Файл: Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 412

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

  МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Содержание

Введение

1 Теоретико-правовые основы развития социального туризма в реализации социальной политики Российской Федерации

1.1 Понятие и виды социального туризма как элемента социальной политики государства

1.2 Нормативно-правовые основы организации деятельности в сфере социального туризма, в рамках реализации социальной политики Российской Федерации

1.3 Тенденции развития технологий предоставления социально-оздоровительных услуг и социального туризма за рубежом

2.2 Общая характеристика и результаты деятельности ООО «Меридиан» по участию в реализации программ Красноярского края в сфере социального туризма

3.2 Предложения по формированию туристских продуктов в области краеведения и социального туризма на территории Красноярского края

Заключение

Список используемых источников

ПРИЛОЖЕНИЕ А



Система социального туризма предполагает предоставление отдельным категориям населения не только льготных путевок, но и существенных скидок при размещении в гостинице, организации питания, также льгот на приобретение билетов на различные виды транспорта. Так, во всем мире существует отлаженная система молодежных хостелов (дешевых гостиниц типа студенческих общежитий), что позволяет молодым людям в возрасте до 25 лет получать существенные скидки при размещении, питании, передвижении.

Социальный туризм в современном мире вошел в привычный стандарт жизнеобеспечения, выполняя экономические и гуманитарные функции. В российских условиях услуги социального туризма еще не стали популярными и доступными для всех слоев населения. Однако именно социальный туризм может обеспечить доступный отдых для всех, включая людей с ограниченными возможностями. Его роль в реализации социальной политики любого государства просто неоценима: социальный туризм развивает инфраструктуру для беспрепятственного участия инвалидов и пожилых граждан в общении с общественностью, создает «доступную» среду для всех, включая молодых и здоровых людей.

Социальный туризм для пожилых людей с ограниченной мобильностью - это новая форма социальных услуг, направленных на поддержание здоровья, организацию правильного и здорового отдыха, расширение круга интересов людей, повышение работоспособности организма. Участие в экскурсиях, посещение мест особого исторического или религиозного значения, общение с другими экскурсантами и гидом вносят разнообразие в размеренную жизнь одного человека, помогают преодолеть социальную изоляцию и овладеть постоянно меняющейся средой. И для формирования безбарьерной среды ее субъекты должны постоянно взаимодействовать в обществе. Участие физически здоровых и молодых людей в работе с людьми с ограниченными возможностями и пожилыми людьми формирует лояльное отношение к старости и физическим недостаткам других людей в молодом поколении.

На практике единственное определение применительно к социальному туризму описано в Федеральном законе № 132 «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации»: Социальный туризм - туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств, государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей [1].


Целью социального туризма является создание качественных условий по доступным ценам для отдыха для социальных групп: инвалидов, пенсионеров и стариков, ветеранов труда и войны, малообеспеченных и многодетных семей, детей, молодежи, а также любых граждан, для которых государство, государственные и негосударственные фонды и другие организации оказывают социальную поддержку. В России проект закона «О социальном туризме» был разработан еще в 1998 году как проект закона о разработке положений о социальном туризме Федерального закона «Об основах туризма в Российской Федерации». Однако проект был отклонен. Дальнейшие попытки продвинуть законопроект о социальном туризме были прекращены и больше не возобновлялись [2]. Отсутствие этого закона существенно тормозит развитие социальной индустрии туризма в России.

Обеспечение доступности отдыха, туристических каникул для всех, в том числе многодетных семей, молодежи и пожилых людей, требует разработки и реализации ряда конкретных мер, которые включают определение политики социального туризма государства, принятие собственного законодательного нормативные акты, создание социальной инфраструктуры, обеспечение систем поддержки и механизмов малообеспеченных слоев населения, обучение работников системы социального туризма, включая ее организаторов, информационная работа и многое другое.

Сотни миллионов людей в мире путешествуют благодаря социальному туризму. Статья 13 Монреальской декларации BITS определяет формальные категории туристических организаций, которые могут заниматься социальным туризмом: «Любая туристическая организация (ассоциация, кооператив, общество взаимопомощи, фонд, федерация, некоммерческая организация и т. Д.), Которая может принадлежать Движение социального туризма в своем уставе или регламенте может четко определить социальные цели и задачу обеспечения доступности путешествий и туризма для максимального числа людей, не ограничивая себя единственной целью получения прибыли. Членство в организациях социального туризма должно быть подтверждено условиями, изложенными ниже.

- Предлагаемые мероприятия направлены на совместное решение социальных, образовательных и культурных задач, способствующих уважению и развитию человека.

- Целевая клиентура четко определена, при этом нет дискриминации по расовым, культурным, религиозным, политическим, философским или социальным мотивам.



- Неотъемлемым элементом предлагаемого туристического продукта является добавленная стоимость неэкономического характера.

- Стремление обеспечить гармоничную интеграцию социального туризма в местную среду четко обозначено.

- Вид деятельности и цена туристического продукта социального туризма указаны в конкретных документах. Цены соответствуют заявленным социальным целям. Прибыль полностью или частично реинвестируется в улучшение качества туристических услуг, предлагаемых населению.

- Управление персоналом отвечает требованиям социального законодательства и направлено на обеспечение удовлетворенности работой и непрерывного развития персонала.

Несмотря на достигнутые в мире успехи, социальный туризм может укрепить свои позиции только при наличии долгосрочной, продуманной социальной политики в сфере туризма на национальном, региональном и международном уровнях.

