Файл: Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 407

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

  МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Содержание

Введение

1 Теоретико-правовые основы развития социального туризма в реализации социальной политики Российской Федерации

1.1 Понятие и виды социального туризма как элемента социальной политики государства

1.2 Нормативно-правовые основы организации деятельности в сфере социального туризма, в рамках реализации социальной политики Российской Федерации

1.3 Тенденции развития технологий предоставления социально-оздоровительных услуг и социального туризма за рубежом

2.2 Общая характеристика и результаты деятельности ООО «Меридиан» по участию в реализации программ Красноярского края в сфере социального туризма

3.2 Предложения по формированию туристских продуктов в области краеведения и социального туризма на территории Красноярского края

Заключение

Список используемых источников

ПРИЛОЖЕНИЕ А



Другими словами, социальный туризм - это любой вид туризма, стоимость которого полностью или частично оплачивается туристами из финансовых источников, предназначенных для социальных нужд.

Социальный туризм является одним из важнейших видов в системе туристической индустрии, и для его развития и серьезного внимания со стороны государства и бизнеса необходим серьезный импульс.

В этой области приоритетными являются медицинский и рекреационный, культурный и образовательный виды туризма. Решение проблем развития этой сферы возможно только с помощью комплекса мер, в том числе путем внесения изменений в действующую законодательную и нормативную базу. Конечно, стратегически возможно продолжать разработку системы отпускных проверок, но есть много вопросов, которые можно решить в настоящее время.

В настоящее время федеральный и региональные бюджеты, санаторно-курортного лечения граждан привилегированных категорий, сокращаются из года в год. Пострадало отсутствие у работодателей эффективных стимулов для оплаты отпусков работникам.

Социальный туризм имеет конкурентные преимущества. Это, прежде всего, возможность восстановления. В Краснодарском крае Российской Федерации реализуется программа «Дети у моря», финансирование которой происходит за счет зарплат, налогов и т.д.

Восстановление человеческого потенциала, как детей, так и взрослых, является важным фактором социально-экономического развития, и поддерживается руководством данного региона.

Российские ученые и исследователи имеют тенденцию возлагать ответственность за финансирование социального туризма на государство. Это отличает их от европейских авторов, хотя есть определения, данные учеными из Бразилии, которые также считают, что развитие социального туризма является прерогативой государства.

Выполненный в работе сравнительный анализ определений социального туризма, по нескольким критериям, представлен в таблице 2.

Таблица 2 - Сравнительный анализ определений социального туризма


Автор

Объект

Субъект

Источник

финансирования

В. Ханзикер

Не определен

Малоимущие

Не определен

Международная организация социального туризма (ISTO)

Организации социальной направленности

Малоимущие

Не определен

Л. Миннаерт, Р. Майтланд, Г. Миллер

Принимающая сторона

Принимающая сторона

Не определен

Экономический и социальный комитет Евросоюза

Не определен

Все граждане

Не определен

В.И. Азар,

В.Н. Акишин,

М.Б. Биржаков

Государство, государственные и негосударственные фонды и иные благотворительные организации

Школьники, студенты, пенсионеры, ветераны войны и труда, и другие

Государство, государственные и негосударственные фонды, и иные организации

Дж. Хоклэнд

Государство

Все граждане

Государство

Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

Не определен

Не определен

Государство

Проект Федерального закона «О социальном туризме», Комитета Государственной Думы Российской Федерации по туризму и спорту

Не определен

Слабозащищенные граждане

Не определен

Проект Федерального Закона Российской Федерации «О социальном туризме», Российской ассоциации социального туризма и Московского центра Академии туризма

Не определен

Граждане Российской Федерации

Государство и другие

И.О. Сердобольская

Не определен

Все граждане

Не определен

М. Альмейда

Государство

Индивидуум

Государство



Стоит также отметить, что огромное количество уникальных методик санаторно-курортного лечения и реабилитации, а также диагностических и лечебных комплексов, которых нет в Европе в таком объеме, как в российских санаториях, в настоящее время являются дорогостоящими и, казалось бы, удорожают туристический продукт, делают его неконкурентоспособным. В российских санаториях медицинский персонал составляет от 30 до 50% от общей численности работников. А в зарубежных странах - один врач или несколько медицинских работников в санатории или даже в нескольких отелях.

Развитие социального туризма абсолютно необходимо, экономически оправдано и выгодно, отмечают многие ученые. В настоящее время воспроизводство человеческих ресурсов имеет важное значение для социально-экономического развития территорий.

Экономически выгодному развитию социального туризма способствует не наличие отдельных инфраструктурных элементов, а созданная система целеполагания, обеспечивающая людям доступ к хорошему отдыху и, следовательно, эффективное восстановление физических и духовных сил.

К основным факторам, определяющим необходимость развития социального туризма, в современных условиях, специалисты относят:

1. Наличие значительной разницы в доходах населения страны. Попытки создать так называемый средний класс пока не увенчались успехом, поэтому большое количество людей не может полностью использовать свое право на отдых. Соответственно, социальный туризм необходим как явление, позволяющее гражданам осуществлять свои конституционные права.

