Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 347
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования ассортимента товаров розничного предприятия
1.2. Показатели ассортимента и факторы, влияющие на них
1.3. Принципы, этапы формирования ассортимента
2.1. Организационно-экономический характер сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск)
2.2. Анализ экономических показателей сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск)
3.1. Рекомендации по совершенствованию ассортимента
Рассмотрим глубину товарного ассортимента на примере сыров (таблица 3.1).
Так как наибольший удельный вес занимают твердые сычужные сыры 56%, то по ним и провели АВС - анализ, с целью оптимизации ассортимента.
Таблица 3.1
Товарный ассортимент сыров
Наименование товара |
2017 год |
2018 год |
Темп, % |
Отклонение (+/-) |
|||
шт. |
уд. вес, % |
шт. |
уд. вес, % |
Абсолютное, шт. |
Относительное, % |
||
Твердые сыры |
25 |
56,5 |
35 |
56,0 |
99,1 |
10 |
-0,5 |
Мягкие сыры |
20 |
10,9 |
22 |
10,8 |
99,0 |
2 |
-0,1 |
С плесенью |
25 |
13,0 |
27 |
12,8 |
98,5 |
2 |
-0,2 |
Плавленные |
20 |
10,9 |
25 |
12 |
110,0 |
5 |
1,1 |
Рассольные |
10 |
8,7 |
11 |
8,4 |
96,5 |
1 |
-0,3 |
ИТОГО |
100 |
100 |
120 |
100 |
100,6 |
20 |
0 |
АВС - анализ наиболее распространенный метод исследования, способствующий оптимизации ассортимента в торговле. Увеличение продаж и повышение эффективности ассортимента напрямую зависят от правильной оценки прибыльности каждой товарной позиции, отсутствия «залеживающихся товаров».
Из таблицы 3.1 видно, что ассортимент товарной группы сыры пополнился по сравнению с предыдущим годом на 20 позиций, наибольшее количество, а именно 10 товарных единиц пришлось на твёрдые сыры. Темп роста составил 107,8%.
При оценке глубины ассортимента сыров, было выявлено, что количество наименований 120, сложившееся на 2018 год, привело к формированию труднопродаваемых позиций ассортимента.
Так как наибольший удельный вес занимают твердые сычужные сыры 56%, то по ним и провели АВС - анализ, с целью оптимизации ассортимента.
Увеличение продаж и повышение эффективности ассортимента напрямую зависят от правильной оценки доходности каждой товарной позиции, отсутствия «залеживающихся товаров».
Результатом АВС анализа является возможность определения наиболее доходных 20% товаров.
Таблица 3.2
АВС анализ
Группа |
Объем продаж, руб. |
Доля, % |
Количество наименований |
Доля, % |
А |
303000 |
37,2 |
7 |
33,3 |
В |
142800 |
18,1 |
4 |
11,2 |
С |
375800 |
44,7 |
24 |
55,5 |
Итого |
821600 |
100 |
35 |
100 |
По результатам АВС - анализа можно сделать следующие выводы: в группу А вошли 7 товарных наименований, в группу В вошли 4 наименования, а самая многочисленная группа С в нее вошли 24 наименования (таблица 3.3).
Таблица 3.3
Наименования твердых сычужных сыров
Группа |
Наименование сыров |
А |
Российский, Эдам President, Гауда, Маасдам President, Пошехонский, Эдам (нарезка 250 г.), Атлет Valio |
В |
Голландский (Ясный луг), Сваля, Костромской, Атлет Эстония |
С |
Швейцарский, Мраморный (Добрыня), Сметанковый, Костромской (нарезка), Пармезан Грана, Моцарелла (нарезка), Гауда (нарезка 250 г.), Российский (Ясный луг), Охотничий (Добрыня), Домашний hushall, Ламбер, Грузинский, Сливочный, Дуплет, Российский (нарезка), Адыгейский, Полутвердый сливочный, Маасдам (нарезка), Мраморный (Ясный луг), Гауда (нарезка 150 г.), Natura (нарезка), Голландский (нарезка), Маделанд (Madeta), Эдам (нарезка 150 г.) |
Среди группы С следует выделить самые труднопродаваемые позиции: это - Маасдам (нарезка), Мраморный (Ясный луг), Гауда (нарезка 150 г.), Natura (нарезка), Голландский (нарезка), Маделанд (Madeta), Эдам (нарезка 150 г.). Их следует исключить из ассортимента.
