Файл: Закон (leges) 8 Деятельность римских юристов 10 Литературные произведения и практика старых (классических) юристов 11.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 2253
Скачиваний: 18
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
История римского государства. Основные этапы развития государства
Введение, рецепция и периодизация
Система римского права и предмет курса
Исторические системы римского права
Категории лиц. Деление субъектов права на физических и юридических лиц.
Преторская формула. Структура и значение.
Формы защиты субъективных прав с позиции Римского права
Средства защиты субъективных прав
Характеристика правового положения рабов
Место владения в римском праве
Понятие, содержание и виды права собственности
Статика и динамика отношений собственности римского права
Ограничения права собственности
Место владения в римском праве
Владение или possessio, являющееся древнейшим институтом права, в Риме занимала совершенно особое место. Понятие «владение» связано с отношением, предшествующим появлению права частной собственности на землю. В течение всего республиканского периода термин «владение» использовался в законах Рима для характеристики фактически собственности на землю у римских граждан, что являлось пережитком того времени, когда господство над территорией, занимаемой Римом, принадлежало общине в целом и участки выделялись гражданам для ведения хозяйства только на сельскохозяйственный год.
Данное положение ушло в прошлое, но специфика терминологии осталась: к середине классического периода владение стало пониматься как нечто похожее на собственность, но в трудах юристов уже появилось общее определение, не различавшее право на участки и все остальное.
Римский юрист Ульпиан определял владение как фактическое обладание вещью, соединенной с отношением к ней как к своей, т. е. собственной. При этом он указывал, что владение и собственность не имеют между собой ничего общего. Он же пояснял, что собственность в наиболее полной мере реализуется посредством владения вещью.
Таким образом из его высказываний можно сделать вывод, что если собственность является категорией, обозначающей субъективное право, то владение представляет собой юридический факт, а не самостоятельное право на вещь. Существует мнение, что владение — это особое субъективное право. Но владение, если отличать его от собственности, должно иметь либо особое содержание, либо какое-то особое основание возникновения. Ни того, ни другого нет.
Субъективное право — это всегда отношение, основанное на законе. Право не может быть незаконным (нет понятия «незаконный собственник», но есть понятие «незаконный пользователь»).
Владение – юридический факт. Хоть какое владение обладает преимуществом над тем, у кого нет никакого владения. Добросовестное (захват земли – собственник отсутствует; если у покупателя и продавца нет каких-либо претензий; если при покупке покупатель не знал, что вещь находилась в недобросовестном владении) и недобросовестное владение отличия: идет срок приобретательной давности; к недобросовестному применяются санкции, он должен вернуть и вещь, и плоды/доходы.
***
В Риме владение подразделялось на законное, когда фактический владелец действительно имел право относится к вещи как к своей, т. е. был собственником, и незаконное, когда право собственности у владельца отсутствовало. Случаи фактического обладания вещью, не связанные с нарушением закона и не предполагавшие отношения к вещи как к своей, именовались в Риме держанием. Незаконное владение в свою очередь подразделялось на добросовестное, т. е. такое, при котором владелец не знал или не должен был знать о принадлежности права собственности на находящуюся у него вещь другому лицу и недобросовестное, когда лицо знало о принадлежности права на вещь другому субъекту, но сознательно игнорировало этот факт (добросовестное - овладение наследником вещью, которая находилась в составе имущества наследодателя, которая при жизни последнего была получена незаконно (украдена); недобросовестное - владение самого вора или владение человека, нашедшего чужую вещь и решившего его присвоить).
Деление владения на виды призвано было упорядочить ответственность владельцев перед собственником, лишившимся владения вещью, а также призвано было обеспечить возможность приобретения добросовестными лицами права собственности на предметы, собственники которых не обнаруживались в течение длительного времени и, соответственно, не заботились о своем имуществе.
Владение в Риме обеспечивалось самостоятельной защитой, что и породило отношение к нему со стороны некоторых современных юристов, как к особому вещному праву. Но владельческих исков, которые защищали бы владение, не рассматривая его юридических оснований в Риме не было, а предоставление владельческих интердиктов
основывалось на презумпции законности владения, т. е. предположении, что владелец, обращающийся за защитой, является собственником вещи. Её можно было оспорить в судебном порядке.
Публициановский иск защищал преторскую собственность, а не владение как таковое. В нем говорится о приобретателе и о принадлежности вещи либо к имуществу ответчика, либо истца.
