Файл: Методические указания к выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Тема 1.1. Особенности дошкольного образования за рубежом
Тема 1.2. Развитие дошкольного образования в России
ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОЙ
Тема 2.1. Педагогический процесс
в дошкольной образовательной организации
Тема 2.2. Вариативные программы
воспитания, обучения и развития детей
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Тема 3.1. Теоретические основы обучения
самостоятельной деятельности детей, если она
– направлена и поддерживается взрослыми для решения образовательных задач;
– организуется по выбору и интересам детей для удовлетворения потребности в самореализации и досуге?
Критерии оценки СРС:
«отлично» – содержание ответа соответствует поставленному вопросу, ответ полный и содержит убедительную аргументацию, выстроен логично;
«хорошо» – содержание ответа соответствует поставленному вопросу, ответ полный с элементами аргументации, в целом выстроен логично, но есть небольшие отступления или неточности;
«удовлетворительно» – содержание ответа соответствует поставленному вопросу, ответ не полный, аргументация отсутствует, выстроен логично не логично;
«неудовлетворительно» – отказ от ответа.
Задание 2 (1 час). Заполнение таблицы «Характеристика принципов организации педагогического процесса».
Литература:
1. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений [Текст]/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2015.
2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
3. Дошкольная педагогика [Текст] / под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение.2013.
4. Карелина И.О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие. – Режим доступа: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met177/met177.pdf, свободный. – Загл. с экрана.
Формы контроля: предъявление в письменном виде терминологической таблицы.
Инструкция по выполнению СРС:
Характеристика принципов организации педагогического процесса
Критерии оценки СРС:
«отлично» – таблица заполнена полностью; для каждого принципа дана подробная характеристика, описаны удачные примеры реализации принципа в практике работы с детьми дошкольного возраста;
«хорошо» – таблица заполнена полностью; для каждого принципа дана краткая, но правильная характеристика, подобраны правильные примеры реализации принципа в практике работы с детьми дошкольного возраста;
«удовлетворительно» – таблица заполнена не полностью; характеристика принципов очень поверхностная, подобраны не очень удачные примеры реализации принципа в практике работы с детьми дошкольного возраста;
«неудовлетворительно» – задание не выполнено.
Форма СРС: внеаудиторная, работа с учебными и методическими пособиями, материалами Интернет.
Цель: расширение представлений о классификации технологий обучения, используемых в современной системе отечественного образования.
Задание 1 (4 часа). Анализ авторских (базовых) образовательных программ дошкольного образования с подготовкой информации о конкретной программе в виде сообщения (микро-выступления).
Вопросы для самоконтроля
– Раскройте требования ФГОС дошкольного образования к основным образовательным программам дошкольного образования.
– Перечислите основные требования к организации образовательного процесса в ДОО, обеспечивающего реализацию ФГОС дошкольного образования.
– На основе анализа выбранной Программы с позиций требований ФГОС дошкольного образования сделайте заключение о возможностях ее внедрения в практику работы детского сада.
Литература:
1. Проекты примерных основных образовательных программ дошкольного образования [Текст]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11684, свободный. – Загл. с экрана.
2. Теоретические основы дошкольного образования: учебник для СПО[Текст] / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. – М.: Юрайт, 2017. – 496 с.
Формы контроля: текст микро-выступления по теме: «Характеристика примерной основной образовательной программы дошкольного образования …. (указать название)».
Инструкция по выполнению СРС:
2) Содержание микро-выступления следует составить, опираясь на данный план:
– Концептуальные основы Программы.
– Соответствие целей и задач Программы целям и задачам ФГОС дошкольного образования.
– Содержание Программы разбито на разделы: … Соответствие данных разделов направлениям развития ребенка, указанным ФГОС дошкольного образования.
– Отличительные особенности Программы.
– Выбор приоритетных педагогических технологий, обеспечивающих реализацию Программы.
В конце доклада следует сделать собственное предположение о том, может ли быть использована Программа для реализации ФГОС дошкольного образования.