Так же можно выделить товарную группу - алкогольная продукция. В таблице 3.4 представлено ценовое количество алкогольной продукции конкурентов. На основании данной таблицы можно сделать следующий вывод, что основная доля алкоголя - это элитный алкоголь - 70%, лишь 30% - это недорогой (пиво, коктейли, вина, шампанское - отечественного производства).
Таблица 3.4
Ценовой уровень алкогольной продукции сети магазинов «Пятёрочка» и его конкурентов, %
Вид алкоголя по ценовому уровню |
Наименование магазина |
|||
«Магнит» |
«Петровский» |
«Гарант» |
«Пятёрочка» |
|
Элитный алкоголь |
55 |
65 |
75 |
70 |
Недорогой алкоголь |
45 |
35 |
25 |
30 |
Элитный алкоголь является доходной частью в магазинах, которые имеют свою целевую аудиторию. В сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск) целевая аудитория, это в основном люди со средним достатком, поэтому они предпочитают приобретать недорогую алкогольный продукцию. На основании этого необходимо сократить ассортимент элитного алкоголя, и расширить ассортимент пива, вин и шампанского.
Для обеспечения непрерывного торгового процесса в сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск) необходим страховой запас товаров на случай сбоя в поставках и других непредвиденных ситуаций.
На складе организации должно находиться товаров не более чем в расчете на 2 недели продажи или 14 дней. Кроме того, необходимо учесть прочее выбытие товаров вследствие естественной убыли (для промышленных товаров - 0,02 % от товарооборота).
В дальнейшем необходимо постоянно осуществлять расчет оптимальных закупочных партий и обеспечивать поддержание складского запаса в целях минимизации затрат.
Работа по улучшению положения сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск) не должна ограничиваться этими мероприятиями. В процессе коммерческой деятельности руководство должно постоянно контролировать все процессы, протекающие на организации, проявлять повышенное внимание к качеству товаров и обслуживания покупателей. Необходимо разрабатывать новые и корректировать уже намеченные управленческие решения относительно работы организации в зависимости от обстоятельств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях рыночной экономики ассортиментная политика является важной частью общей стратегии торговли. Под ней понимается заранее определенный курс действий или обдуманных принципов, по которым осуществляется формирование товарного ассортимента. Под товарным ассортиментом понимается набор связанных между собой товаров, объединение которых при продаже способно принести предприятию дополнительный эффект. При формировании товарного ассортимента владельцы торговых сетей стремятся к максимальному получению выгоды. И, с одной стороны, они увеличивают товарные запасы и замедляют оборачиваемость средств, а с другой происходит увеличение издержек и снижение прибыли.
Таким образом, основными задачами ассортиментной политики должно быть: обеспечение соответствия товарного ассортимента характеру спроса; оптимизация ассортимента на основе спроса, анализ продаж и прибыльности товаров и категорий в целом; определение оптимальной наценки; планирование размещение товаров в зале и на полках в соответствии с принципами мерчандайзинга; организация мероприятий по продвижению товара; обеспечение экономической эффективности (рентабельности) работы магазины.
Ассортиментная политика сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск) реализуется категорийным менеджментом компании, который осуществляет целостное управление категориями товаров и относящимися к ним продуктам: от определения ассортиментного портфеля и закупки до контроля реализации в магазинах сети.
Как следует из анализа 2 главы нашей работы издержки в 2018 г. по сравнению с 2017 г. выросли на 15900 тыс. руб., что связано с расширением деятельности компании. Прежде всего это можно объяснить тем, что продажа товаров является главным видом деятельности предприятия, часть прибыли уходит на оплату труда персонала, а также на содержание и строительство новых магазинов и складских помещений или их ремонт.
