Файл: Методические указания и задания к занятиям семинарского типа, контрольной и самостоятельной работе по дисциплине маркетинг для обучающихся.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 245
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 3.1. Маркетинговая среда предприятия
Микросреда представлена совокупностью активных субъектов и сил, имеющих непосредственное отношение к предприятию, а макросреда представлена факторами более широкого социального плана. Модель имеет иерархическую структуру, что позволяет выявить и учесть всю совокупность факторов внешней среды, а также наиболее значимые факторы, влияющие на спрос.
Опишите детально состояние макро- и микросферы предприятия, используя для этого информацию любой известной вам компании. Отметьте, какие элементы способствуют развитию маркетинга в России, а какие - препятствуют.
Задание 3.4. Назовите, какие факторы макросреды из разряда демографических, экономических, природных, технологических, социокультурных, политических и международных необходимо учитывать производителю: а) спортивной одежды; б) игрушек; в) молочных продуктов; г) кирпича.
В каждой группе факторов укажите 5–7 наиболее важных. Проранжируйте важность факторов макросреды для каждого из перечисленных производителей, сравните полученные результаты, объясните, почему для каждого предприятия результаты ранжирования могут иметь различия.
РАЗДЕЛ 3. Маркетинговые исследования
Тема 4. Маркетинговые исследования
и маркетинговая информация
Вопросы для обсуждения
-
Дайте определение понятия «маркетинговое исследование». Охарактеризуйте его сущность. -
Поясните на примере, каким образом недостаток информации о качестве продукции может привести к вытеснению хороших товаров с рынка и повышению цен на менее качественные товары. -
Приведите примеры основных типов маркетинговой информации: факты, оценки, прогнозы, обобщенные связи, слухи. Обоснуйте свой ответ на примерах. -
Какие подсистемы формируют маркетинговую информационную систему? Обоснуйте свой ответ на примерах. -
Каковы преимущества и недостатки первичных и вторичных данных? В чём специфика использования первичной и вторичной информации в процессе маркетингового исследования. Обоснуйте свой ответ на примерах. -
Каковы основные объекты маркетинговых исследований? -
Какие методы находят применение в процессе маркетинговых исследований? Обоснуйте свой ответ на примере. -
Что такое «анкета», и каковы формы вопросов, используемые при составлении анкет? -
Что такое «выборка», и какие типы выборок существуют? -
Перечислите способы проведения опроса, укажите их преимущества и недостатки? -
Каковы направления маркетингового анализа? Обоснуйте свой ответ на примерах. -
Какие требования предъявляются к содержанию отчёта о проведенном маркетинговом исследовании?
Задание 4.1. Определите направления маркетинговых исследований, важных для выбранного рынка товара (услуги), и внесите их характеристики в таблицу 4.1.
Таблица 4.1
Основные направления маркетинговых исследований
и их характеристика
Направление маркетингового исследования | Цель | Объект | Результат | Практическое применение |
1. | | | | |
2. | | | | |
3. | | | | |
Примеры рынков:
а) кондитерские изделия;
б) мягкие игрушки;
в) услуги фитнеса;
г) ноутбуки;
д) йогурты;
е) услуги швейного ателье;
ж) другой рынок (по выбору студента).
Задание 4.2. Заполните таблицу 4.2 применительно к выбранному товару. В графу 1 поместите два направления исследований (по выбору) из таблицы 4.1. В графе 2 укажите временной период, который вы предполагаете анализировать. В графу 3 внесите необходимые обоснования временного периода для анализа (месяц, год и др.). В графе 4 укажите или название информации, или необходимые, на ваш взгляд, дополнительные показатели (следует назвать не менее четырёх источников информации). В графе 5 отметьте первичность или вторичность информации. В графе 6 отметьте источник информации (газета, журнал, радио и др.). В графе 7 укажите точное библиографическое название источника информации или статистический источник, адрес в сети Интернет и т.д.