2. Развитие туризма благотворно влияет на экономику страны в целом. Несмотря на то, что социальный туризм не ставит своей задачей получение прибыли, он, скорее всего, отрицает это, он может оказывать благотворное влияние на инфраструктурную составляющую регионов и способствовать созданию рабочих мест.

3. Улучшение имиджевой составляющей конкретной страны также можно объяснить причинами развития социального туризма, так как помимо развития инфраструктуры, повышается инвестиционная привлекательность регионов.

4. Необходимость патриотического воспитания молодежи. Учитывая постоянное и устойчивое развитие социального туризма, туристические услуги доступны для всех слоев населения, что важно для молодых людей, которые должны знать, любить и гордиться своей страной.



5. Направленность социального туризма на решение ряда социальных проблем: предоставление нематериальных товаров; формирование образовательного и культурного уровня населения; уменьшение материального неравенства; снижение социально-психологической напряженности в обществе; воспитание достойных членов общества

В современной России развитие социального туризма возможно только через государственное регулирование. До сих пор в нашей стране нет нормативно-правовых документов, регулирующих механизмы субсидирования государством, предусмотренную законом юридическую помощь, предоставляемую на социальные нужды. Не существует нормативных актов, регулирующих вопрос о том, когда, где и какие туристы и для каких видов поездок могут получить финансовую поддержку.

Туризм сегодня носит характер социальной направленности на цели развития современного общества. В современных условиях советская модель социального туризма неосуществима. Для восстановления социального туризма необходимы инновационные подходы, модели, направления, механизмы и конкретные меры для решения проблем социального туризма в стране. Необходимо искать способы применения финансовых механизмов для поощрения работодателей, которые спонсируют программы социального туризма или компенсируют своим работникам часть расходов на туристические услуги в Российской Федерации. Любая инициатива должна поощрять программы социального туризма со стороны деловых кругов. Важно увеличить доступность туристических услуг для наименее социально защищенных групп и студентов.

Развитие социального туризма может способствовать решению очень актуальной социальной проблемы - преодолению постоянно растущих различий в уровне жизни разных слоев населения.


1.2 Нормативно-правовые основы организации деятельности в сфере социального туризма, в рамках реализации социальной политики Российской Федерации




В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, являются вопросами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Вопросы предоставления социально-оздоровительных услуг, в рамках социального туризма, также регулирует Федеральный закон от 02.08.1995 №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 01.05.2019,№516) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Развитие законодательства в сфере предоставления населению России социальной помощи, включая социально-оздоровительные услуги, показывают положенияФедерального закона от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости».

Систему законодательства о туристской деятельности, включая вопросы социального туризма, в части предоставления социально-оздоровительных услуг, принято изучать в зависимости от юридической силы нормативных правовых актов, входящих в такую систему. Её составляют: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы субъектов Федерации, указы Президента Российской Федерации акты высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, акты Правительства Российской Федерации, акты высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов исполнительной, органов местного самоуправления. Основой этого законодательства выступает Конституция, которая хотя непосредственно и не регулирует отношения в туристской индустрии, но содержит основополагающие нормы, обязательные для соблюдения, исполнения и использования всеми участниками рассматриваемой сферы.


Так, ст. 27 устанавливает право свободного перемещения по территории государства, а также свободного пересечения границ; ст. 37 закрепляет право на отдых; ст. 41 предусматривает право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, с учетом чего в Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическое и санитарно-эпидемиологическое благополучие (ст. 41).

Статья 44 гарантирует право каждого на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям, а также устанавливает обязанность по сохранению исторического и культурного наследия; ст. 61 установлена гарантия государства обеспечивать своим гражданам защиту и покровительство за пределами России. Также необходимо упомянуть ст. 8 – гарантирующую единство экономического пространства, свободу перемещения товаров, услуг и свободу экономической деятельности; ст. 34 – закрепляющую право заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью; ст. 57 – устанавливающую обязанность платить законно установленные налоги и сборы, ст. 74 – не допускающую установление препятствий для свободного перемещения товаров и услуг.

Федеральный конституционный закон, как акт, принимаемый по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией Российской Федерации, обладает более высокой юридической силой по сравнению с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, усложненной процедурой принятия, непосредственным действием на всей территории Российской Федерации. Среди таких законов, имеющих отношение к туристской индустрии, можно 39 назвать, например, Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», который закрепляет обязанности Правительства, непосредственно или опосредованно касающиеся сферы туризма, в частности, по обеспечению свободы перемещения товаров, услуг и финансовых средств, а также защиты интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг (ст. 14);предусматривает такие полномочия Правительства как: принятие мер по реализации прав граждан на охрану здоровья; разработка и осуществление мер по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы (ст. 16); предусматривает обязанность по обеспечению государственной поддержки культуры и сохранения как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации (ст. 17). Федеральные законы – это нормативные правовые, принятые исключительно законодательным (представительным) органом государственной власти Российской Федерации (Федеральным Собранием) по предметам ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, принимаемые как в традиционной форме, так и в форме кодексов.