Файл: Выпускная квалификационная работа формирование социальной инициативности старших подростков общеобразовательной организации средствами коучингтехнологии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 537
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие социальной инициативности в педагогической науке
1.2. Содержательные аспекты процесса формирования социальной инициативности подростков
1.3. Использование коучинг-технологии в формировании социальной инициативности подростков
Глава II. Практические аспекты формирование социальной инициативности старших подростков
2.1. Анализ исходного уровня сформированности социальной инициативности подростков
3. «Пирамида Дилтса» («Пирамида логических уровней»), предполагающая анализ информации в соответствии с логикой иерархии следующих логических уровней: окружение, действия, способности, ценности и убеждения, идентичность. Выход на внеличностный информационный уровень выступает видением своей миссии в широком контексте больших социальных групп и всего социума;
4. Техника «Колесо жизненного баланса Томаса Дж. Леонарда» («Колесо коучинга»), по сути представляющая собой рисование круга, который делится на секторы – 8 жизненных сфер, которые затем оцениваются;
5. Техника стратегии Уолта Диснея является организацией мыслительного процесса с позиции трех ключевых ролей: мечтатель (генератор идей), реалист (тот, кто воплощает идеи в жизнь) и критик (критика идей);
6. Техника «Декартовы вопросы» построена на основе особой схемы визуализации мыслей.
Кроме этого, в ходе коуч-работы используются различные современные и эффективные бизнес-технологии (напр., мозговой штурм, стратегическое планирование, тайм-менеджмент, SWOT-анализ, расстановка приоритетов и др.), а также психологические техники рефрейминга, шкалирования, визуализации и др.
Таким образом, организация процесса формирования социальной инициативности подростков средствами коучинг-технологии позволит подростку осуществлять самостоятельное пошаговое осмысление и решение проблемных личностно и социально значимых ситуаций.
При этом важным преимуществом коучинг - технологии выступает возможность адаптации к условиям использования в системе образования - процессах обучения, воспитания и развития личности.
Главным результатом коучинг-технологии является активизация личности, раскрытие ее интеллектуального, эмоционального и инновационного потенциала. Так, современный исследователь Г.В. Гаврилюк в своих работах высказывает мысль о том, что коучинг способствует максимальной реализации социального, личностного, профессионального и творческого потенциала подростка, помогает ему построить проект собственной жизнедеятельности и план развития карьеры [3].
К основным направлениям и видам коучинга отечественные и зарубежные ученые относят следующие:
- системный, интегральный;
- индивидуальный, групповой, корпоративный, командный и т.д.;
- коучинг руководителя, управленческий коучинг, бизнес-коучинг, коучинг-менеджмент, лайф-коучинг, коучинг конфликтов и др.
Отличительной особенностью коучинг-технологии выступает активное вовлечение личности в диалог со специалистом – коучем для обнаружения решения социально или личностно значимой проблемы и его самостоятельного воплощения в жизнь с использованием индивидуальных способностей, имеющегося интеллектуального, личностного и творческого потенциала и т.д. При этом работа посредством данной технологии всегда затрагивает мотивационную и ценностную системы человека и направлена на улучшение качества его жизни [19].
В рамках формирования социальной инициативности подростков средствами коучинг-технологии самым важным этапом работы является этап понимания сущности социально значимой проблемы. Как правило, данный вид проблем отличается высокой многогранностью и включает в себя множество аспектов (демографический, территориальный, психологический, организационный и др.).
Осмысление проблемы, ее четкое формулирование и понимание необходимости изменений является залогом успешного начала реализации социальной инициативы. Цель деятельности преподавателя - коуча на этом этапе – предоставление самостоятельности подростку при обнаружении социально значимой проблемы, определении цели и конечного результата социальной инициативы, а также сроков ее реализации. Важными сторонами диалога при этом является уважительное отношение к выбору обучающегося и создание конструктивной и благоприятной среды для проявления инициативности. Ведущая роль при этом отводится подростку, которому предстоит вопреки внешним и внутренним препятствиям принимать активное участие в дальнейшей реализации предложенной инициативы [19].
В педагогической практике коучинг-технологии выступают как важнейший инструмент, повышающий личностную и профессиональную эффективность обучающегося. В процессе коучинговых бесед зарождается возможность поддерживать и развивать подростковые инициативы и начинания, т.к. в процессе работы возможно определение собственной мировоззренческой позиции и обнаружение своего пути и оптимального способа достижения целей.