Критерии оценки СРС:
«отлично» – текст микро-выступления логически выстроен, в полном объёме раскрывает особенности представляемой Программы в соответствии с предложенным планом; сделать собственное предположение о возможности использования Программы для реализации ФГОС дошкольного образования; имеется слайдовая презентация, отражающая содержание микро-выступления;
«хорошо» – текст микро-выступления логически выстроен, но очень кратко раскрывает особенности представляемой Программы в соответствии с предложенным планом; сделать собственное предположение о возможности использования Программы для реализации ФГОС дошкольного образования; имеется слайдовая презентация, отражающая содержание микро-выступления;
«удовлетворительно» – текст микро-выступления логически не выстроен, очень кратко раскрывает особенности представляемой Программы в соответствии с предложенным планом; собственное предположение о возможности использования Программы для реализации ФГОС дошкольного образования отсутствует; слайдовая презентация, не отражает содержание микро-выступления;
«неудовлетворительно» – задание не выполнено.
– направлена и поддерживается взрослыми для решения образовательных задач;
– организуется по выбору и интересам детей для удовлетворения потребности в самореализации и досуге?
Критерии оценки СРС:
«отлично» – содержание ответа соответствует поставленному вопросу, ответ полный и содержит убедительную аргументацию, выстроен логично;
«хорошо» – содержание ответа соответствует поставленному вопросу, ответ полный с элементами аргументации, в целом выстроен логично, но есть небольшие отступления или неточности;
«удовлетворительно» – содержание ответа соответствует поставленному вопросу, ответ не полный, аргументация отсутствует, выстроен логично не логично;
«неудовлетворительно» – отказ от ответа.
Задание 2 (1 час). Заполнение таблицы «Характеристика принципов организации педагогического процесса».
Литература:
1. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений [Текст]/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2015.
2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
3. Дошкольная педагогика [Текст] / под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение.2013.
4. Карелина И.О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие. – Режим доступа: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met177/met177.pdf, свободный. – Загл. с экрана.
-
Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова. – Николаев, 2015. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0481/1_0481-62.shtml, свободный. – Загл. с экрана. -
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для СПО [Текст] / под ред. Н.В. Микляевой. – М.: Юрайт, 2017. – 434 с. -
Теоретические основы дошкольного образования: учебник для СПО [Текст] / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. – М.: Юрайт, 2017. – 496 с.
Формы контроля: предъявление в письменном виде терминологической таблицы.
Инструкция по выполнению СРС:
-
Воспользовавшись справочной педагогической литературой, содержанием лекционного материала, материалами Интернет составьте таблицу, отражающую характеристику принципов организации педагогического процесса. -
Приведите примеры из практики, отражающие возможности реализации того или иного принципа в реальной деятельности с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Характеристика принципов организации педагогического процесса
Принципы | Характеристика принципов | Примеры реализации принципа из практики |
Принцип гуманизации | | |
Принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения | | |
Принцип наглядности | | |
Принцип активности и самостоятельности детей в обучении | | |
Принцип систематичности, последовательности и прочности осваиваемого в процессе обучения материала | | |
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей | | |
Принцип коллективизма процессов обучения и воспитания | | |
Принцип разумного отношения к ребенку | | |
Критерии оценки СРС:
«отлично» – таблица заполнена полностью; для каждого принципа дана подробная характеристика, описаны удачные примеры реализации принципа в практике работы с детьми дошкольного возраста;
«хорошо» – таблица заполнена полностью; для каждого принципа дана краткая, но правильная характеристика, подобраны правильные примеры реализации принципа в практике работы с детьми дошкольного возраста;
«удовлетворительно» – таблица заполнена не полностью; характеристика принципов очень поверхностная, подобраны не очень удачные примеры реализации принципа в практике работы с детьми дошкольного возраста;
«неудовлетворительно» – задание не выполнено.
Тема 2.2. Вариативные программы
воспитания, обучения и развития детей
Форма СРС: внеаудиторная, работа с учебными и методическими пособиями, материалами Интернет.
Цель: расширение представлений о классификации технологий обучения, используемых в современной системе отечественного образования.
