Файл: Закон (leges) 8 Деятельность римских юристов 10 Литературные произведения и практика старых (классических) юристов 11.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 2349
Скачиваний: 18
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
История римского государства. Основные этапы развития государства
Введение, рецепция и периодизация
Система римского права и предмет курса
Исторические системы римского права
Категории лиц. Деление субъектов права на физических и юридических лиц.
Преторская формула. Структура и значение.
Формы защиты субъективных прав с позиции Римского права
Средства защиты субъективных прав
Характеристика правового положения рабов
Место владения в римском праве
Понятие, содержание и виды права собственности
Статика и динамика отношений собственности римского права
Ограничения права собственности
Неписаное право
В древности латины, в том числе и римляне, различали между регулирующими нормами те, которые относятся к:
-
Гражданским отношениям -
Религиозным отправлениям
Обычай
Это считалось обычаями. С усилением законодательства обычай в значительной мере потерял свое значение. В новых условиях правовой жизни обычай стал играть роль отмены и преодоления устаревших норм квиритского и цивильного права.
Появляются новые обычаи – судебный и судебная практика. В эпоху принципата обычай стал признаваться наравне с законом.
Обычное право уступало дорогу закону, так как его тяжело было образовать на огромной территории, а также по тому, что местное обычное право не соответствовало централистическим устремлениям императорской власти
Авторитет обычая в силу его долговременного применения значителен, но он не должен быть сильнее закона.
Новицкий о обычае. В последнюю категорию источников входил древнейший источник права - обычай, осуществлявшийся sine lege certa, sine iure certo, т.е. когда не было ни определенного закона, ни определенного права. Существовали только обычаи и религиозные предписания - non ius, sed mos ac fas. Терминология для обозначения обычая исторически изменялась. Древнейшие названия - mores maiorum и usus - сменились в начале нашей эры более отчетливым consuetudo. Помпоний (D. 1. 2. 2. 3) противополагает mores maiorum законам, и в особенности кодификации XII таблиц (V в. до н.э.). Необходимость последней римская традиция объясняла неизвестностью права, которое до тех пор оставалось неформулированным в определенном акте, а сами законы XII таблиц в большей части были закреплением обычаев. Сюда относились нормы, укрепившие полноту отцовской власти, регулировавшие отношения между супругами, порядки опеки и наследования. Опубликование XII таблиц государственной властью превратили этот сборник обычаев и новых распоряжений в свод законов цивильного права, который стал исходным пунктом дальнейшего развития римского права. С усилением законодательной деятельности государства обычай (ius non scriptum) в значительной мере потерял свое значение. Но все-таки и в эпоху распространения римского государства на весь бассейн Средиземного моря обычай не перестал быть источником права. Цицерон (Topica, 28, 31) поместил mores рядом с leges, видя в них отдельный вид действующего права. С установлением римского мирового господства в новых условиях правовой жизни обычай стал выполнять новые задачи - именно функцию отмены и преодоления явно устаревших норм цивильного, квиритского права. Такая отмена называлась desuetudo, и в ней обычай осуществлял задачи расчистки места для новых норм и в этом смысле имел большое значение для обновления права. Так, например, этим путем после Пунических войн стали выходить из применения формальные сделки и обряды квиритского права. Наряду с прежним обычаем появляется новый - судебный, и судебная практика. В эпоху принципата значение обычая как живого источника права с большой силой разобрано и отмечено Юлианом. Он признавал за ним такую же силу и такое же основание, как и за законом. Inveterata consuetudo pro lege non immerito custoditur et hoc est ius quod dicitur moribus esse constitutum, nam cum ipsae legis nulla alia ex causa nos teneant, quam quod iudicio populi receptae sunt, merito et ea, quae sine ullo scripto populus probavit tenebunt omnes: nam quid interest suffragio populus voluntatem suam declaret an rebus ipsis et facis? quare rectissime etiam illud receptum est, ut leges non solum suffragio legislatoris sed etiam tacito consensu omnium per desuetudinem abrogentur (D. 1. 3. 32. 1). (Установившийся издревле обычай заслуженно соблюдается, как закон, и это есть право, о котором говорится, что оно установлено нравами. Ведь самые законы
