ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 851
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования самооценки
Психологические особенности самооценки в подростковом
Направления оптимизации самооценки подростков
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по оптимизации самооценки подростков
Программа оптимизации самооценки подростков
Результаты реализации программы оптимизации самооценки
Методика Дембо – Рубинштейн (модифицированный вариант Л.В. Бороздиной, Л. Видинска)
Методика «Самооценка личности» О.И. Моткова (модификация
Опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)
, где Т = 3,1, а также занчительные изменения по всем остальным шкалам, где Т варьируется от -2,6 до -2,9. Сравнивая средний балл по всем шкалам, а, соответственно, и уровень самооценки можно отметить, что произошел значительный скачок в положительную сторону, т.к. Т= -6,9.
Для подтверждения и уточнения полученных результатов по уровню самооценки также повторно проведена методика самооценки личности О.И. Моткова. По данной методике в экспериментальной группе выявлено 6 подростков с низкой самооценкой (23%), 14 – со средней (54%) и 6 – с высокой (23%). В контрольной группе подростков с низкой самооценкой – 13 (48%), со средней – 12 (44%), с высокой – 2 (7%). Респондентов с
псевдовысокой самооценкой ни в одной группе не обнаружено.
Таким образом, по данной методике преобладает средняя самооценка в экспериментальной группе респондентов и низкая – в контрольной. Для наглядного представления и сравнительного анализа указанных данных
процентное соотношений показателей отражено на диаграмме (рис.11).
Рис. 11. Уровни самооценки подростков по методике О.И. Моткова По факторам личности в экспериментальной группе высокая
самооценка наблюдается по креативности и воле (по 3 балла); в контрольной группе – только по креативности (3балла), средний балл остальных факторов в обоих группах равен двум, что в общей сумме указывает на средний
уровень в экспериментальной группе и низкий в контрольной.
Как и по первой методике, сравнивая соотношение результатов первичной и повторной диагностики,
можно определить процент изменения уровня средней самооценки в каждой группе. Так, в экспериментальной группе, количество детей с адекватной самооценкой увеличилось в 2 раза, т.е на 27%, в контрольной – в 1,5 раза, т.е. на 15%, что также указывает на положительную динамику уровня самооценки в обоих случаях, но более
высокие результаты в экспериментальной группе.
Анализируя статистические данные по методике самооценки личности О.И. моткова (критерий Вилконсона), можно отметить, что все показатели достоверны на уровне статистической значимости, равной р=0,01, при N=26. Наибольшие позитивные сдвиги отмечены по шкалам – воля, самостоятельность, креативность и гармоничность, где Т примерно равно
-3,3, остальные показатели указывают на сдвиги в рамках Т = -2,3 – это нравственность и экстраверсия. Оценивая динамику самооценки в целом, можно отметить, что Т = -6,8 по сумме баллов и ее соотношению в %, что свидетельствует об увеличении числа респондентов с адекватной
самооценкой и снижению количества испытуемых с неадекватной
самооценкой, и в большей мере – заниженной.
По опроснику В.В. Столина и С.Р. Пантелеева в экспериментальной группе выявлено 6 подростков с низкой самооценкой, 6 респондентов – со средней и 14 – с высокой. В контрольной группе – 12 детей имеют низкую самооценку, 10 – среднюю и 5 – высокую. Для оценки динамики результатов первичной и повторной диагностики по каждой шкале полученные данные отображены на диаграммах (рис.12 и 13).
Рис.12. Динамика
результатов самоотношения подростков по методике В.В. Столина и С.Р. Пантелеева в экспериментальной группе
Рис.12. Динамика результатов самоотношения подростков по методике В.В. Столина и С.Р. Пантелеева в контрольной группе
На первой диаграмме характер линий неровный, зигзагообразный, что указывает на качественное и количественное изменений показателей самооценки, при этом количество невыраженных признаков уменьшается, а
выраженных – увеличивается. На второй диаграмме отображена обратная ситуация: за исключением шкалы самоинтереса по всем остальным шкалам наблюдаются низкая самооценка и показатели в целом неизменны, что демонстрирует плавный характер линий.
