Файл: Совершенствование маркетинговой деятельности на торговом предприятии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организация маркетинга на предприятии





      1. Концепция маркетинга


Концепцию маркетинга можно определить как совокупность видений, способов ведения предпринимательской деятельности, которые предприятие использует для достижения своих стратегических целей, направленных на удовлетворение запросов потребителей и получение прибыли, т.е. это задачи, которые нужно решать в рамках маркетинговой деятельности.

В основе маркетинговой концепции лежит максимальное понимание нужд конечных потребителей и осуществление потребительской удовлетворенности. В связи с тем, что в современных условиях на рынке практически отсутствуют свободные ниши, а число конкурентов только увеличивается, продавцу товаров или услуг приходится изыскивать способы и приемы для повышения прибыли. Поэтому, для успешного достижения поставленных целей предприятию необходимо постоянно находиться в поиске новых и оптимальных программ, способных повысить прибыльность. Ответ на главный стратегический вопрос относительно выбора средств и возможностей увеличения прибыли и дает концепция маркетинга. Ее основная цель - сформулировать задачи, которые необходимо решить для достижения желаемых показателей. Из этого следует, что концепция маркетинга - это важный фактор планирования стратегии. Маркетинговая концепция дает возможность предприятию адаптироваться к переменам в рыночной среде, контролировать спрос.

Но маркетинговая концепция
не предлагает простых решений. Для принятия оптимального решения организации необходимо определить нужды рынка. Большинство компаний оценивают концепцию маркетинга как одну из главных в деятельности организации. Недооценка маркетинговой концепции может привести к уменьшению оборота и снижению прибыли. Смысл концепции маркетинга заключен в направленности всех отделов предприятия на предугадывание и удовлетворение желаний потребителей, и

возможность поддержания с ними коммуникаций в дальнейшем, применяя для этого более эффективные способы, чем у конкурентов. Достижение удовлетворения потребителей возможно в результате комплексного подхода и использования специальных инструментов. Все без исключения подразделения должны принимать участие в реализации маркетинговой концепции и эффективно взаимодействовать. Для эффективной реализации концепции маркетинга на предприятии целесообразно создание соответствующего отдела маркетинга, или отдельного специалиста - в зависимости от масштаба деятельности организации. Сегодня в условиях жесткой конкуренции без таких специалистов, осуществляющих проведение маркетинговых исследований, изучение спроса, требований потребителей, предприятию затруднительно оставаться конкурентоспособным. [17, с.76]

В развитии структуры маркетинга можно выделить четыре основных этапа, которые встречаются в деятельности компаний и в настоящее время:

На 1 этапе функции маркетинга распределены. Роль сбыта товаров принадлежит отделу продаж. Маркетинговые исследования, планирование сбыта и рекламы не проводятся.

  1. этап концентрация задач маркетинга вокруг функции продаж. Сбытовые проблемы и осознание значимости роли маркетинга повлияли на организационные изменения. Сбыт стал переходить под руководство одного руководителя, а также, связанные со сбытом функции других отделов.


На 3 этапе происходит выделение маркетинга в специальную самостоятельную службу, имеющую равные права с другими подразделениями организации. Отдел маркетинга отвечает за планирование, развитие продукта, ценообразование. Теперь решения о внешнем виде, упаковке, названии продукта принимает руководитель маркетинга, а не руководитель предприятия.

На 4 этапе маркетинг выступает в качестве основной функции предприятия. Происходит ориентация всех сфер деятельности компании на требования маркетинга. Такая концепция может иметь место, когда

руководителем становится именно маркетолог. Фактически большинство компаний находится на третьем этапе развития маркетинга. [17, с. 336]


      1. Основные этапы организации маркетинга на предприятии



Любое предприятие заинтересовано в эффективности маркетинговой деятельности, для этого ему необходимо четко представлять процесс организации маркетинга.



1 этап




планирование целей предприятия










2 этап




выбор стратегии маркетинга










3 этап




планирование программы маркетинга










4 этап




бюджет маркетинга










5 этап




маркетинговый контроль




Организация маркетинга на предприятии состоит из определенных этапов. Основные из них представлены на рисунке 1.












Рисунок 1 - Основные этапы организации маркетинга Планирование целей предприятия:

Цель – это то, к чему должно стремиться предприятие в своей деятельности. Планирование целей занимает важное место в деятельности предприятия и способствует определению основных направлений его развития, являясь началом всего процесса реализации целей. В процессе планирования целей организации определяются приоритеты, возможности и способы их достижения. В результате планирования целей организация должна получить ответы на основные вопросы: каково текущее состояние предприятия, какое

направление развития оно собирается выбрать, каким способом намерено это сделать. Основными базовыми целями предприятия являются - объем продаж, темпы роста, доля на рынке, структура капитала, конкурентоспособность, использование ресурсов предприятия. [13, с. 365]

Планирование целей должно быть направлено на рациональное использование возможностей организации в целях предотвращения возможных ошибок, результатом которых может стать снижение эффективности ее деятельности, потеря потребителей. Важным моментом для решения поставленных задач при этом является необходимость интеграции всех работников предприятия. Сущность планирования целей заключается
в конкретизации целей для каждого отдела организации на конкретный срок.

Для того, чтобы выбрать верный путь, необходимо понимать исходное положение предприятия. Для этого на первом этапе планирования проводится комплексный анализ его текущей деятельности. Такой анализ дает возможность оценить внутренние возможности и ресурсы предприятия, его слабые и сильные стороны, определить возможные изменений внешней среды и степень реакции предприятия к этим изменениям. [2, с. 23]

После проведения исследований и получения ответов на заданные вопросы, можно переходить к выработке целей предприятия. При этом, цели должны быть конкретными, т.е. для их достижения должны быть определены точные задачи и конкретные показатели; достижимыми, т.е. реально выполнимыми; ориентированными во времени рассчитанные на достижение за определенный период времени. Должны быть определены приоритеты целей, т.е. какие из них являются главными, а какие второстепенными. При этом, для достижения определенной цели могут формироваться промежуточные. При определении целей предприятия особое внимание следует обратить на то, чтобы они отражали цели и сотрудников предприятия, чтобы они были заинтересованы в достжении общих целей.

Вывод: в маркетинге определение целей осуществляется с учетом

ориентации деятельности организации на фактические потребносте покупателей.

Выбор стратегии маркетинга:

Для реализации определенных целей маркетинга формируется маркетинговая стратегия. [9, с. 36]

Стратегия маркетинга – это принятие решений с определенным сроком