Файл: Методические указания к выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1.2. Развитие дошкольного образования в России


Форма СРС: самостоятельная работа с нормативным документом и учебно-методической литературы.

Задание 1 (2 часа). Составление таблицы по теме «Характеристика деятельности первых детских садов России»(«Детский сад А.С. Симонович», «Детский сад Л.К. Шлегер).

Цель: самостоятельное изучение содержания учебно-методической литературы.

Формы контроля: заполненная таблица.

Инструкция по выполнению СРС: для выполнения задания необходимо изучить материал учебно-методической литературы и Интернет. Задание следует представить в виде таблицы.

Литература:

1. Латышина Д. И. История педагогики. История образования и педагогической мысли [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ruknigi.net/books/13765-istoriya-pedagogiki-istoriya-obrazovaniya-i-pedagogicheskoj-myisli/, свободный. – Загл. с экрана.

2. Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Академия, 2014. – 240 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/6/0295/6_0295-24.shtml, свободный. – Загл. с экрана.

3. Теоретические основы дошкольного образования: учебник для СПО/ Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. – М.: Юрайт, 2017. – 496 с.
Характеристика деятельности первых детских садов России

(детский сад А.С. Симонович, детский сад Л.К. Шлегер)

Показатели анализа деятельности

Детский сад Аделаиды Семеновны Симонович

Детский сад Луизы Карловны Шлегер

Годы и место деятельности детского сада








Возраст и контингент детей








Режим работы детского сада








Основные идеи








Особенности организации

образовательного процесса







Педагогические

находки








Педагогические заблуждения












Критерии оценки СРС:

«отлично» – в таблице заполнены все графы; дана подробная характеристика опыта, через педагогические находки и заблуждения раскрыты положительные стороны деятельности и ошибки;

«хорошо» – в таблице заполнены все графы; дана краткая характеристика опыта, через педагогические находки и заблуждения раскрыты положительные стороны деятельности и ошибки;

«удовлетворительно» – в таблице заполнены не все графы; дана слишком краткая характеристика опыта, не определены авторские педагогические находки и заблуждения;

«неудовлетворительно» – задание не выполнено.

Задание 2 (2 часа). Самостоятельное изучение нормативных документов: «Профессиональный стандарт: педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) – воспитатель, учитель» и «Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
Цель: отработка умений работать с нормативно-правовыми документами, регламентирующими образовательную деятельность дошкольных образовательных организаций.

Литература:

  1. Профессиональный стандарт: педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) – воспитатель, учитель. Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10 2013 г. N 544н

  2. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации.

Формы контроля: Самостоятельная работа с нормативными документами – составление сопоставительной характеристики требований к деятельности воспитателя ДОО (заполнение таблицы).

Инструкция по выполнению СРС:

  1. Внимательно изучите нормативные правовые документы, указанные в списке литературы.

  2. Вам необходимо составить сопоставительную характеристику в виде таблицы требований к деятельности воспитателя ДОО, заданных Профстандартом и ФГОС ДО.







Опорные вопросы

Профстандарт

ФГОС ДО

1

Требования к образованию и обучению







2

Требования к опыту практической работы







3

Особые условия допуска к работе







4

Требования к реализации основной образовательной программы







5

Требования к результатам освоения основной образовательной программы




















Критерии оценки СРС:

«отлично» – в таблице заполнены все графы; информация отвечает содержанию вопроса;

«хорошо» – в таблице заполнены все графы; информация отвечает содержанию вопроса, но слишком краткая;

«удовлетворительно» – в таблице заполнены не все графы; информация очень краткая, но отвечает содержанию вопроса;

«неудовлетворительно» – задание не выполнено.



РАЗДЕЛ 2.

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ




Тема 2.1. Педагогический процесс

в дошкольной образовательной организации



Форма СРС: внеаудиторная работа с методической литературой.

Цель: углубление знаний о современном педагогическом (образовательном) процессе с детьми дошкольного возраста.

Задание 1 (1 час). Подготовка ответов на вопросы семинарского занятия «Характеристика современного педагогического процесса».
Литература

  1. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений [Текст]/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2015.

  2. Дошкольная педагогика /[Текст] / под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 2013.

  3. Карелина И.О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие. – Режим доступа: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met177/met177.pdf, свободный. – Загл. с экрана.

  4. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для СПО [Текст] / под ред. Н.В. Микляевой. – М.: Юрайт, 2017. – 434 с.

  5. Теоретические основы дошкольного образования: учебник для СПО [Текст] / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. – М.: Юрайт, 2017. – 496 с.

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).

Формы контроля: ответы на вопросы во время семинарского занятия.

Инструкция по выполнению СРС:

На основе материалов учебно-методической литературы, периодических педагогических изданий, ресурсов Интернет подготовьтесь ответить на семинарском занятии на следующие вопросы:
Вопросы для подготовки к семинару

«Характеристика современного педагогического процесса»
1. Сравните понятия «педагогический процесс» и «образовательный процесс». Что общего и отличительного в образовательном и педагогическом процессах?


2. Какова цель образовательного процесса?

3. Каковы основные компоненты образовательного процесса? Определите взаимосвязь между структурными компонентами образовательного процесса ДОО.

4. Чем отличается современное содержание образовательного процесса? По каким направлениям развития и образования детей дифференцируется содержание дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования (2013 г.)? Раскройте основные задачи каждого из 5 направлений.

5. Что понимается под целостностью педагогического (образовательного) процесса?

6. Современный педагогический/образовательный процесс характеризуется ценностной позицией педагога, целевыми установками образовательной организации, учетом возможностей, потребностей, интересов и склонностей де­тей (индивидуальных особенностей воспитанников), учетом социальных запросов родителей. Раскройте смысл данных характеристик.

7. В чем суть принципа интеграции в реализации современного образовательного процесса?

8. Процесс взаимодействия педагога и детей в педагогическом процессе может быть организован как:

  • процесс воздействия;

  • процесс бездействия;

  • процесс содействия.

Дайте характеристику данных процессов. Какая модель взаимодействия признается приоритетной в современном дошкольном образовании и почему?

9. Для педагогического процесса детского сада уже традиционным стало принятие личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога и воспитанников. Каковы же характерные отличия данной модели?

10. В чем проявляется системность и процессуальность (деятельностный характер) современного образовательного процесса в ДОУ.

11. Основными моделями организации образовательного процесса являются совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность детей. Каково назначение каждого из этих моделей.

12. Назовите формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста (формы организации видов детской деятельности), обеспечивающие комплексность содержания разных образовательных областей.

13. Дайте характеристику образовательной ситуации как структурной единицы образовательного процесса.

14. Выделите общие и отличительные особенности комплексной и интегрированной образовательной ситуации, организованной в виде развивающего занятия.

15. Какую роль выполняет воспитатель при организации