Задание 1 (4 часа). Анализ авторских (базовых) образовательных программ дошкольного образования с подготовкой информации о конкретной программе в виде сообщения (микро-выступления).
Вопросы для самоконтроля
– Раскройте требования ФГОС дошкольного образования к основным образовательным программам дошкольного образования.
– Перечислите основные требования к организации образовательного процесса в ДОО, обеспечивающего реализацию ФГОС дошкольного образования.
– На основе анализа выбранной Программы с позиций требований ФГОС дошкольного образования сделайте заключение о возможностях ее внедрения в практику работы детского сада.
Литература:
1. Проекты примерных основных образовательных программ дошкольного образования [Текст]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11684, свободный. – Загл. с экрана.
2. Теоретические основы дошкольного образования: учебник для СПО[Текст] / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. – М.: Юрайт, 2017. – 496 с.
Формы контроля: текст микро-выступления по теме: «Характеристика примерной основной образовательной программы дошкольного образования …. (указать название)».
Инструкция по выполнению СРС:
-
Для составления текста микро-выступления необходимо внимательно изучить материал выбранной вами программы.
-
Перечень программ для анализа
– «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой
– «Успех» / Под ред. Н.В. Фединой
– «Радуга» / Под ред. Е.В. Соловьёвой
– «ОткрытиЯ» / Под ред. Е.Г. Юдиной
– «Миры детства» / Под ред. Т.Н. Дороновой
– «Тропинки» / Под ред. В.Т. Кудрявцева
– «Первоцветы» / Под ред. Н.В. Микляевой
– «Истоки» / Под ред. Л.А. Парамоновой
– Крылова Н.М. «Детский сад – дом радости»
– «На крыльях детства» / Под ред. Н.В. Микляевой
– «Детство» / Под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой
– Белькович В.Ю., Гребёнкина Н.В., Кильдышева И.А. «Мозаика»
– «Березка» / Под ред. В.К. Загвоздкина, С.А. Трубицыной
– «Детский сад по системе Монтессори» / Под ред. Е.А. Хилтунен
– «Разноцветная планета» / Под ред. Е. А. Хамраевой и И. В. Мальцевой
– «Золотой ключик» / Под ред. Г.Г. Кравцова
– «Мир открытий» / Под ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой
– «Ступеньки детства» / Под ред. Н.М. Конышевой
– Циновская С.П. «Дошколка.ру»
– «Диалог» / Под ред. О.Л. Соболевой, О.Г. Приходько
2) Содержание микро-выступления следует составить, опираясь на данный план:
– Концептуальные основы Программы.
– Соответствие целей и задач Программы целям и задачам ФГОС дошкольного образования.
– Содержание Программы разбито на разделы: … Соответствие данных разделов направлениям развития ребенка, указанным ФГОС дошкольного образования.
– Отличительные особенности Программы.
– Выбор приоритетных педагогических технологий, обеспечивающих реализацию Программы.
В конце доклада следует сделать собственное предположение о том, может ли быть использована Программа для реализации ФГОС дошкольного образования.
-
Для публичного представления Программы следует сделать презентацию по содержанию микро-выступления.
Критерии оценки СРС:
«отлично» – текст микро-выступления логически выстроен, в полном объёме раскрывает особенности представляемой Программы в соответствии с предложенным планом; сделать собственное предположение о возможности использования Программы для реализации ФГОС дошкольного образования; имеется слайдовая презентация, отражающая содержание микро-выступления;
«хорошо» – текст микро-выступления логически выстроен, но очень кратко раскрывает особенности представляемой Программы в соответствии с предложенным планом; сделать собственное предположение о возможности использования Программы для реализации ФГОС дошкольного образования; имеется слайдовая презентация, отражающая содержание микро-выступления;
«удовлетворительно» – текст микро-выступления логически не выстроен, очень кратко раскрывает особенности представляемой Программы в соответствии с предложенным планом; собственное предположение о возможности использования Программы для реализации ФГОС дошкольного образования отсутствует; слайдовая презентация, не отражает содержание микро-выступления;
«неудовлетворительно» – задание не выполнено.