связывают нас не по какой-либо другой причине, как по той, что они приняты по решению народа. Заслуженно соблюдается и то, что народ без всякой записи выражает свою волю на самом деле и фактами. Поэтому совершенно правильно принято даже такое правило, что законы отменяются не только по решению законодателя, но также и в силу молчаливого согласия всех, путем неприменения.) В этом тексте Юлиан намечает и образующие обычай признаки - давнее применение и молчаливое согласие общества. Теория Юлиана находилась во внутреннем противоречии с условиями времени ее появления (II в. н.э.). Римская традиция о народном суверенитете и законодательной власти народа давно была уже опровергнута диктатурой цезарей и продолжала жить лишь в теории. Власть, однако, не препятствовала изложению римским юристом теории обычая в его архаическом аспекте: в ряде случаев императоры поддерживали видимость сохранения прежних форм государственной власти. В начале домината в практике законодательства оформилась тенденция, противоположная теории Юлиана, и было запрещено действие обычаев, которые отменяют законы. В 319 г. н.э. последовало новое распоряжение: Consuetudinis ususque longaevi non vilis auctoritas est, verum non usque adeo sui valitura momento, ut aut rationem vincat aut legem (C. 8. 52. 2). (Авторитет обычая и долговременного применения представляется немалым, однако его не следует доводить до такого значения, чтобы он преодолевал разум или закон.) При издании этой конституции имелось в виду ограничить местные обычаи (Египта, Сирии, Аравии и других провинций). С другой стороны, конституция выдвигает на вид общие смысл и цели закона - ratio iuris. Его не могут изменять местные пережитки и состояние права, иногда в его первобытной форме.
Писаное право
Закон (leges)
Закон - главное воплощение римского писаного права.
Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, чтобы он был надлежащим образом обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы.
Для его принятия закон должен был быть доведен до сведения граждан – выставлен магистратом заблаговременно.
Закон должен был пройти 3 органа:
-
Магистрат (законодательная инициатива и разработка); -
Народное собрание (принятие или отвержение, не обсуждал сам закон); -
Сенат (одобрение или ратификация – придание юр. силы)
Силу закона имели:
-
Законы, принятые Народным собранием; -
Сенатусконсульты (акты сената); -
Императорские конституции
-
Рескрипты, -
Мандаты, -
Эдикты;
-
Преторские эдикты; -
Ответы римских юристов.
Закон должен был содержать обязательные элементы:
-
Надпись → вводная часть или указатель обстоятельств издания; -
Содержание → текст закона, который мог подразделяться на главы и т. п.; -
Санкция → последствия нарушения закона и ответственность нарушителей (гарантии соблюдения закона).
В Риме республиканского периода законами являлись постановления народного собрания – plebiscita. Причем народное собрание не имело законодательной инициативы. Чиновник, имеющий право созыва народного собрания, выдвигал на нем свой законопроект, который либо принимался в предложенном виде, как правило, с именем автора (uti rogas), либо отвергался полностью (antiquo). Частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.
Подзаконные акты Рима:
-
Lex как постановление народного собрания, имеющее высшую юридическую силу; -
Plebiscitum – указ и распоряжение плебейской части римской общины, которые стали иметь силу закона по закону Гортензивса 258 г. до н. э.
В период с I до середины III в. основной формой законодательства стали постановления Сената – сенатусконсульты (senatusconsulta). Однако реально сфера сенатусконсульта все же несколько отличалась от полного закона: известные по содержанию сенатусконсульты в основном касались правовых форм деятельности магистратов и применимости их полномочий к разным территориям и типам правоприменения.
Постепенно они были вытеснены постановлениями императора – конституциями. Конституции приобретают наименование leges, в отличие от прежде созданного права – jus vetus.
Эдикты магистратов и преторское право
Эдикт - устное объявление магистрата по тому или иному вопросу; с течением времени эдикт получил программное объявления в письменной форме при вступлении в должность.
Юрист Гай писал, что особенно важное значение имели эдикты: преторов правителей провинций и курульных эдилов, ведавших гражданской юрисдикцией по торговым делам.
