Файл: Выпускная квалификационная работа формирование социальной инициативности старших подростков общеобразовательной организации средствами коучингтехнологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 525

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.2. Содержательные аспекты процесса формирования социальной инициативности подростков


В рамках современной социокультурной ситуации наблюдается постоянное возрастание требований к личностным и профессиональным характеристикам будущего специалиста. При этом ключевым посылом образовательной траектории на стадии профессиональной подготовки выступает непосредственное развитие личностных качеств обучающегося, среди которых ведущее место занимают социальная активность, инициативность, мобильность, самостоятельность, гибкость, ответственность и т.д.

Формирование социальной инициативности приобретает особую актуальность именно в старшем подростковом возрасте, т.к. в период завершение школьного периода и на этапе выбора профессии наблюдается завершение психологического созревания и становление готовности личности к гражданской ответственности и осуществлению социально-полезной деятельности. Подростки устойчиво стремятся к активному поиску и определению собственного жизненного предназначения в реальной социокультурной ситуации посредством осознанного социального творчества и обогащения социально-значимыми впечатлениями, привычками и моделями поведения.

Во вступивших в силу федеральных государственных образовательных стандартах также декларируется системно деятельностный подход, который предусматривает формирование социально инициативной и активной личности обучающихся в контексте образовательного процесса в высшей школе и других образовательных организациях.

Анализ литературы позволил установить, что формирование инициативности как системного качества, подразумевающего наличие у личности способности к самостоятельному осуществлению социально полезной деятельности, протекает в рамках целенаправленного процесса обучения и воспитания.

По мнению Н.В. Гарашкиной, формирование социальной инициативности представляет собой совокупность самостоятельной и социально-педагогической деятельности, в ходе которой молодые люди учатся предлагать и реализовывать в процессе деятельности новаторские способы решения важных социальных проблем, подразумевающие оказание помощи окружающим и приводящие к удовлетворению собственных потребностей и поисковых интересов [4].

Исходя из терминологического анализа, представляется необходимым рассматривать процесс формирования социальной инициативности молодежи в рамках целостного формирования и становления личности.



Важно отметить, что огромную роль в процессах формировании личности играет осознанное использование движущих сил и целенаправленное создание оптимальных социально-педагогических условий. В трудах отечественных педагогов также отмечается, что формирование человека - это непрерывный процесс его развития и становления как представителя социума, осуществляемый под влиянием множества факторов (биологических, социальных, культурных, политических, идеологических, педагогических, психологических и др. [17].

Формирование личности невозможно представить в качестве пассивного воздействия внешней среды, поскольку обязательным условием выступает самостоятельная активность человека, его включение в деятельность, в том числе в совместную с другими (коллективный труд и т.д.).

Следовательно, специфика процесса формирования социальной инициативности подростка заключается в выражении собственной активности личности, конкретным воплощением которой чаще всего выступает деятельность, имеющая следующий характер (характеристики):

- социальный характер;

- сознательный характер, осмысленность;

- продуктивный, творческий характер;

- субъект-объектный и субъект-субъектный характер.

По мнению ряда исследователей, о процессе формирования социальной инициативности можно говорить в том случае, когда деятельность принимает характер самодеятельности, в ходе которой субъект осознанно и самостоятельно предлагает собственную инициативу, принимая при этом на себя ответственность за ее реализацию.

По мнению Е.А. Шанц, инициативность следует трактовать в качестве ключевой предпосылки личностного развития, а также как результат воспитательной деятельности. По мнению ученого, сутью воспитания, ориентированного на становление инициативности, выступает помощь обучающимся в строительстве свой личности на основе осуществления созидательной деятельности. Преподаватель при этом должен отталкиваться от потребностей, возможностей и личных интересов подростка [23].

В этой связи большое внимание уделяется личностному и профессиональному развитию педагогических работников и администрации учреждений образования, от которых зависит качество проводимой учебно-воспитательной деятельности по формированию социальной инициативности обучающихся.

В связи с тем, что инициативность заключается в способности личности самостоятельно ставить социально значимые цели и организовывать собственные действия, обеспечивающие достижение данных целей, то процесс формирования социальной инициативности подростка должен включать в себя развитие личностной способности к самостоятельному волевому проявлению, направленному на достижение цели.


