Файл: Методические указания к выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Тема 1.1. Особенности дошкольного образования за рубежом
Тема 1.2. Развитие дошкольного образования в России
ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОЙ
Тема 2.1. Педагогический процесс
в дошкольной образовательной организации
Тема 2.2. Вариативные программы
воспитания, обучения и развития детей
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Тема 3.1. Теоретические основы обучения
РАЗДЕЛ 3.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тема 3.1. Теоретические основы обучения
и воспитания дошкольников
Форма СРС: внеаудиторная работа с ресурсами Интернет, справочными и методическими изданиями.
Цель: закрепление знаний об основных педагогических понятиях, используемых в современном дошкольном образовании; изучение педагогических возможностей разных видов детской деятельности для организации образовательного процесса с дошкольниками.
Вопросы для самоконтроля
1) С чем связано обращение современной дошкольной педагогики к организации образовательного процесса на основе разных видов детской деятельности, а не на глубоком овладении знаниями, как это было принято в традиционной системе организации дошкольного образования?
2) Выделите педагогические возможности разных видов детской деятельности в развитии ребенка и организации образовательного процесса с дошкольниками.
Задание 1 (1 час). Заполнение терминологического словаря «Дошкольная дидактика» в виде таблицы на основе содержания лекционного материала, рекомендуемой справочной литературы и материалов Интернет.
Литература
-
Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений [Текст]/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2015. -
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. – Режим доступа: http://slovo.yaxy.ru/87.html, свободный. – Загл. с экрана. -
Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова. – Режим доступа: http://www. pedlib.ru/Books/1/ 0481/1_0481-62.shtml, свободный. – Загл. с экрана. -
Педагогический терминологический словарь [Текст]. – С.-Петербург: Российская национальная библиотека. – 2012. -
Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В.М. Полонский. – М., 2014. -
Словарь педагогических терминов. – Режим доступа: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met40/node17.html, свободный. – Загл. с экрана. -
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Формы контроля: предъявление в письменном виде терминологической таблицы.
Инструкция по выполнению СРС:
1. Воспользовавшись справочной педагогической литературой, составьте таблицу, отражающую современную трактовку педагогических понятий.
2. Обязательно укажите источник, из которого взята характеристика данного понятия.
Терминологический словарь «Дошкольная дидактика»
Название термина | Характеристика термина | Автор/ источник |
образование | | ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) |
воспитание | | |
обучение | | |
образовательная программа | | |
федеральный государственный образовательный стандарт | | |
образовательная деятельность | | |
средства обучения и воспитания | | |
качество образования | | |
участники образовательных отношений | | |
амплификация развития | | |
зона ближайшего развития ребенка | | |
культурные практики | | |
содержание дошкольного образования | | |
методы обучения | | |
методика обучения | | |
приемы обучения | | |
принципы обучения | | |
средства обучения | | |
формы обучения | | |
формы образовательной работы с детьми-дошкольниками | | |
виды детской деятельности | | |
образовательный процесс | | |
педагогический процесс | | |
воспитательный процесс | | |
образовательная ситуация | | |
социальная ситуация развития ребенка | | |
индивидуальный образовательный маршрут. | | |
комплексный подход | | |
субъект деятельности | | |
субъектная позиция ребенка-дошкольника | | |
субъект-субъектное взаимодействие | | |
предметно-пространственная развивающая среда ДОУ | | |
Критерии оценки СРС:
«отлично» – таблица заполнена полностью; по каждому термину указан источник, из которого взята характеристика данного понятия;
«хорошо» – таблица заполнена полностью; по большинству терминов указан источник, из которого взята характеристика данного понятия;
«удовлетворительно» – таблица заполнена частично; не по каждому термину указан источник, из которого взята характеристика данного понятия;
«неудовлетворительно» – задание не выполнено.
Задание 2 (1 час). Составьте педагогическую характеристику основных видов детской деятельности.
Литература
-
Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений [Текст]/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2015. -
Карелина И.О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие. – Режим доступа: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met177/met177.pdf, свободный. – Загл. с экрана. -
Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова. – Николаев, 2015. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0481/1_0481-62.shtml, свободный. – Загл. с экрана. -
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 5-е изд. [инновационная], испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — 336 с. -
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для СПО [Текст]/ под ред. Н.В. Микляевой. – М.: Юрайт, 2017. – 434 с. -
Теоретические основы дошкольного образования: учебник для СПО [Текст] / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. – М.: Юрайт, 2015. – 496 с. -
Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
Формы контроля: предъявление в письменном виде таблицы.
Инструкция по выполнению СРС:
Воспользовавшись методической литературой, составьте таблицу, отражающую педагогическую характеристику видов детской деятельности, используемых при реализации ФГОС дошкольного образования.
Виды детской
деятельности
Виды детской деятельности | Формы организации деятельности с детьми | Педагогическая характеристика |
Игровая | | |
Двигательная | | |
Коммуникативная | | |
Познавательно-исследовательская | | |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | | |
Изобразительная | | |
Музыкальная | | |
Восприятие художественной литературы и фольклора | | |
Критерии оценки СРС:
«отлично» – все графы таблицы заполнены в полном объёме, раскрыто содержание поставленных вопросов;
«хорошо» – все графы таблицы заполнены, но имеются неточности;
«удовлетворительно» – таблица заполнена не полно;
«неудовлетворительно» – задание не выполнено.
Тема 3.2. Основы развивающего обучения дошкольников
Форма СРС: внеаудиторная работа с ресурсами Интернет и периодических педагогических изданий.
Цель: изучение возможностей использования идей развивающего обучения в образовательном процессе с дошкольниками.
Вопросы для самоконтроля
1) С чем связано обращение современной дошкольной педагогики к идеям развивающего обучения?
2) Выделите основную идею развивающего образования.
3) Раскройте основные принципы развивающего обучения. Каким образом они могут быть реализованы в образовательном процессе современного детского сада?
Задание 1 (3 часа). Заполнение таблицы «Характеристика принципов реализации деятельностного подхода в дошкольном образовании» или «Методы стимуляции любознательности и познавательной активности детей дошкольного возраста» (на выбор).
Литература:
-
Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений [Текст]/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2015. -
Дошкольная педагогика /[Текст] под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение.2013. -
Карелина И.О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие.– Режим доступа: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met177/met177.pdf, свободный. – Загл. с экрана. -
Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова. – Николаев, 2015. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0481/1_0481-62.shtml, свободный. – Загл. с экрана. -
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для СПО [Текст]/ под ред. Н.В. Микляевой. – М.: Юрайт, 2017. – 434 с. -
Теоретические основы дошкольного образования: учебник для СПО [Текст] / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. – М.: Юрайт, 2017. – 496 с.
Формы контроля: предъявление в письменном виде терминологической таблицы.
Инструкция по выполнению СРС:
Воспользовавшись справочной педагогической литературой, содержанием лекционного материала, материалами Интернет внесите в таблицу конкретные советы, методы, приемы, содержание деятельности воспитателя, отражающие возможности реализации того или иного принципа (или метода) в реальном образовательном процессе с детьми дошкольного возраста.