В торговой сети наблюдается рост товарооборота, валового дохода при росте себестоимости товаров и снижении уровня издержек обращении. Темп роста ВД составил 113,7%. В результате по показателям эффективности присутствуют положительные изменения по издержкам обращения за рассматриваемый период, но отклонение не велико и составляет 0,2%. Все же, компании следует искать пути снижения ИО.
Товарообороты сети магазинов «Пятёрочка» в 2018 г. возросли на 103,7% или на 304450 тыс. руб., что говорит о том, что предприятие не стоит на месте, а развивается.
Уровень издержек обращения в 2018 г. составил 13,6%, что составило на 0,9% больше, чем в 2017 г.).
Прибыльность компании растет, т.к. прибыль в отчетном году по сравнению с базисным увеличилась на 104,5%.
Для эффективного учета запасов в сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск) требуется своевременный контроль за всеми происходящими процессами.
Чтобы отслеживать оборачиваемость товаров на складе и оперативно выявлять товары с истекающими сроками годности, предлагается внедрить систему штрихового кодирования в процесс приемки товара. При использовании этой технологии на складе сети магазинов «Пятёрочка» повысится эффективность:
- приемки и учета поступающих на склад товаров;
- размещения товаров по зонам хранения с учетом весовых и геометрических характеристик товаров;
- подготовки комплектовочных и отгрузочных документов;
- оперативного управления отборкой и комплектацией товаров в соответствии с заявочными ведомостями;
- материального учета и отчетности по складам;
- оперативного автоматизированного составления бухгалтерской отчетности;
- анализа финансовой деятельности и т. п.
Для увеличения продаж и повышение эффективности ассортимента также предлагается регулярно проводить АВС анализ, предоставляющий возможности определения наиболее доходных товарных позиции и устранения «залеживающихся товаров».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абчук Б.А. Коммерция: Учебник. – Санкт-Петербург: Издательство Михайлова В.А., 2000. – 475 с.
2. Балабанова Л. В. Маркетинговая товарная политика в системе менеджмента предприятий : монография / Л. В. Балабанова, О. А. Брындина. – Донецк : ДонНУЭТ, 2006. – 230 с
3. Губарь А.Н. Подходы к формированию оптимального товарного ассортимента предприятия // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/53448 (дата обращения: 02.02.2020).
4. Дихтль Э. Практический маркетинг / Э. Дихтль, Х. Хершген - М.: Высшая школа, 2005 г. - 369 с.
5. Дурович А. П. Основы маркетинга : учеб. пособие / А. П. Дурович ; вед. ред. Н. А. Кулагина. – М. : ООО «Новое знание», 2004. – 512 с.
6. Кардаш В.Я., Антонченко М.Ю. Маркетинговая товарная политика: Учеб. пособие для самост. изучение дисциплины / Киевский национальный ун-т им. Вадима Гетьмана - 3. изд., Доп. и перераб. К .: КНЭУ, 2016.-248с.
7. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: "Ростинтэр", 1996г. - 704 с.
8. Кузин Б., Юрьев В, Шахдинаров Г. Методы и модели управления фирмой.- СПб: Питер, 2001 - 432 с.
9. Кучеренко В. Д. Маркетинговая товарная политика : учебник / В. Д. Кучеренко, Н. Б. Ткаченко. – К. : КНТЭУ, 2005. – 184 с.
10. Миротин Л.Б. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры : учеб.пос. / Л. Б. Миротин. – М. : Инфра-М, 2003. – 252 с.
11. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы [Текст] : учебник для вузов / М.А. Николаева. - М. : Норма, 1998. - 283 с.
12. Новикова Н. Г. Маркетинговые исследования в розничной торговле : учеб. пособие / Н.Г. Новикова. - Иркутск : Изд-во ИГЭА, 1997. - 80 с.
13. Сысоева С.В. Управление ассортиментом в рознице [Текст]: Категорийный менеджмент. – СПб. [и др.]: Питер , 2013. - 285 с.
14. Тер-Акопов С. [и др.] Показатели т факторы формирования ассортимента [Электронный ресурс]: проект Gisap. – URL: https://gisap.eu/ru/node/99737 (дата обращения: 15.01.2020)