Файл: Разработка процедуры управление рисками для предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 329

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗРАБОТКА ПРОЦЕДУРЫ «УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ» ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ

Процесс управления рисками в системе менеджмента качества

РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ

Определение структуры процедуры «Управление рисками про- цессов системы менеджмента качества»

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ РИСКАМИ

Разработка методических материалов для обучения ответствен- ных за процессы

Тема занятия: «Управление рисками». Цель теоретического занятия:

Цель практического занятия:

Средства обучения:

Ход занятия:

Порядок выполнения работы:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Приложение А

Схема метода «Галстук-бабочка»

Техническое задание на разработку процедуры

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Документированная процедура Система менеджмента качества

Управление рисками

Лист согласования и утверждения

НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ

Определение ситуаций

Анализ рисков

Воздействие на риск

Форма перечня возможных рисков

Форма классификатора рисков

Форма экспертной оценки

Форма реестра рисков

Блок схема риск-менеджмента

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ




    1. Цели и задачи управления рисками



Управление рисками является неотъемлемой частью управленческих процессов, а именно: процессов планирования, управления эффективностью производственной деятельности и общего управления.

Цель управления рисками – осуществление предупреждающих действий в отношении возможных рисковых ситуаций и несоответствий, которые могут негативно сказаться на реализации стратегических целей и задач, политики и целей компании, а также на выполнение бизнес-плана.

Основными задачами процесса управления рисками являются:

  • Идентификация рисков, определение факторов риска и вероятности их проявления, выявление последствий риска

  • Анализ рисков для определения уровня значимости – степени угрозы для запланированных результатов деятельности;

  • Оценка рисков и определение рисков, имеющих приоритетность в необ- ходимости управления;

  • Формирование адекватных управляющих воздействий на риск;




  • Мониторинг и контроль процесса управления рисками и выработка дей- ствий по его совершенствование.



    1. Основные параметры процесса риск-менеджмента




Этапы процесса управления рисками представлены на рисунке 2.



Рисунок 2  Этапы процесса управления рисками

В таблице 2 представлены основные действия и их описание по каждому этапу управления рисками.
Таблица 2 Этап процесса управления рисками

Этап управления рисками

Действия

Примечание

1

2

3

4

1. Определение си-

туации

1.Выбор объекта для управления рисками: организация, проект,

продукт, процесс


Описание объекта


Внутренние и внешние вли- яющие факторы


2.Структурирование цели

  1. Цель необходимо струк- турировать на компоненты

  2. Детализировать на более глубокие составляющие.


Пример структурирования цели изображен на рисунке 3

2. Идентифи-

кация



3.Выявление рисков


Распределение рисков на внешние и внутренние рис- ки, формулировка рисков, разработка классификатора рисков


На выходе должна получить- ся классификация рисков по виду деятельности

3. Анализ рисков

4.Определение уров- ня значимости рис- ков

  1. Проведение ранжирова- ния рисков;

  2. Определение вероятности возникновения и возмож- ный ущерб;

  3. Использование метода экспертной оценки

Вероятность возникновения риска и ущерб оценивается качественной оценкой по шкале «низкий, средний, вы- сокий».

4. Оценка риска

5.Разработка карты рисков

Обработка рисков и их ранжирование, разработка карты рисков

Выявление существенных рисков, попавшие в зону не- допустимого риска

6.Выявление причин и последствий

Декомпозиция рисков на возможные причины и по- следствия от реализации риска, которые также могут подразделяться на послед- ствия второго и третьего

уровня

Схема выявления причин и последствий риска с помо- щью метода «Галстук- бабочка» приведена на ри- сунке 5



Окончание таблицы 2


1

2

3

4

5. Воздействие на риск

7. Разработка плана

Выбор способа управления

Состав мероприятия зависит

мероприятий по

рисками.

