Файл: Методические указания к выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РАЗДЕЛ 3.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА




Тема 3.1. Теоретические основы обучения

и воспитания дошкольников


Форма СРС: внеаудиторная работа с ресурсами Интернет, справочными и методическими изданиями.

Цель: закрепление знаний об основных педагогических понятиях, используемых в современном дошкольном образовании; изучение педагогических возможностей разных видов детской деятельности для организации образовательного процесса с дошкольниками.

Вопросы для самоконтроля

1) С чем связано обращение современной дошкольной педагогики к организации образовательного процесса на основе разных видов детской деятельности, а не на глубоком овладении знаниями, как это было принято в традиционной системе организации дошкольного образования?

2) Выделите педагогические возможности разных видов детской деятельности в развитии ребенка и организации образовательного процесса с дошкольниками.

Задание 1 (1 час). Заполнение терминологического словаря «Дошкольная дидактика» в виде таблицы на основе содержания лекционного материала, рекомендуемой справочной литературы и материалов Интернет.

Литература

    1. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений [Текст]/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2015.

    2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. – Режим доступа: http://slovo.yaxy.ru/87.html, свободный. – Загл. с экрана.

    3. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова. – Режим доступа: http://www. pedlib.ru/Books/1/ 0481/1_0481-62.shtml, свободный. – Загл. с экрана.

    4. Педагогический терминологический словарь [Текст]. – С.-Петербург: Российская национальная библиотека. – 2012.

    5. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В.М. Полонский. – М., 2014.

    6. Словарь педагогических терминов. – Режим доступа: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met40/node17.html, свободный. – Загл. с экрана.

    7. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации"


Формы контроля: предъявление в письменном виде терминологической таблицы.

Инструкция по выполнению СРС:

1. Воспользовавшись справочной педагогической литературой, составьте таблицу, отражающую современную трактовку педагогических понятий.

2. Обязательно укажите источник, из которого взята характеристика данного понятия.
Терминологический словарь «Дошкольная дидактика»


Название термина

Характеристика

термина

Автор/ источник

образование




ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.)

воспитание




обучение




образовательная программа




федеральный государственный образовательный стандарт




образовательная деятельность




средства обучения и воспитания




качество образования




участники образовательных отношений




амплификация развития







зона ближайшего развития ребенка







культурные практики







содержание дошкольного образования







методы обучения







методика обучения







приемы обучения







принципы обучения







средства обучения







формы обучения







формы образовательной работы с детьми-дошкольниками







виды детской деятельности







образовательный процесс







педагогический процесс







воспитательный процесс







образовательная ситуация







социальная ситуация развития ребенка







индивидуальный образовательный маршрут.







комплексный подход







субъект деятельности







субъектная позиция ребенка-дошкольника







субъект-субъектное взаимодействие







предметно-пространственная развивающая среда ДОУ









Критерии оценки СРС:

«отлично» – таблица заполнена полностью; по каждому термину указан источник, из которого взята характеристика данного понятия;

«хорошо» – таблица заполнена полностью; по большинству терминов указан источник, из которого взята характеристика данного понятия;

«удовлетворительно» – таблица заполнена частично; не по каждому термину указан источник, из которого взята характеристика данного понятия;

«неудовлетворительно» – задание не выполнено.
Задание 2 (1 час). Составьте педагогическую характеристику основных видов детской деятельности.

Литература

  1. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений [Текст]/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2015.

  2. Карелина И.О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие. – Режим доступа: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met177/met177.pdf, свободный. – Загл. с экрана.

  3. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова. – Николаев, 2015. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0481/1_0481-62.shtml, свободный. – Загл. с экрана.

  4. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 5-е изд. [инновационная], испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — 336 с.

  5. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для СПО [Текст]/ под ред. Н.В. Микляевой. – М.: Юрайт, 2017. – 434 с.

  6. Теоретические основы дошкольного образования: учебник для СПО [Текст] / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. – М.: Юрайт, 2015. – 496 с.

  7. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

Формы контроля: предъявление в письменном виде таблицы.

Инструкция по выполнению СРС:

Воспользовавшись методической литературой, составьте таблицу, отражающую педагогическую характеристику видов детской деятельности, используемых при реализации ФГОС дошкольного образования.

Виды детской
деятельности

Виды детской

деятельности

Формы организации

деятельности

с детьми

Педагогическая

характеристика

Игровая








Двигательная







Коммуникативная








Познавательно-исследовательская







Самообслуживание и элементарный бытовой труд








Изобразительная







Музыкальная








Восприятие художественной литературы и фольклора








Критерии оценки СРС:

«отлично» – все графы таблицы заполнены в полном объёме, раскрыто содержание поставленных вопросов;

«хорошо» – все графы таблицы заполнены, но имеются неточности;

«удовлетворительно» – таблица заполнена не полно;

«неудовлетворительно» – задание не выполнено.


Тема 3.2. Основы развивающего обучения дошкольников


Форма СРС: внеаудиторная работа с ресурсами Интернет и периодических педагогических изданий.

Цель: изучение возможностей использования идей развивающего обучения в образовательном процессе с дошкольниками.

Вопросы для самоконтроля

1) С чем связано обращение современной дошкольной педагогики к идеям развивающего обучения?

2) Выделите основную идею развивающего образования.

3) Раскройте основные принципы развивающего обучения. Каким образом они могут быть реализованы в образовательном процессе современного детского сада?
Задание 1 (3 часа). Заполнение таблицы «Характеристика принципов реализации деятельностного подхода в дошкольном образовании» или «Методы стимуляции любознательности и познавательной активности детей дошкольного возраста» (на выбор).
Литература:

  1. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений [Текст]/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2015.

  2. Дошкольная педагогика /[Текст] под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение.2013.

  3. Карелина И.О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие.– Режим доступа: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met177/met177.pdf, свободный. – Загл. с экрана.

  4. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова. – Николаев, 2015. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0481/1_0481-62.shtml, свободный. – Загл. с экрана.

  5. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для СПО [Текст]/ под ред. Н.В. Микляевой. – М.: Юрайт, 2017. – 434 с.

  6. Теоретические основы дошкольного образования: учебник для СПО [Текст] / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. – М.: Юрайт, 2017. – 496 с.

Формы контроля: предъявление в письменном виде терминологической таблицы.

Инструкция по выполнению СРС:

Воспользовавшись справочной педагогической литературой, содержанием лекционного материала, материалами Интернет внесите в таблицу конкретные советы, методы, приемы, содержание деятельности воспитателя, отражающие возможности реализации того или иного принципа (или метода) в реальном образовательном процессе с детьми дошкольного возраста.