Файл: Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 402

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

  МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Содержание

Введение

1 Теоретико-правовые основы развития социального туризма в реализации социальной политики Российской Федерации

1.1 Понятие и виды социального туризма как элемента социальной политики государства

1.2 Нормативно-правовые основы организации деятельности в сфере социального туризма, в рамках реализации социальной политики Российской Федерации

1.3 Тенденции развития технологий предоставления социально-оздоровительных услуг и социального туризма за рубежом

2.2 Общая характеристика и результаты деятельности ООО «Меридиан» по участию в реализации программ Красноярского края в сфере социального туризма

3.2 Предложения по формированию туристских продуктов в области краеведения и социального туризма на территории Красноярского края

Заключение

Список используемых источников

ПРИЛОЖЕНИЕ А

, для различных категорий получателей.

Право на отдых задекларировано в Конституции Российской Федерации, и гарантируется гражданам основным законом страны. При этом оно налагает на органы исполнительной власти обязанности по обеспечению населения возможностью реализовать это право. Не все группы населения имеют равные возможности для реализации своего права на отдых. Организация отдыха групп населения, лишенных, по объективным причинам, возможности самостоятельно организовать свой отдых с целью восстановления жизненных сил и поправки физического и психологического здоровья, составляет суть социального туризма. В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», социальный туризм – туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей.

Исходя из данного подхода, та группа населения, которой оказывается государственная поддержка в организации отдыха посредствомпредоставления возможностей для рекреации, и является субъектом социального туризма. Новые задачи, решаемые в рамках реализации государственной социальной политики, требует поиска новых решений дляразныхгруппполучателей социальных услуг, которые должны быть адаптивными, и соответствующими изменяющимся социальным процессам. При этом существует и ряд не решенных вопросов в сфере предоставления социальной помощи населению посредством услуг социального туризма. Среди таких вопросов отсутствие минимальных критериев, позволяющих определить группы населения, нуждающиеся в государственной поддержке данного вида. Указанные в Законе нормы носят декларативный характер, поскольку за время действия Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»не было принято ни одного нормативного акта федерального значения, направленного на развитие социального туризма и установление единообразия терминологии и методологического подхода к его организации.

РазвитиеРоссии,в современное время, в условиях ориентации перехода на активное развертывание и инвестирование в развитие несырьевых отраслей хозяйства особое место занимает индустрия туризма и рекреации с учетом ее социальной составляющей. Для поступательного развития и роста государства важное значение имеет уровень и качество жизни населения, его оздоровление и отдых. При этом важное место должно занимать формирование условий доступности туристических и рекреационных услуг для всех категорий граждан. В этой связи особенное внимание должно уделяться развитию социального и безбарьерного (доступного) туризма, как отрасли, имеющую социальную ориентированность.


Все это делает актуальным изучение темы развития социального туризма на разных уровнях управления, через совершенствование форм и методов предоставления социально-оздоровительных услуг, в рамках реализуемой социальной политики по своевременному, и в полном объеме, выполнению обязательств государства и края по социальной поддержке отдельных категорий граждан, имеющих на нее право в соответствии с действующим законодательством. Развитие социального туризма будет способствовать созданию условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан с учетом адресного подхода, степени их социальной защищенности, в рамках реализуемой в Красноярском крае, с 2020 года, двухуровневой системы социальной политики, предусматривающей федеральный и региональный уровни управления.

Цель выпускной квалификационной работы: выполнить анализ и разработать предложения по совершенствованию мер реализации социально-оздоровительных услуг для населения, в рамках развития социального туризма и проводимой в Российской Федерации социальной политики.

Объект исследования: система социальной поддержки граждан, предусматривающая федеральный и региональный уровни управления

Предмет исследования: реализация социально-оздоровительных услуг населению, в рамках программ социального туризма и проводимой в Российской Федерации социальной политики.

Для выполнения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

  1. Проведеноизучение теоретико-правовых основ организации социального туризма в реализации социальной политики Российской Федерации.

  2. Проведеноизучениерезультатов реализации государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан», «Развитие культуры и туризма» в части предоставления социально-оздоровительных услуг населению региона и результатов деятельности туроператорской компании ООО «Меридиан» вреализации программ в сфере социального туризма.

  3. Предложены направленияразвития деятельности в сфере предоставления услуг социального туризма для компании ООО«Меридиан».

