Файл: Закон (leges) 8 Деятельность римских юристов 10 Литературные произведения и практика старых (классических) юристов 11.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 2264

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

История римского государства. Основные этапы развития государства

Введение, рецепция и периодизация

Срок занятия должностей

Система римского права и предмет курса

Система источников права

Неписаное право

Писаное право

Исторические системы римского права

Частное и публичное право

Лица

Категории лиц. Деление субъектов права на физических и юридических лиц.

Латины

Перегрины

Рабы

Вольноотпущенники

Колоны

Легисакционный процесс

in iure

in iudicium

Формулярный процесс

Экстраординарный процесс

Преторская формула. Структура и значение.

Реализация субъективных прав

Формы защиты субъективных прав с позиции Римского права

Средства защиты субъективных прав

Вопрос исковой давности

Понятие и виды вещных прав

Виды вещных прав

Понимание сущности вещей

Классификация вещей

Характеристика правового положения рабов

Вещь как объект права

Место владения в римском праве

Понятие и виды вещных прав

Понятие, содержание и виды права собственности

Статика и динамика отношений собственности римского права

Ограничения права собственности

Утеря права собственности

Способы приобретения права собственности

Прекращение владения

Споры о владении

Право на чужие вещи

Термины

Справочная информация

Задачи

Исторические системы римского права


Для понимания и изучения источников римского права необходимо охарактеризовать отдельные системы, которые складывались не одновременно, а последовательно, одна за другой.

1 Цивильное право. Древнейшее римское право называлось квиритским по имени древнего племени квиритов. Это название оставило свой след в древнейших сделках, в формальных оборотах языка, особенно там, где дело шло о праве собственника на вещи (dominium ex iure Quintium – собственность по квиритскому праву). Эта система права позже получила название цивильного права (ius civite).

В законодательство римского права цивильное право вошло как наиболее древняя его часть. Нормы цивильного права применялись только для римских граждан, а основным источником были Законы XII таблиц.

2 Преторское право (iuspretorium) – эта система была вызвана к жизни развитием экономики, укреплением рабовладельческого строя, сосредоточением в руках верхушки рабовладельческого строя торгового и ростовщического капитала. Все это отражалось в классовой борьбе, и старые постановления цивильного права оказались недостаточными, их необходимо было исправлять и даже пополнять. Эта работа легла на судебных магистратов – главным образом – преторов. В результате работы преторов получился ряд институтов, разработанных преимущественно путем эдиктов и снабженных созданными ими новыми средствами защиты.

3 Право народов (iusgentium). Цивильное право противопоставляется не только преторскому праву, но и еще одной системе – праву народов. Дело в том, что цивильное право применялось только к римским гражданам. Не входившие в число римских граждан свободные люди не пользовались никакой защитой, их считали врагами (hostes), они могли быть уничтожены или обращены в рабство. С развитием производства и процесса обмена стало необходимым признать отдельные права и за не римлянами, на этой почве и сложилась система права народов.


Ius gentium становится синонимом универсального права, так как оно было свободно от традиций старины, применялось ко всем участникам торгового оборота, а не только к римским гражданам. Его нормы применялись римским претором в Риме, поэтому оно осталось римским правом.

Сближение систем. Постепенно цивильное право и право народов стали сближаться – этому способствовали собственный интерес господствующего класса в развитии и укреплении гражданского и торгового оборота, а также предоставление перегринам прав римского гражданства. Строгость и формализм цивильного права особенно долго держались в области семейных и наследственных отношений, на которых почти не отразилось влияние права народов. Наоборот, к праву народов римские юристы отнесли такие исконные институты, как рабство, право военной добычи, область договорных отношений. Под этим влиянием создались новые типы договоров, которые, в отличие от цивильного права, строились на основе простого соглашения сторон, независимо от торжественных обрядов и формальностей. Влияние этих двух систем было взаимным, так как институты права народов быстро поглощались цивильным правом и одновременно шел процесс включения и совершенствования старых цивильных норм в право народов.

К важным элементам системы римского права следует отнести также принцип справедливости и естественное право.

4 Справедливость Aequitas. По праву природы все люди являются равными – с этой точки зрения право народов противопоставлялось не цивильному праву, а праву естественному. Практикой юристов был введен в обиход принцип справедливости, закрывая глаза на такое вопиющее неравенство как рабство, жестокая эксплуатация, римские юристы говорят о справедливости как начале равенства всех в области прав и перед законом. В области частного права принцип справедливости долго понимался эмпирически и практически, как стремление идти навстречу нарождавшимся требованиям морали и справедливости. Считалось несправедливым, чтобы кто-нибудь путем обмана извлекал выгоду; противоположность обману составляла добрая совесть – bona fides. Принцип справедливости находил широкое применение в преторском праве.



5 В эпоху республики возникло представление о естественном праве iusnature. Цицерон первый определил его как требование морали и утверждал, что право покоится на неизменном нравственном сознании и законе, который природа вложила в сердца всем людям.


