код содержит до 90-100 символов в одном квадратном сантиметре и до 2,5-3 килобайт информации).

С помощью специального оптического устройства – сканера – оператор «считывает» имеющуюся информацию, которая таким поступает на компьютер для дальнейшей обработки. Эта технология позволяет идентифицировать любой объект, причем вероятность ошибки сведена практически к нулю. К тому же информация считывается машинным способом с большой скоростью и достоверностью – на два порядка выше, чем при вводе ее с клавиатуры.

При использовании данной технологии на складе розничной организации повышается эффективность:

- приемки и учета поступающих на склад товаров;

- размещения товаров по зонам хранения с учетом весовых и

геометрических характеристик товаров;

- подготовки комплектовочных и отгрузочных документов;

- оперативного управления отборкой и комплектацией товаров в

соответствии с заявочными ведомостями;

- материального учета и отчетности по складам;

- оперативного автоматизированного составления бухгалтерской


отчетности;

- анализа финансовой деятельности и т. п.

Эффективность внедрения данной технологии достигается за счет ускорения оборачиваемости оборотных средств, обеспечения оперативности управления товарными запасами, снижения внутрискладских затрат, уменьшения потерь товаров и т.п.

На организациях розничной продажи наиболее распространенно применение контактного ССВ-сканера и многоплоскостного сканера.

Контактный сканер – это наиболее популярная (благодаря соотношению «цена-производительность») модель считывателя штрихкода. Это простейшее и наиболее часто употребляемое устройство. Для считывания информации достаточно поднести его к изображению штрихового кода.

Отличие данного сканера заключается в том, что не он подносится к к товару с меткой, а товар. Такой сканер в своей системе имеет вращающиеся зеркала, которые заставляют лазерный луч менять плоскость сканирования. При этом товар с меткой достаточно быстро пронести рядом с окном сканера на расстоянии 5-25 см, не принимая во внимание расположение штрихкодового изображения. «Мертвая зона» у подобных устройств минимальна, а у некоторых вообще отсутствует.

Такие сканеры обычно встраиваются в рабочее место и обеспечивают высокую производительность труда. Обусловлено это тем, что не тратится время на взаимную ориентацию сканера и штрихкодовой метки. Подобные устройства применяются на рабочих местах кассиров в супермаркетах, т.е. там, где требуется быстро обработать большой поток разнородных небольших предметов.

Затраты на покупку оборудования составят около 60 000 рублей (приобретение дополнительного принтера для штрих кода и терминала для сбора данных).

3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий

Чтобы решить вопрос, связанный с завышением товарных запасов, следует определить причину затоваривания. Как было сказано во второй главе причиной завышения товарных запасов сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск) чаще всего является невыполнение плана товарооборота и залёживание продукции.

Чтобы решить данную проблему следует для начала провести оценку товарного ассортимента сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск).

Каждая группа состоит из ассортиментных позиций, которые образуют низшую ступень классификации. Товарный ассортимент характеризуется широтой, глубиной и сопоставимостью.