Файл: Учебное пособие. Л. 1969 Волков М. М. Советское воздушное право. Учебное пособие.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 379
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
ИСТОРИЯ СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
ПРИМЕНЕНИЕ СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
ЭКИПАЖ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА
ПОЛЕТЫ В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СССР
ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ, БАГАЖА, ГРУЗОВ И ПОЧТЫ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВИАЦИИ
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ, УСТАНОВЛЕННЫХ МГА СССР
Третий раздел декрета определял правила полетов иностранных воздушных судов в воздушном пространстве РСФСР. Ст. 15 устанавливала разрешительную систему международных полетов. Для совершения полета – иностранного воздушного судна требовалось разрешение НКИД (НКВТ) и согласование с Главвоенвоздухфлотом. Получив разрешение, иностранное воздушное судно могло совершить полет не ранее 3 суток и не позднее 14 суток. Полеты иностранных воздушных судов могли осуществляться только с таможенных аэродромов по заранее определенному маршруту. В случае нарушения действующих правил пилоты иностранных воздушных судов несли ответственность по законам РСФСР в установленном порядке.
Наконец, четвертый раздел рассматривал вопрос об ответственности владельцев воздушных судов и пилотов за причиненные убытки. Согласно ст. 22 Декрета все убытки, причиненные воздушным судном при взлете, полете или посадке, подлежали возмещению за исключением случаев, когда причинение убытков являлось следствием грубой вины самого потерпевшего.
Декрет о воздушных передвижениях 1921 г. заложил основы советского воздушного законодательства. На его основе развернулось правотворчество в области применения гражданской авиации для нужд народного хозяйства.
6. Огромные успехи Советского государства в области индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства выдвинули задачу мощного развития гражданской авиации, совершенствования ее организационных форм и правового регулирования. Семнадцатая партийная конференция в директивах к составлению второго пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР на 1933 – 1937 гг. установила: «воздушное сообщение развить по всем основным направлениям, как одно из важнейших средств связи с отдаленными районами и с крупными промышленными центрами».1 27 апреля 1932 г. ЦИК и СНК СССР утвердили Воздушный кодекс СССР.2 Воздушный кодекс включал 9 глав (68 статей): общие положения (ст. 1 – 6); гражданские воздушные суда (ст.
6 – 16); экипаж гражданских воздушных судов (ст. 17 – 24); земное оборудование для полетов (ст. 25 – 32); условия труда работников ГВФ (ст. 33 – 34), полеты (ст. 35 – 38), международные полеты (ст. 39 – 52), имущественная ответственность перевозчика и порядок, рассмотрения споров (ст. 53 – 63), правила и обязательные постановления, издаваемые ГУГВФ (ст. 64 – 68).
Воздушный кодекс СССР 1932 г. действовал всего три года. 7 августа 1935 г. постановлением ЦИК и СНК СССР утверждается новый Воздушный кодекс СССР.1 Принятие нового ВК СССР через сравнительно короткий срок было обусловлено тем, что продолжавшийся бурный рост гражданской авиации требовал более детального, более четкого регулирования деятельности Гражданского Воздушного Флота, особенно вопросов, связанных с обеспечением безопасности полетов и воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты. ВК СССР 1935 г. включал 10 глав, 96 статей и Приложения.2
Воздушный кодекс СССР 1935 г. действовал 25 лет. За этот период гражданская авиация нашей страны сделала огромный шаг вперед. Гигантски выросли воздушные перевозки как на внутренних, так и на международных воздушных линиях. Аэрофлот получил современные самолеты с реактивными и газотурбинными двигателями. Произошли изменения в организации полетов. Принятый в 1935 г. ВК СССР не мог в полной мере регламентировать многообразную деятельность гражданской авиации на современном этапе. Принятие нового Воздушного кодекса стало настоятельной необходимостью.
В середине 1959 г. Главное управление Гражданского воздушного флота и Юридическая комиссия при Совете Министров СССР разработали и опубликовали для обсуждения проект Воздушного кодекса СССР.