Постоянный эдикт – тот, который содержал своеобразную годовую программу деятельности магистрата
Формально эдикт был обязателен только для того магистрата, которым он был издан, и, следовательно, только на тот год, в течение которого магистрат находился у власти.
Однако фактически те пункты эдикта, которые оказывались удачным выражением интересов господствующего класса, повторялись и в эдикте вновь избранного магистрата и приобретали устойчивое значение.
Закон не может исходить от магистрата, закон выражает волю народа; магистрат же в силу принадлежащей ему особой власти, именуемой imperium, руководит деятельностью суда и в этом порядке дает судебную защиту новым общественным отношениям, нуждавшимся в защите и заслуживавшим ее.
Правотворческая деятельность судебных магистратов развивалась постепенно:
1. Сначала претор не посягал на авторитет и силу цивильного права и только помогал их осуществлению, подкрепляя общественные отношения, урегулированные цивильным правом, также и своими исками.
2. Далее претор сделал следующий шаг: с помощью своего эдикта он заполнял пробелы цивильного права.
3. Наконец, эдикт претора стал включать такие пункты, которые были направлены на изменение и исправление цивильного права.
Таким образом, преторский эдикт, не отменяя формально норм цивильного права, указывал пути для признания новых отношений и этим становился формой правообразования. Давая средства защиты вопреки цивильному праву, преторский эдикт создавал новые нормы права.
В результате такой правотворческой деятельности преторов, курульных эдилов, правителей провинций сложилась новая система норм, получившая название
преторское право (так как наибольшее значение в этой правотворческой деятельности имел именно преторский эдикт)
Особенность правотворчества преторов:
-
Не имя законодательной власти, они создавали в порядке руководства судебной деятельностью новые нормы и институты права -
Нормы преторского права получали значение обычного права и воспринимались цивильным правом -
Эдикты правителей провинций в значительной мере заимствовали содержание из преторского эдикта (Цицерон рассказывал, что издавал эдикт будучи правителем) -
Правотворчество преторов и других судебных магистратов не могло сохранить своего былого значения, так как власть императоров усиливалась, и они стремились наложить руку на деятельность судебных органов.
Во II в. н.э. император Адриан возложил на юриста Юлиана кодификацию отдельных постановлений, содержавшихся в преторских эдиктах. Выработанная Юлианом окончательная редакция «постоянного эдикта» {текст не дошел до нас, отрывки содержатся в дигестах Юстиниана} была одобрена императором и объявлена постановлением сената неизменной.
С этого времени правотворческая деятельность претора (и других магистратов) прекратилась и противоположность цивильного и преторского права стала утрачивать значение.
Изначально, претор не был связан своим эдиктом, постепенно, с развитием римского права претор должен был следовать своему эдикту.
Виды эдиктов:
-
Городского претора -
Претора по делам перегринов -
Правителей провинций -
Курульные эдилы – обладали юрисдикцией по торговым отношениям
Эдикт состоял из четырёх частей:
-
Права сторон до начала судебного разбирательства; -
Формулы исков; -
Нормы об исполнении судебного решения; -
Особые средства преторской защиты (реституции и интердикты).
Деятельность римских юристов
Деятельность преторов повлияла на деятельность римских юристов, дала толчок развитию.
Римская юриспруденция ведет свое начало от практической деятельности юристов республиканского периода. Развивавшаяся экономика и усложнение форм оборота предъявляли новые разнообразные запросы, требовавшие точной формулировки прав рабовладельцев. Рядом с этим противоречия интересов крупных землевладельцев и богачей ростовщиков на почве различия применявшихся теми и другими методов эксплуатации крестьян и других малоимущих слоев населения, в частности - провинциалов, в свою очередь, делало необходимой помощь юристов в целях наилучшего урегулирования возникавших вопросов. Юристы, являвшиеся представителями класса рабовладельцев, с успехом разрешали ставившиеся им жизнью задачи: закрепление прав собственника, выработку форм договоров и т.п. В республиканский период их деятельность имела практический характер и выражалась в редактировании формальных актов (cavere), в руководстве ведением судебных дел (agere), в даче советов (respondere).