Поскольку организации социального туризма не ставят цель в качестве прибыли, и общая тенденция развития международного туризма направлена ​​на предоставление туристических услуг все более высокого качества, учреждения социального туризма в последнее время столкнулись со значительными трудностями, которые включают явления различных порядков:

- проблемы создания новой или адаптации к современным требованиям существующей материально-технической базы социального туризма;

- отсутствие надлежащей законодательной и нормативной базы;

- информационные и психологические проблемы, с которыми сталкиваются отдыхающие в системе социального туризма;

- рост стандартов качества обслуживания для социального туризма;

- формы оказания материальной помощи клиентам социального туризма и ряд других проблем.

Что касается форм оказания финансовой помощи людям, пользующимся услугами социального туризма, то одной из них являются праздничные чеки, которые можно использовать при покупке туристического продукта. Они широко используются в некоторых европейских странах. Например, Французская национальная ассоциация проверок отпуска занимается системой проверки отпусков во Франции, а швейцарская касса путешествия - в Швейцарии.

Таким образом, под социальным туризмом понимается сектор туристического рынка, где покупатели получают субсидии из средств, выделенных государством на социальные нужды, или других источников покрытия, чтобы создать условия для путешествий и отдыха школьников, работающих и обучающихся молодежи, малообеспеченных семей, пенсионеров,
ветеранов и инвалидов, то есть лиц, которым государственные и другие организации оказывают социальную поддержку. Интересно отметить, что в высокоразвитых странах, таких как США и Германия, социальный туризм как вид субсидируемого туризма отсутствует.

Известно также одно из положений Гаагской декларации 1989 года, в которой говорится, что государства не могут тратить на туризм больше, чем они надеются получить от него. Таким образом, центральная проблема социального туризма, наиболее сложного и трудноразрешимого, состоит в поиске источников его финансирования и, если таковые имеются, в системе добросовестного распределения финансовых ресурсов среди бедных категорий людей. Еще одним критериемсоциальноготуризмаявляетсяпреимущественное право на получение льгот в нем. Специалисты отмечают, что при отсутствии надлежащих правовых норм, законодательной базы, финансовых и кадровых документов социальный туризм может превратиться в кормушку для нечестных людей.

В западных источниках определение социального туризма впервые было дано в 1957 году В. Ханзикером: «Группа отношений и явлений в туризме, которые приводят к участию бедных или иным образом находящихся в неблагоприятном положении элементов общества в туристических процессах» [2]. По мнению А. Хаулата, социальный туризм оправдывается тем, что его индивидуальные и коллективные цели совпадают с концепцией современного общества по реализации всех мер, направленных на обеспечение большей справедливости, благородства и удовлетворенности жизнью всех жителей [4]. Международная организация социального туризма дала более новое определение социального туризма: «набор взаимосвязей и явлений, возникающих в результате участия в туризме, особенно участия групп людей с низким уровнем дохода. Это участие осуществляется через инициативы исключительно социальной направленности. Это видение социального туризма приводит к новому акценту в определении его сущности. Это социальная и, в большей степени, моральная сторона. Поскольку туристический рынок не может предоставить продукт, который подойдет каждому, необходимо вмешательство, чтобы сделать туризм доступным для всех. Самое последнее и более полное определение социального туризма было предложено Л. Миннертом, Г. Миллером и Р. Мейтлендом. Они считают, что: «социальный туризм - это туризм с добавленной моральной ценностью для хозяина или гостя туристического обмена». Это определение представляет социальный туризм больше с точки зрения включение всех категорий жителей в участие в социальной жизни [7].


Существуют и другие представления о природе социального туризма, основанные на «праве на путешествия». Согласно выводам Декларации Всемирной конференции по туризму в Маниле (1990 г.), «социальный туризм является целью, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании своего права на отдых» [3].

Дж. Хоуланд предлагает следующее определение социального туризма: Концепция «социального туризма»подразумевает, что все граждане, независимо от экономической или социальной ситуации, должны иметь возможность отправиться в отпуск. С этой точки зрения, поездки в отпуск следует рассматривать как любые другие права человека, социальная утрата которых должна компенсироваться государством для общего благосостояния»[5].

Экономический и социальный комитет Европейского союза считает, что социальный туризм организуется в некоторых странах ассоциациями, кооперативами и профсоюзами и предназначен для обеспечения доступа к путешествиям для наибольшего числа людей, особенно из уязвимых слоев населения, и формирует его собственное определение социального туризма: Каждый человек имеет право на ежедневный, еженедельный и ежегодный отдых, а также право на свободное время, что позволяет им развивать каждый аспект своей личности и своей социальной интеграции. Право на туризм является конкретным выражением этого общего права, а социальный туризм является инструментом для достижения универсального доступного средства для реализации этого права [4]. Российские специалисты также имеют разные взгляды на определение социального туризма. Самое первое определение было сформулировано В.Н. Акишиным и М.Б. Биржаковым: Социальный туризм - это вид туризма, субсидируемый за счет средств, выделяемых на социальные нужды, с целью создания условий для поездок школьников, молодежи, пенсионеров, ветеранов войны и труда и других граждан, нуждающихся в социальной помощи государства, за счет средств государственных и негосударственных фондов и других благотворительных организаций, которыеоказывают социальную поддержку[1].

На наш взгляд, это определение является наиболее полным, и отражает вопросы его финансирования.

Существуют также различные определения социального туризма в законопроектах Российской Федерации. В законе «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», принятом Государственной Думой 4 октября 1996 года, социальный туризм определяется как «поездки, субсидируемые за счет средств, выделяемых государством на социальные нужды». Такая интерпретация является неполной, поскольку неясно, за счет чего будут финансироваться социальные туры [6].