Посредственное владение – владели 3 лица (Домочадцы и домовладыка)????. Посредственное владение. Владению римляне противополагали нахождение вещи во владении, держание ее - in possessione esse, tenere. Это было фактическое осуществление владения за других лиц на почве экономической зависимости от них: это было naturalis possessio. Оно не признавалось владением и характеризовалось как держание, т.е. хотя это и было фактическое воздействие на вещь, но без признания правом за держателем воли владеть вещью на себя. Такое отношение выражало противоречие интересов обеспеченных и необеспеченных слоев свободного гражданства. Существовал ряд безвозмездных договоров, в силу которых одни лица осуществляли для других владение, которое по усмотрению последних, как настоящих господ владения, могло быть прекращено в любой момент. Так, давший поручение относительно вещи (мандат) или отдавший вещь на хранение (депозит) или предоставивший вещь в пользование (ссуда), могли в любой момент взять обратно свое поручение, потребовать возвращения сданной на хранение или ссуженной вещи. Для римского права поверенный (мандатарий), поклажеприниматель (депозитарий) и ссудоприниматель (коммодатарий) представлялись простыми держателями — они были экономически и социально слабейшими (например, вольноотпущенники сравнительно с патронами). Они владели «для других».
Так развивалось представление о посредственном владении. При этом, однако, посредники считались только держателями, те же, для кого они служили посредниками в осуществлении владения, признавались владельцами. Отношение держания укрепилось в обороте и было распространено и на возмездные договоры найма земли, жилищ, движимых вещей, а также на случаи предоставления пожизненного пользования на такие же объекты. За перечисленными категориями держателей признавалось право извлечения плодов и пользования, но всегда с оговоркой — по воле собственника, voluntate domini.
Possidere autem videmur поп solum, si ipsi possideamus, sed etiam si nostro nomine aliquis in possessione sit, licet is nostro iuri subiectus non sit, quaus est colonus et inquilinus per eos quoque, apud quos deposuerimus aut quibus commodaverimus aut quibus gratuitam habitationem praestiterimus, ipsi possidere videmur... quin etiam plerique putant animo quoque retineri possessionem,.. si non relinquendae possessionis animo, sed postea reverauri inde discesserimus (Гай. 4. 153). - Мы считаемся владеющими не только[тогда], когдавладеем сами, но и когдакто-нибудь находится во владении от нашего имени, хотя бы он не был подчинен нашей власти, каковыми являются арендатор ижилец, а также через тех,у кого мы сложилииликому ссудили[вещи] или кому безвозмездно предоставили жилище, мы считаемся владеющими лично сами... так что даже многие считают владение удерживаемым одним намерением... если только мы не намерены покинуть владение, а только уйдем оттуда, чтобы позднее вернуться.
Последняя фраза Гая сводит волю владеющего посредственно к сохранению за собой намерения вернуться к объекту при предоставлении его на время в полное распоряжение держателя, почему большинство юристов считало, что надо охранять и владельца, пассивно относящегося к вопросам своего хозяйствования.
Секвестрация – поклажа на время решения спора о праве до востребования из обладания по просьбе собственника.
Производное владение – вещь заложена и лицо, которое держит вещь получает владельческую защиту для обеспечения исполнения залога (давность течет в пользу залогодателя).
Прекарное владение – лицо осуществляет владение до востребования из обладания по просьбе собственника.
Понятие и виды вещных прав
Понятие и виды вещных прав.
Особенностью представлений римских юристов о субъективных правах было отождествление понятий право и правоотношение. Вещное право у римлян — отношение человека к вещи, юридическая связь субъекта с объектом права. Особенности вещного права вытекали из особенностей вещных исков: - право следовало за вещью; - право носило абсолютный характер; - объектом права могла быть как телесная, так и бестелесная вещь; - право субъекта не ограничивалось какими-либо временными рамками (имело бессрочный характер). Субъективное отношение к вещи могло характеризоваться либо признанием своего полного господства над объектом, либо признанием господства другого лица над вещью, поэтому юристы выделяли права собственника и права на чужие вещи.
Понятие и место владения в римском праве.
Термин «posessio» (владение) первоначально появился в римских источниках для обозначения отношения граждан к земельным участкам, полученным из общинного фонда. Он означал закрепление участка за конкретной семьей («оседание на ней»). В доклассический период владение фактически стало пониматься как хозяйское отношение к недвижимым вещам. С закреплением частной собственности на землю и появлением абстрактного понятия «собственность» в классических трудах римских юристов под владением стало подразумеваться фактическое положение вещи в хозяйстве гражданина. Под владением подразумевалось физическое обладание вещью, сопряженное с субъективным отношением к ней как своей. То-есть, юристы рассматривали владение как совокупность двух элементов — физического и ментального, обозначая их как «тело» и «душу» владения. Наличие «души» отличало владение от держания вещи, при котором обладатель вещи признавал ее хозяином другого. Юридическая природа владения до сих пор является предметом дискуссий в научной литературе. Ряд авторов (вслед за профессором Хвостовым) признали владение в Риме самостоятельным вещным правом, другие (вслед за профессором Покровским) считают его только юридическим фактом. В трудах римских классиков характеристике