Частное и публичное право


Частное право противопоставляется публичному и является областью, непосредственное вмешательство в которую регулируется ограниченной деятельностью государства. Оно представляет собой простор автономии отдельных лиц, то есть глав семейств, товаропроизводителей, других частных лиц, представителей класса рабовладельцев.

В Законе XII таблиц говорится: когда лицо совершает договор займа или приобретает собственность, то его словесные распоряжения да будут правом. Но это право имеет пределы, ограничивается государством, публичным правом. Нормы публичного права охраняются государством и не могут быть изменены по воле отдельных частных лиц. Папиниан говорил: публичное право не может быть изменено соглашением частных лиц.

Частное и публичное право различались и по методам регулирования общественных отношений. Для публичного права был характерен принцип: нормы публичного права не могут изменяться соглашениями отдельных лиц (ius publicum privatorum pactis potest) – такие нормы сейчас называются императивными, повелительными. Они встречаются и в области частного права – например, институт опеки в римском праве относился к частному праву, но отчуждение опекуном имущества опекаемого регулировалось императивными нормами. Преобладали же в этой области права управомочивающие нормы, например, в Законах XII таблиц содержалась норма, предоставлявшая сторонам, заключившим договор займа, самим решать условия договора: «как они договорятся, так пусть и будет». Но были и такие нормы, которые применялись лишь в тех случаях, когда стороны не реализовывали предоставленные им управомочивающие нормы – такие нормы можно назвать восполнительными, условно-обязательными, диспозитивными.

Так как Рим был рабовладельческим государством, то основным принципом частного права являлось закрепление власти рабовладельцев и бесправие рабов. Но не все свободные граждане являлись субъектами частного права: первоначально таковыми не были иноземцы, и только в процессе развития товарообмена расширялся круг субъектов частного права. Сфера действия частного права была весьма широка, так, например, кража рассматривалась как частное правонарушение. Следует отметить два правовых института римского частного права:

1 – институт неограниченной частной собственности
, выразившийся в закреплении права рабовладельцев на землю, на полную эксплуатацию рабов, в предоставлении купцам возможности полностью распоряжаться товарами;

2 – институт договора – подробная разработка типовых договоров, формулирование прав и обязанностей контрагентов на основе твердости договора и безжалостного отношения к должнику, не выполнившему договор.

К институтам Римского частного права относится и судебная защита прав, что послужило значительному развитию частного права. Претор (и иные магистраты) в порядке осуществления высшей административной власти определяли, какие притязания получают защиту со стороны государства, в каких случаях дается иск, не опираясь на то, регулируется это законом или нет: Я дам иск – вот основное правило при решении претором частноправовых споров. Но преторские эдикты давали лишь общие указания, а конкретной их разработкой занимались римские юристы. При этом действовали два основных правила:

1) консерватизм – подчеркнутое уважение к постановлениям закона, правилам эдикта, мнениям авторитетных юристов, иногда даже с натяжкой при толковании сложившейся нормы, в знак устойчивости права;

2) прогрессивность – в случае пробела в праве наряду со старым правом вырабатывались нормы путем вносимых претором дополнений важного эдикта или путем формирования новых норм. Так, наряду с цивильной собственностью была создана бонитарная, или преторская собственность, наряду с цивильным наследственным правом была создана преторская система наследования. Это приводило к постоянному развитию частного права.

К публичному праву относят (Ульпиан) вопросы религиозного культа (Sacra), правовое положение жрецов – sacerdotes; правовое положение магистратов – magistratus.

.

Дуализм частного права


Дуализм заключается в противопоставлении цивильного и преторского права (ius praetorium или ius honorarium). Если право народов дополняло цивильное право, то преторское право зачастую ему противоречило.

Сближение систем. Дуализм противоположных укладов - цивильного права и права народов - не мог не привести к их взаимному слиянию. Этому процессу способствовал, прежде всего, собственный интерес господствующего класса в развитии гражданского и торгового оборота и укреплении торговых сношений во всех областях покоренного мира. Унификация права содействовала этому развитию. Предоставление перегринам прав римского гражданства оказывало не меньшее влияние на это развитие. Наконец, преторское право, судебный обычай, неиссякаемая активность юриспруденции привели к тому, что ius civile и ius gentium стали постепенно сливаться. Преторское право, поддерживая и развивая ius civile, реально проводило принципы ius gentium. В этом же направлении двигалось новое обычное право, слагавшееся в недрах торгового оборота. Особенно сильно содействовало развитию ius gentium новое толкование права - nova interpretatio iuris. За 50 лет до н.э. оно выдвинуло значение воли как существеннейшего элемента юридических сделок. Другим, столь же могущественным фактором развития ius gentium являлось введение так называемой экстраординарной когниции, как более свободной формы разбирательства споров.