Файл: Методические указания к выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Тема 1.1. Особенности дошкольного образования за рубежом
Тема 1.2. Развитие дошкольного образования в России
ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОЙ
Тема 2.1. Педагогический процесс
в дошкольной образовательной организации
Тема 2.2. Вариативные программы
воспитания, обучения и развития детей
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Тема 3.1. Теоретические основы обучения
Вариант 1
Характеристика принципов реализации
деятельностного подхода в дошкольном образовании
Принципы | Характеристика принципов | Особенности реализации принципа |
Принцип деятельности | Заключается в том, что ребенок получает знания не в готовом виде, а проявляя воображение, мышление, память, добывает их в совместной деятельности со взрослым, а потом и самостоятельно. | |
Принцип непрерывности | Означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. | |
Принцип целостности | Предполагает формирование у воспитанников первоначального системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности). | |
Принцип минимакса | Предоставление ребенку возможности освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (ФГОС ДО). | |
Принцип психологической комфортности | Предполагает снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание в детском саду доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. | |
Принцип вариативности | Предполагает элементарное формирование дошкольниками способностей к созданию вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора в соответствии с возрастом. | |
Принцип творчества | Означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение воспитанниками собственного опыта творческой деятельности. | |
Критерии оценки СРС:
«отлично» – таблица заполнена полностью; для каждого принципа даны конкретные советы, методы, приемы, содержание деятельности воспитателя, отражающие возможности реализации того или иного принципа в реальном образовательном процессе с детьми дошкольного возраста;
«хорошо» – таблица заполнена полностью; для каждого принципа подобраны правильные советы, методы, приемы, содержание деятельности воспитателя по его реализации в практике работы с детьми дошкольного возраста, но они слишком краткие;
«удовлетворительно» – таблица заполнена не полностью; советы, методы, приемы, содержание деятельности воспитателя по его реализации в практике работы с детьми дошкольного возраста подобраны не очень удачно;
«неудовлетворительно» – задание не выполнено.
Вариант 2
Методы стимуляции любознательности
и познавательной активности детей дошкольного возраста
| Методы стимуляции любознательности и познавательной активности детей | |||
№ | Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Литература
1. Дошкольное образование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.rin.ru/ preschool/index.html, свободный. – Загл. с экрана.
2. Детский сад от А до Я [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://detsad-journal.narod.ru/index.htm, свободный. – Загл. с экрана.
3. Детский сад.ру [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
4. Методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tanja-k.chat.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
5. Шилко Н. Б. Как развивать познавательную активность детей дошкольного возраста. – Режим доступа: http://festival.1september. ru/articles/100927/, свободный. – Загл. с экрана.
Формы контроля: предъявление в письменном виде таблицы «Методы стимуляции любознательности и познавательной активности детей дошкольного возраста».
Критерии оценки СРС:
«отлично» – таблица заполнена полностью; для каждой возрастной группы выделены конкретные методы, приемы стимулирования любознательности и познавательной активности детей;
«хорошо» – таблица заполнена полностью; для каждой возрастной группы выделены конкретные методы, приемы стимуляции любознательности и познавательной активности детей, но их мало;
«удовлетворительно» – таблица заполнена не полностью; методы, приемы подобраны не очень удачно, без учета возраста;
«неудовлетворительно» – задание не выполнено.
Задание 2 (3 часа). Заполнение индивидуальной формы письменного отчета по опорным вопросам «Реализация идей дифференциации и индивидуализации в дошкольном образовании» (на основе изученных источникам учебно-методических пособий, материалов периодических педагогических журналов).
Литература
1. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений [Текст]/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2015.
2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
3. Дошкольная педагогика // под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение.2013.
4. Карелина И.О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие. – Режим доступа: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met177/met177.pdf, свободный. – Загл. с экрана.
-
Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова. – Николаев, 2015. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0481/1_0481-62.shtml, свободный. – Загл. с экрана. -
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для СПО [Текст] / под ред. Н.В. Микляевой. – М.: Юрайт, 2017. – 434 с. -
Теоретические основы дошкольного образования: учебник для СПО [Текст] / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. – М.: Юрайт, 2017. – 496 с.
8. Можейко А.В. Психолого-педагогическая поддержка ребенка в условиях индивидуализации дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/26_ NII_2009/Pedagogica/ 52230.doc.htm, свободный. – Загл. с экрана.
9. Подопригора А.Г. Дифференциация и индивидуализация в процессе обучения и воспитания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september. ru/articles/314511/, свободный. – Загл. с экрана.
10. Степанова О.А. Специфика реализация принципа индивидуализации образования в современных условиях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://viperson.ru/wind.php?ID=425595, свободный. – Загл. с экрана.
Формы контроля: предъявление в письменном виде таблицы «Средства дифференциации и индивидуализации дошкольного образования».
Инструкция по выполнению СРС:
Воспользовавшись методической литературой, составьте таблицу, отражающую ответы на поставленные вопросы.
Перечень вопросов:
1. Что вкладывается в понятие «индивидуализация обучения»?
2. Что значит реализовать индивидуальный подход к ребенку-дошкольнику в процессе образовательной?
3. Что предполагает дифференцированный подход в обучении и воспитании дошкольников?
4. Каким образом можно реализовать дифференцированный подход в образовательном процессе дошкольников? (Виды и формы дифференцированного подхода)
Реализация идей дифференциации и индивидуализации
в дошкольном образовании
Опорные вопросы | Содержание ответа |
Что вкладывается в понятие «индивидуализация обучения»? | |
Что значит реализовать индивидуальный подход к ребенку-дошкольнику в процессе образовательной деятельности? | |
Что предполагает дифференцированный подход в обучении и воспитании дошкольников? | |
Каким образом можно реализовать дифференцированный подход в образовательном процессе дошкольников? (Виды и формы дифференцированного подхода) | |
Критерии оценки СРС:
«отлично» – все графы таблицы заполнены в полном объёме, раскрыто содержание поставленных вопросов;
«хорошо» – все графы таблицы заполнены, но имеются неточности;
«удовлетворительно» – таблица заполнена не полно
;
«неудовлетворительно» – задание не выполнено.