от способа управления рис-

управлению рисками

Разработка мероприятий по

ками:




воздействию на риск

1.Избежание рисков







2.Минимизация рисков







3.Перенос риска







4. Принятие риска

8.Мониторинг и пе-

Заполнение отчета о рисках

Форма отчета приведена в

ресмотр




приложении Б







(применется по усмотрению







директора компании)



    1. 1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   23

Определение ситуаций




На этапе определении ситуации компания должна определить объект для управления рисками (организация, проект, продукт, процесс).

Определить ситуацию – значит, что организация формулирует свои цели, определяет внешние и внутренние параметры, которые следует принимать во внимание при управлении рисками, и определяет область применения и крите- рии.

Для выявления рисков и его критериев необходимо провести структури- рование цели.

На рисунке 3 представлен пример структурирование цели.



Рисунок 3 Пример структурирования цели

Внешняя ситуация (контекст)  это внешняя среда, в которой организация стремится к достижению своих целей.

Включает в себя:

  • социальную и культурную, политическую, правовую, регулирующую, финансовую, технологическую, экономическую, природную и рыночную среду на международном, национальном, региональном или местном уровнях;

  • основные движущие силы и направления, воздействующие на цели ор- ганизации;

Внутренняя ситуация (контекст)  это внутренняя среда, в которой орга- низация стремится к достижению своих целей.

Процесс риск-менеджмента должен соответствовать культуре, процессам, структуре и стратегии организации. Внутренняя ситуация (контекст)  это что- либо в масштабе организации, что может влиять на то, каким образом органи- зация будет осуществлять риск-менеджмент.
Руководитель (владелец риска) при определении ситуации фиксирует значимые факторы для выбранного объекта, распределенные на внутренние и
внешние и доводит их до сведения директора.

    1. Идентификация рисков




Идентификация рисков является основной функцией и ответственностью экспертной группы, которая формируется для решения конкретной задачи идентификации рисков. В состав экспертной группы входят:

  • директор БМУ АО ПО «Уралэнергомонтаж» (руководитель экспертной группы);

  • главный инженер БМУ АО ПО «Уралэнергомонтаж»;

  • ответственные за процесс (начальники отделов).

В состав экспертной группы по идентификации рисков могут дополни- тельно включаться специалисты, предоставляющие свои знания по специфиче- ским вопросам.

Идентификация рисков осуществляется членами экспертной группы. Мнение экспертов выявляется во время целевого совещания методом «мозгово- го штурма».

При проведении данного совещания первоначально рассматриваются ос- новные целевые показатели деятельности БМУ АО ПО «Уралэнергомонтаж», сформулированные в стратегических целях, бизнес-плане.

При идентификации рисков там, где это применимо, учитываются осо- бенности, расположение деятельности БМУ АО ПО «Уралэнергомонтаж», вли- яния заинтересованных сторон на деятельность БМУ АО ПО «Уралэнергомон- таж», другие факторы выявленные при определении ситуации.
При формулировке рисков следует учитывать подход классификации рисков в соответствии с ГОСТ Р ИСО 31000 и примерный перечень рисков БМУ АО ПО «Уралэнергомонтаж».

Участники совещания высказывают мнения о возможных рисковых ситу- ациях, которые могут привести к негативным последствиям при достижении поставленных целях, и, в ходе обсуждения, приходят к консенсусу. Распреде-
ляют все возможные риски на внешние и внутренние риски.

В результате идентификации рисков формируется перечень заинтересо- ванных сторон, влияющих на деятельность БМУ АО ПО «Уралэнергомонтаж», классификатор рисков по форме приложения Г.2. Форма рисков для организа- ции приведены в приложении Г.1. Результаты работы экспертной группы пере- даются ответственным за процесс.

Ответственный за процесс конкретизирует перечень исходя из особенно- стей целей по виду деятельности (процессу) и формирует классификатор рис- ков. Конкретизация рисков проводится с учетом этапов выполнения деятельно- сти. Пример классификатора рисков для деятельности по корпоративному обу- чению приведена в приложении Д.2.

    1. 1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23