По мнению современного ученого М.В. Кларина, активно занимающегося вопросами разработки профессионального стандарта специалиста - коуча, технология коучинга является оптимальным средством катализации социальных, личностных и профессиональных достижений личности, а также содействует развитию жизненно и социально активных граждан, т.е. элиты в широком смысле данного слова [7].
Исходя из вышесказанного, подчеркнем, что применения коучинг-технологии позволяет продуктивно решить одну из важнейших задач, стоящих перед высшей школой, - содействовать формированию социальной инициативности личности подростка. Через управление мотивацией подростка преподаватель может нацелить на определенное направление социальной реализации и помочь ему продуктивно задействовать имеющийся внутренний потенциал. Конечным результатом выступает готовность подростка к успешному продвижению и самореализации в социальной и профессиональной среде.
Выводы
В первой главе исследования мы рассмотрели теоретические основания формирования социальной инициативности старших подростков.
Логика нашего исследования предполагала рассмотрение понятия «социальная инициативность», а также теоретическое обоснование ее содержательно-структурных характеристик, что позволило нам в дальнейшем перейти к моделированию процесса формирования социальной инициативности, обнаружению и экспериментальной апробации социально-педагогических условий формирования социальной инициативности студентов на основе использования современных методов, форм и средств работы.
Проведенный обзор осуществленных научных исследований подтвердил наш тезис о педагогической значимости формирования инициативности старших подростков, поскольку инициативность служит внутренним критерием протекания жизнедеятельности личности и регулятором действия в ней морально-нравственных ценностей. Помимо этого, благодаря инициативности становится возможной реализация потенциала личности.
Важно также отметить, что в современных условиях инициативность является актуальным профессионально важным качеством, которое определяет успешность личности в выполнении профессиональной деятельности. Все вышеперечисленное должно обязательно учитываться в ходе организации целенаправленного процесса формирования социальной инициативности подростков.
Исходя из терминологического анализа, представляется необходимым рассматривать процесс формирования социальной инициативности молодежи в рамках целостного формирования и становления личности.
Формирование социальной инициативности подростков понимается нами как система специально организованных педагогических воздействий по стимулированию самодеятельности личности посредством создания соответствующих социально - педагогических условий.
В рамках проведенной работы мы обосновали особую актуальность старшего подросткового возрастного этапа для формирования инициативности и рассмотрели формы выражения инициативности и социально-психологические факторы, лежащие в основе появления и развития инициативности как устойчивого личностного качества.
Анализ современной педагогической литературы позволил нам установить, что большая роль в процессе формирования социальной инициативности подростков отводится активным методам обучения и воспитания, которые представляют собой практическое обучение и позволяют приобрести необходимый опыт деятельности и поведения даже при условии определенного опережения получения знаний.
Перспективы настоящего исследования связаны с обращением к анализу особенностей и возможностей коучинг-технологии в формировании социальной инициативности старших подростков, что позволит в дальнейшем разработать и апробировать соответствующую педагогическую модель с целью гармонизации и обеспечения эффективной организации данного процесса.
В рамках осуществленного исследования мы пришли к следующему определению: коучинг как технология формирования социальной инициативности старших подростков - это целостная система принципов, форм и инструментов персональной и эмоциональной поддержки, которую получает подросток для осуществления самостоятельной деятельности, направленной на практическое воплощение оригинальной социально значимой идеи с целью реализации себя и конструктивного преобразования окружающей действительности.
В процессе разбора теории и практики современного образования мы установили, что в настоящее время коучинг в системе профессионального образования применяется комплексно и подразумевает обращение к широкому многообразию всех его видов, форм и технологии работы. В основе инструментария и методологии использования коучинг-технологии лежит интерактивное взаимодействие, которое может быть организовано в форме беседы, коуч-занятия, рефлексивной сессии, дискуссия по типу «вопрос-ответ» и т.д.
Нами были проанализированы основные методики и конкретные инструменты коучинг-технологии, а также ключевые принципы: принцип ответственной и осознанной позиции, принцип отсутствия оценочного отношения, принцип взаимовлияния и взаимосвязи всех сфер жизнедеятельности личности, принцип равенства и партнерского сотрудничества, принцип поэтапного развития.
Глава II. Практические аспекты формирование социальной инициативности старших подростков
2.1. Анализ исходного уровня сформированности социальной инициативности подростков
Диагностический этап исследования проводился на базе МБОУ СОШ № 55 г. Иркутска.
В исследовании участвовали 30 человек, в возрасте от 16-17 лет (10 класс). Исследовательская работа была связана с определением уровня сформированности социальной инициативности подростков в соответствии с определенными в теоретической части исследования компонентами и показателями.
В рамках данной исследовательской работы были использованы следующие диагностические методики: