ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 845
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования самооценки
Психологические особенности самооценки в подростковом
Направления оптимизации самооценки подростков
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по оптимизации самооценки подростков
Программа оптимизации самооценки подростков
Результаты реализации программы оптимизации самооценки
Методика Дембо – Рубинштейн (модифицированный вариант Л.В. Бороздиной, Л. Видинска)
Методика «Самооценка личности» О.И. Моткова (модификация
Опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)
и личности в целом.
подростков в образовательной организации приводит к заключению, что это процесс регуляции неадекватной самооценки с помощью различных методов и средств образовательного процесса, т.е. оптимизация будет реализовываться через систему способов, закономерностей и принципов образовательного процесса и носить характер конкретных мер. К основным средствам оптимизации подростков относят сотрудничество подростков в совместной деятельности, социально-психологический тренинг, средства индивидуальных воздействий, практические упражнения и игры, рефлексивные техники, метод создания воспитывающих ситуаций, в частности создание ситуации успеха. Направлениями оптимизации самооценки подростков являются меры регуляции неадекватной самооценки
и меры по сохранению и развитию адекватной самооценки.
проведения мероприятий, ее составляющих.
консультации, тренинги, открытые занятия и диагностические процедуры.
Все мероприятия программы являются целенаправленными, систематическими и регулярными.
выраженный положительный эффект.
Следовательно, можно считать, что цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена. Полученные теоретические и эмпирические результаты имеют практическую значимость, и могут быть использованы в психолого-педагогической деятельности по оптимизации самооценки подростков.
Также данная работа может стать основой для дальнейших теоретических исследований и эмпирических разработок в контексте деятельности по развитию и коррекции самооценки подростков.
2008. 218 с.
Серия 23. Антропология. 2010. №2.
Питер, 2008. 341 с.
432с.
Серия 14. Психология. 2013. №2.
Серия 14. Психология. 2012. №3.
2011. №1.
Методические рекомендации. Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2008. 254 с.
научных трудов. Екатеринбург: УрГПУ, 2004. 119с.
практике. Саранск: ИСИ МГУ им. Н.П. Огарева, 2010. 120с.
СПб.: Питер, 2009. 240 с.
общество России, 2002. 114 с.
акмеологического развития // Мир психологии. 2008. 214 с.
деятельности. М.: Вербум-М, 2001. 64 с.
институт; Воронеж: Издат-во НПО «МОДЭК», 2003. 376с.
Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология. 2007. №6
параметрам устойчивости и адекватности: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. псих. наук. М., 2007. 185 с.
МГСА, 2000. 258 с.
монография. М.: МГСА, 2000. 448 с.
особенности младших подростков. По материалам сайта
-
Теоретическое объяснение психологических особенностей самооценки в подростковом возрасте способствовало выявлению основных факторов ее формирования: внутренней позиции, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, специфики организации учебной деятельности в школе и педагогической оценки, а также стиля воспитания и ценности семьи. Для младшего подростка нормой является завышенная самооценка, однако к концу подросткового возраста она постепенно снижается. -
Теоретическое определение направлений оптимизации самооценки
подростков в образовательной организации приводит к заключению, что это процесс регуляции неадекватной самооценки с помощью различных методов и средств образовательного процесса, т.е. оптимизация будет реализовываться через систему способов, закономерностей и принципов образовательного процесса и носить характер конкретных мер. К основным средствам оптимизации подростков относят сотрудничество подростков в совместной деятельности, социально-психологический тренинг, средства индивидуальных воздействий, практические упражнения и игры, рефлексивные техники, метод создания воспитывающих ситуаций, в частности создание ситуации успеха. Направлениями оптимизации самооценки подростков являются меры регуляции неадекватной самооценки
и меры по сохранению и развитию адекватной самооценки.
-
Благодаря проведению и интерпретации результатов диагностики самооценки подростков, можно сделать вывод, что у подростков наблюдается преобладание низкого уровня самооценки или склонность к занижению своих достоинств, в частности, по актуальным для них позициям – внешности, авторитету у сверстников, характеру, где наблюдаются более низкие показатели. Проблемными зонами оптимизации самооценки подростков являются самоуважение, самопринятие и самоинтерес. Таким образом, можно сделать вывод о наличии проблемы развития самооценки в подростковом возрасте и необходимости ее оптимизации в условиях образовательного учреждения с применением традиционных и инновационных средств. Обязательным условием реализации программы является комплексность, цельность, регулярность и систематичность
проведения мероприятий, ее составляющих.