Теоретической базой для проведения данного исследования послужили фундаментальные труды по проблемам формирования и реализации государственной социальной политики.



Информационную базу исследования составили нормативно-правовые документы, материалы научно-практических конференций и семинаров, публикации в научных и периодических изданиях по теме исследования, а также российские и международные базы статистических данных.

Для решения поставленных задач в работе были использованы инструменты системного анализа, методы сравнений обобщений, сбор и систематизация информации.



1 Теоретико-правовые основы развития социального туризма в реализации социальной политики Российской Федерации




1.1 Понятие и виды социального туризма как элемента социальной политики государства



Социальная сторона жизнедеятельности человека, государства и общества– это совокупность необходимых и достаточных условий жизни человека как биологического и общественного существа. Основным критерием социального развития общества выступает благополучие человека[22].

Стратегическая цель социального государства - обеспечение права каждого человека на такой жизненный уровень и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и права на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости и в ином случае утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Социальная политика - это взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения вцелом, и составляющих его классов, слоев, социально -профессиональных групп, социальных, социально-демографическихобщностей (семьи, народы, население регионов, городов, поселков)[21].

Реализация государственной социальной политики выражается в обеспечении гражданам высокого уровня жизни, создания условий для рекреации в различных регионах страны, включая те регионы, где непосредственно проживает население. Стратегическая цель социально-экономического развития регионов, выделенная современным руководством страны, заключается в обеспечении высокого качества жизни населения и привлекательности территорий Российской Федерации для проживания.

Туризм является глобальным экономическим и социо-культурным феноменом современного мира. Туризм удовлетворяет потребности человека в культурном, физическом, познавательном и духовном развитии.

Его основные задачи определяются конкретными функциями: прежде всего социальными и культурными. Социальные функции реализуются в мероприятиях, направленных на поддержание и укрепление здоровья, восстановление жизненных сил. Они так жеспособствуют его гармоничному развитию и творческому самовыражению.

Социальная функция туризма - это адаптация и интеграция людей в социальную жизнь общества.


К ультурные функции туризма способствуют повышению общего уровня культуры населения в результате образования, воспитания, социального обмена инициативами, социального и научно-технического опыта.

В Федеральном законе «Об основах туризма в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 4 октября 1996 года, последние изменения 08.06.2020)социальный туризм определяется как «поездки, субсидируемые за счет средств, выделяемых государством на социальные нужды», в то время как государство предоставляет социальные льготы определенным категориям российских туристов. Выделены следующие виды приоритетного социального туризма: молодежный: любительский (спортивно-оздоровительный); оздоровительный; экологический и культурно-образовательный; семейные путешествия; туризм для пожилых людей; туризм для инвалидов; туристические поездки в Россию иностранных соотечественников, международные обмены через социальный туризм.

Система социального туризма представляет собой совокупность социально-культурных объектов и участников, а также принципов, целей, средств, в том числе льгот, что позволяет малообеспеченным слоям населения воспользоваться возможностями туристического отдыха, получить социально-оздоровительные услуги. Для обеспечения доступности социально-оздоровительных услугнеобходимопредусмотреть в социальной политике государства меры в сфере социального туризма, направленные на создание законодательной базы, принятие нормативных актов, развитие социальной инфраструктуры, подготовку квалифицированных кадров для организации информационной работы и оказания помощи различным слоям населения в реализации их права на отпуск.Представим в виде таблицы потребителей социального туризма в зависимости от типа учреждения для отдыха, а также предпочтительного времени использования.
Таблица 1 - Потребители услуг социального туризма


Категория лиц

Тип учреждения туризма и отдыха

Предпочтительное время использования

Дети,

учащиеся,

молодежь

Полевые лагеря, лагеря труда и отдыха, детские турбазы, школьные спальные помещения, детские оздоровительные лагеря, детские оздоровительные центры, детские санатории, экологические лагеря

Каникулы

Студенческая молодежь

Туристические гостиницы, лагеря труда и отдыха, ведомственные гостиницы и дома отдыха, студенческие общежития

Каникулы

Малоимущие слои

населения

Турбазы, гостиницы и дома отдыха для работников предприятий, санатории

Вне сезона и в сезон

Пенсионеры

Пансионаты для пенсионеров, турбазы, гостиницы и дома отдыха для работников предприятий, санатории

Вне сезона и в сезон

Инвалиды

Турбазы, дома отдыха, санатории

Вне сезона и в сезон