Проект ВК СССР явился новым шагом вперед в развитии советского воздушного законодательства. Во-первых, в проекте были введены новые разделы, регулировавшие вопросы международных воздушных перевозок и авиации специального применения. Раздел об условиях труда и ответственности работников гражданской авиации был опущен
ввиду того, что эта проблема регулировалась общим законодательством о труде СССР и союзных республик. Во-вторых, проект предусматривал более глубокое и детальное регулирование вопросов, связанных с проблемой обеспечения безопасности полетов. В-третьих, в проекте были заменены устаревшие формулировки, а также введены новые статьи и положения, отвечавшие задачам, выполняемым Аэрофлотом, и требовавшие законодательного закрепления, уточнена редакция статей ВК СССР 1935 г. Наконец, в-четвертых, проект определял задачи, которым должен был отвечать новый ВК СССР. Ст. 2 устанавливала, что Воздушный кодекс СССР имеет своей задачей установление порядка использования воздушного пространства СССР и деятельности гражданской авиации, и гражданского воздухоплавания в целях охраны интересов государства, обеспечения безопасности полетов и удовлетворения потребностей народного хозяйства СССР и граждан в воздушных передвижениях.
Проект ВК СССР был рассмотрен и 26 декабря 1961 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утвержден. Новый ВК СССР начал действовать с 1 января 1962 г.
7. Международные полеты непосредственно связаны с суверенитетом государств на воздушное пространство. Поэтому они могут осуществляться только при наличии соответствующих разрешений. Одной из форм таких разрешений являются соглашения о международном воздушном сообщении между государствами.
Советское государство с первых дней существования гражданской авиации придавало важное значение развитию международных воздушных сообщений. Еще в 1920 г. в мирном договоре РСФСР с Финляндией было установлено, что при соблюдении действующих общих положений российские невооруженные летательные аппараты имеют право поддерживать воздушные сообщения через Печенгскую область между Россией и Норвегией.
В 1927 г. Советский Союз подписал соглашения о воздушном сообщении с Германией, Ираном и Афганистаном.
В 30-е годы Советское правительство заключает соглашения еще с рядом иностранных государств: Чехословакией, Монгольской Народной Республикой, Швецией, Болгарией, Китаем, Германией, Тувинской Народной Республикой.
После второй мировой войны международные связи СССР с иностранными государствами получают новое
развитие. В 1954 г. в странах социалистического лагеря при помощи Советского государства были созданы свои национальные авиатранспортные предприятия. СССР заключает двухсторонние соглашения о воздушном сообщении с социалистическими странами и другими иностранными государствами. В 1954 г. СССР заключает соглашение о воздушном сообщении с КНР. В 1955 г. с Румынией, Венгрией, Польшей, Чехословакией, Болгарией, Югославией, Финляндией, Австрией, Албанией, КНДР. В 1956 г. с Афганистаном, Данией, Норвегией, Швецией, ГДР, МНР и др.
В настоящее время Советский Союз имеет соглашения о воздушном сообщении с 55 странами.
Глава 4.
ИСТОЧНИКИ ВОЗДУШНОГО ПРАВА
1. Слово источник имеет несколько значений. В частности, оно означает все то, что дает начало, основание чего-нибудь, откуда исходит что-либо. В этом смысле под источником права следует понимать волю господствующего класса, возведенную в закон, которая в свою очередь определяется материальными условиями жизни общества, экономическим базисом. Следовательно, источником советского права является возведенная в закон воля советского народа.
Однако выражение источник права употребляется еще в специальном юридическом смысле. Под источником права в юридическом смысле понимаются формы, в которых государство устанавливает нормы права или санкционирует уже сложившиеся в обществе правила поведения.
2. Основным общим источником советского воздушного права является Конституция СССР. В Конституции СССР закрепляется общественное и государственное устройство СССР, основные права и обязанности граждан. Ст. 6 Конституции закрепляет государственную социалистическую собственность на воздушный транспорт СССР. Принципом деятельности гражданской авиации, как и всего народного хозяйства, является планирование. Ст. 11 Конституции закрепляет это начало в деятельности всех отраслей народного хозяйства и подчеркивает, что планирование осуществляется «в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости и усиления обороноспособности».
Воздушный транспорт является транспортом общесоюзного значения, поэтому в соответствии со ст. 14 п. «н» Конституции СССР управление им отнесено к ведению Союза ССР в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления. Министерство гражданской авиации относится к общесоюзным министерствам (ст. 70 Конституции СССР).