Воспитание социальной инициативности в широком смысле способствует активной, творческой деятельности детей и молодежи не только сегодня, но и на перспективу их дальнейшей жизни, гармонизирует интересы личности в ее сотворчестве с другими на благо людей, общества, государства. Инициативность принадлежит к базовым волевым качествам личности.

Общепризнанной в психолого-педагогической науке выступает точка зрения, согласно которой зарождение и развитие волевых качеств личности происходит в процессе деятельности (учебной, трудовой, игровой и т.д.). Следовательно, в качестве одного из обязательных условий формирования социальной инициативности выделяется становление нравственного мировоззрения личности посредством присвоения морально-нравственных и этических норм и принципов, развитие ответственности, чувства долга и т.д. Так, в трудах А.И. Щербакова отмечается значимость представления обучающимся высоких целей и создания условий, при которых у них развивались способность управлять собой и ответственность за достижение самостоятельно поставленных целей [24].

В ходе исследования В.А. Заболоцкий обнаружил, что подростки относительно активно и устойчиво проявляют инициативность, исходя из внутренних побуждений, и при этом они испытывают удовольствие и получают позитивные эмоции. Все это в совокупности формирует положительный образ инициативности и мотивирует личность на ее развитие и проявление [6].

Однако, реализация инициативности ориентирована на субъектно-личностную сферу подростков, т.к. у них преобладают эгоцентричность мотивов, что, в свою очередь, тормозит развитие и проявление данного личностного качества в социальной сфере.

Стоит также отметить, что подростки при реализации инициативности испытывают эмоционально-личностные и операциональные затруднения, т.е. в условиях недостаточного или чрезмерного упорядочивания ситуации и отсутствия конкретной цели молодые люди оказываются неготовыми проявлять инициативу и демонстрируют отсутствие навыков и умений инициативного поведения. В большой степени данные затруднения усугубляются индивидуальными особенностями: робостью, социальной пассивностью, слабоволием, неуверенностью в себе и т.д. [6].

Анализ современной педагогической литературы позволил нам установить, что большая роль в процессе формирования социальной инициативности подростков отводится активным методам обучения и воспитания, которые представляют собой практическое обучение и позволяют приобрести необходимый опыт деятельности и поведения даже при условии определенного опережения получения знаний.


По мнению Н.П. Журавлевой, процесс формирования инициативности должен строиться на основе создания личностно-утверждающих (В.В. Сериков) и контекстных (А.А. Вербицкий) ситуаций, которые содействуют получению опыта субъективирования окружающей действительности, то есть внесения собственного начала и личностных смыслов, а также выработки своего мнения, понимания, модели поведения и жизнедеятельности. При этом важно понимать, что эффективность формирования социальной инициативности подростков будет обеспечена при условии наличия не единичной ситуации, а всеобщей системы различных ситуаций, в которых будет отражено все многообразие личностного образования в целостном единстве [5].

Понимание процесса формирования социальной инициативности подростков в обязательном порядке предполагает рассмотрение структуры инициативного поведения. Представляя собой реализацию инициативности на практическом уровне, инициативное поведение включает в себя 4 тесно связанных фазы:

1 фаза – детальная оценка и осознание окружающей действительности, в контексте которой будет осуществляться инициативное поведение;

2 фаза – всесторонняя разработка инициативной идеи и понимание плана осуществления социально полезной деятельности, нахождение максимально эффективного варианта возможных действий, направленных на достижение цели;

3 фаза – формирование готовности на осуществление осмысленных самостоятельных действий и принятие на себя ответственности;

4 фаза - практическая реализация инициативного поведения на основе постоянной мотивационной и волевой активности [16].

Инициатива может быть не только по отношению к окружающим, но и по отношению к собственной жизни, она может формироваться в решении собственных задач самого себя. Подросток может создать проект по развитию собственного качества, например подросток может создать проект и работать в сторону здорового образа жизни, который позволит самостоятельно двигаться к положительному результату.

Процесс формирования социальной инициативности подростков предполагает совершение социально полезной и преобразующей деятельности, что содействует развитию активности личности в решении социально-значимых проблем и накоплению у нее опыта активного и полноценного взаимодействия с миром.