Таблица 4.2
Информация и источники получения
Направление маркетингового исследования | Период, отражаемый информацией | Обоснование периода | Название информации | Классификационный признак (П, В) | Источник получения | Название источника |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | | | | | | |
2. | | | | | | |
Задание 4.3. Используя данные таблицы 5.3, рассчитайте распределение квотированной выборки, если известно, что её объём составляет 500 респондентов.
Таблица 4.3
Распределение домохозяйств по размеру среднедушевого
денежного дохода
Среднедушевой денежный доход, тыс. р. | Удельный вес, % | Выборочная совокупность со среднедушевым доходом, ден. ед. | Распределение квотированной выборочной совокупности домохозяйств, шт. |
до 450,0 | 20,4 | до 450,0 | |
450,1 – 900,0 | 29,5 | 450,1 – 900,0 | |
900,1 – 1350,0 | 18,9 | 900,1 – 1350,0 | |
1350,1 – 1800,0 | 12,2 | 1350,1 – 1800,0 | |
1800,1 – 2250,0 | 10,8 | 1800,1 – 2250,0 | |
2250,1 – 2700,0 | 4,7 | 2250,1 – 2700,0 | |
2700,1 – 3150,0 | 2,0 | 2700,1 – 3150,0 | |
3150,1 – 3600,0 | 0,9 | 3150,1 – 3600,0 | |
3600,1 – 4050,0 | 0,4 | 3600,1 – 4050,0 | |
свыше 4050,0 | 0,2 | свыше 4050,0 | |
Все домохозяйства | 100,0 | | |
Задание 4.4. Определите размер выборочной совокупности респондентов по формуле:
где n – размер выборочной совокупности; N – объём генеральной совокупности; t – коэффициент кратности ошибок, зависящий от вероятности, с которой гарантируются результаты выборочных наблюдений; y – доля наличия исследуемого признака; ± ∆ – допустимый уровень ошибки изучаемого признака (если задан в %, то необходимо перевести в долю). Исходные данные для расчёта приведены в таблице 4.4.
Таблица 4.4
Исходные данные для расчёта выборки
Значенияпараметров | Варианты | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
N | 500 | 1000 | 2000 | 3000 | 50000 | 100000 |
± ∆ | 0,10 | 0,07 | 0,05 | 3 | 2 | 1 |
t | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
y | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 |
Задание 4.5. Обоснуйте цель, задачи, основное содержание программы маркетингового исследования рынка, а также информационное обеспечение этапов маркетингового исследования. В качестве объекта выберете один из рынков:
а) кофе;
б) развивающие игрушки;
в) парикмахерские услуги;
г) сотовые телефоны;
д) кисломолочные продукты;
е) услуги автосервиса;
ж) другой рынок (по выбору студента).
РАЗДЕЛ 4. Изучение поведения потребителей
Тема 5. Поведение потребителей
Вопросы для обсуждения
-
Каковы предпосылки изучения покупательского поведения на товарном рынке, на рынке товаров производственного назначения? -
Каковы цели покупательского поведения? А что выступает результатом покупательского поведения? -
Какие факторы рассматриваются в качестве основных, дополнительных при моделировании поведения потребителей? В чём заключается необходимость такого исследования? -
Что относится к факторам внешнего влияния на поведение потребителей? Приведите примеры. -
Какие глобальные тенденции усложняют поведение потребителей? В чём заключается положительный эффект глобализации? -
Что относится к факторам внутреннего влияния на поведение потребителей? Приведите примеры. -
Как взаимосвязаны процессы восприятия, обучения, память потребителей? Возможно ли управление данными процессами? Приведите примеры. -
Какова область применения методов описания жизненного стиля потребителей? -
Какие методы используются при изучении знания и отношения потребителей? -
Какие стадии включает процесс принятия решения о покупке потребителем? Каковы направления маркетингового воздействия на процесс принятия решения потребителем? -
Каковы особенности рынков товаров промышленного назначения и их влияние на процесс организационного покупательского поведения? -
Каковы перспективы консюмеризма в России? Как взаимодействуют бизнес, государство и потребители?