-
Разработка программы осуществлялась в соответствии с целями и задачами исследования, возрастными и индивидуальными особенностями подростков и потребностями всех участников образовательного процесса. Программа разделена по нескольким основным направлениям: работа с детьми, работа с родителями и методическая деятельность. Структура программы включает в себя активные игры и упражнения, индивидуальные
консультации, тренинги, открытые занятия и диагностические процедуры.
Все мероприятия программы являются целенаправленными, систематическими и регулярными.
-
На основании результатов повторной диагностики самооценки можно сделать вывод, что в ходе реализации программы повысился общий уровень самооценки до адекватной, также прослеживается положительная динамика в самоотношении и представлении о себе, подростки стали боле позитивно оценивать себя и результаты своей деятельности. Соответственно, разработанная нами программа оптимизации самооценки подростков в образовательной организации является результативной и имеет ярко
выраженный положительный эффект.
Следовательно, можно считать, что цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена. Полученные теоретические и эмпирические результаты имеют практическую значимость, и могут быть использованы в психолого-педагогической деятельности по оптимизации самооценки подростков.
Также данная работа может стать основой для дальнейших теоретических исследований и эмпирических разработок в контексте деятельности по развитию и коррекции самооценки подростков.
Список литературы
-
Александрова Ю.В. Общение подростков со сверстниками. По материалам сайта: http://psyera.ru. -
Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. М.: Академический проект,
2008. 218 с.
-
Бахолдина В.Ю., Ступина К.С., Ковылин В.А. Конституциональный тип и самооценка у детей и подростков // Вестник Московского университета.
Серия 23. Антропология. 2010. №2.
-
Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб:
Питер, 2008. 341 с.
-
Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии. М., 2010.
432с.
-
Бороздина Л.В. Новая концепция личности и характера на основе теории деятельности А.Н. Леонтьева // Вестник Московского университета.
Серия 14. Психология. 2013. №2.
-
Бороздина Л.В. Самооценка и психометрический интеллект в прогнозе эффективности учебной деятельности // Вестник Московского университета.
Серия 14. Психология. 2012. №3.
-
Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я- концепцией // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология.
2011. №1.
-
Бубнова И.С., Рерке В.И.. Социально-педагогическая диагностика:
Методические рекомендации. Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2008. 254 с.
-
Васягина Н.Н. Актуальные проблемы психологии личности: Сборник
научных трудов. Екатеринбург: УрГПУ, 2004. 119с.
-
Винтин И.А. Исследование личности и коллектива в педагогической
практике. Саранск: ИСИ МГУ им. Н.П. Огарева, 2010. 120с.
-
Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: от рождения до школы.
СПб.: Питер, 2009. 240 с.
-
Волков Б.С. Методы исследования в психологии. – М.: Педагогическое
общество России, 2002. 114 с.
-
Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Эксмо, 2010. 1136с. -
Галкина Т.В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2011. 312 с. -
Деркач А.А. Самооценка, как структурообразующая процесса
акмеологического развития // Мир психологии. 2008. 214 с.
-
Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления
деятельности. М.: Вербум-М, 2001. 64 с.
-
Ермолаева М.В. Психология развития. М.: Моск. псих-социал.
институт; Воронеж: Издат-во НПО «МОДЭК», 2003. 376с.
-
Зинько Е.В. Особенности устойчивой и неустойчивой самооценки //
Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология. 2007. №6
-
Зинько Е.В. Соотношение самооценки и уровня притязаний по
параметрам устойчивости и адекватности: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. псих. наук. М., 2007. 185 с.
-
Иващенко А.В. Методики исследования Я-концепции личности. М.:
МГСА, 2000. 258 с.
-
Иващенко А.В. Я-концепция личности в отечественной психологии:
монография. М.: МГСА, 2000. 448 с.
-
Идрисов А.Е. Индивидуально-возрастные и психологические
особенности младших подростков. По материалам сайта