Анализируя статистические данные по опроснику В.В. Столина и С.Р. Пантелеева (критерий Вилконсона), можно отметить, что практически все показатели достоверны на уровне статистической значимости, равной р=0,01, при N=26, кроме шкалы ожидаемого отношения от других (р=0,05), шкалы отношения других (р=0,03) и самопонимания (р=0,08). При этом все данные указывают на положительную динамику развития самооценки, а, соответственно, и самоотношения (Т = от -2,1 до 3,9). Исключением является шкала самопонимания, где Т= -1,7, что подтверждает отсутствие различий. Однако в совокупности перечисленные данные демонстрируют положительный характер развития самооценки подростков после реализации программы после оптимизации.
На основании результатов проведенных методик можно сделать вывод, что в ходе реализации программы оптимизации самооценки повысился общий уровень самооценки, большинство подростков обладают адекватной самооценкой, также прослеживается положительная динамика
в самоотношении и представлении о себе, подростки стали боле позитивно оценивать себя и результаты собственной деятельности. Соответственно, разработанная нами программа оптимизации самооценки подростков в образовательной организации является результативной и имеет ярко выраженный положительный эффект.
Современное общество не стоит на месте, постоянно развиваясь и четко регламентируя свою деятельность. Поэтому в настоящее время в образовательных стандартах предъявлено все большее количество требований к развитию и становлению личности ребенка, в том числе подросткового возраста. Одним из личностных результатов освоения основной образовательной программы является: становление и формирование личности обучающегося, в том числе способности к самопознанию и навыков рефлексии, инструментом которых является самооценка. Вследствие чего нами было проведено исследование оптимизации самооценки подростков в образовательной организации.
В ходе теоретического исследования получены следующие результаты:
значение в формировании самосознания
Для подтверждения и уточнения полученных результатов по уровню самооценки также повторно проведена методика самооценки личности О.И. Моткова. По данной методике в экспериментальной группе выявлено 6 подростков с низкой самооценкой (23%), 14 – со средней (54%) и 6 – с высокой (23%). В контрольной группе подростков с низкой самооценкой – 13 (48%), со средней – 12 (44%), с высокой – 2 (7%). Респондентов с
псевдовысокой самооценкой ни в одной группе не обнаружено.
Таким образом, по данной методике преобладает средняя самооценка в экспериментальной группе респондентов и низкая – в контрольной. Для наглядного представления и сравнительного анализа указанных данных
процентное соотношений показателей отражено на диаграмме (рис.11).
Рис. 11. Уровни самооценки подростков по методике О.И. Моткова По факторам личности в экспериментальной группе высокая
самооценка наблюдается по креативности и воле (по 3 балла); в контрольной группе – только по креативности (3балла), средний балл остальных факторов в обоих группах равен двум, что в общей сумме указывает на средний
уровень в экспериментальной группе и низкий в контрольной.
Как и по первой методике, сравнивая соотношение результатов первичной и повторной диагностики,
можно определить процент изменения уровня средней самооценки в каждой группе. Так, в экспериментальной группе, количество детей с адекватной самооценкой увеличилось в 2 раза, т.е на 27%, в контрольной – в 1,5 раза, т.е. на 15%, что также указывает на положительную динамику уровня самооценки в обоих случаях, но более
высокие результаты в экспериментальной группе.
Анализируя статистические данные по методике самооценки личности О.И. моткова (критерий Вилконсона), можно отметить, что все показатели достоверны на уровне статистической значимости, равной р=0,01, при N=26. Наибольшие позитивные сдвиги отмечены по шкалам – воля, самостоятельность, креативность и гармоничность, где Т примерно равно
-3,3, остальные показатели указывают на сдвиги в рамках Т = -2,3 – это нравственность и экстраверсия. Оценивая динамику самооценки в целом, можно отметить, что Т = -6,8 по сумме баллов и ее соотношению в %, что свидетельствует об увеличении числа респондентов с адекватной
самооценкой и снижению количества испытуемых с неадекватной
самооценкой, и в большей мере – заниженной.
По опроснику В.В. Столина и С.Р. Пантелеева в экспериментальной группе выявлено 6 подростков с низкой самооценкой, 6 респондентов – со средней и 14 – с высокой. В контрольной группе – 12 детей имеют низкую самооценку, 10 – среднюю и 5 – высокую. Для оценки динамики результатов первичной и повторной диагностики по каждой шкале полученные данные отображены на диаграммах (рис.12 и 13).
Рис.12. Динамика
результатов самоотношения подростков по методике В.В. Столина и С.Р. Пантелеева в экспериментальной группе
Рис.12. Динамика результатов самоотношения подростков по методике В.В. Столина и С.Р. Пантелеева в контрольной группе
На первой диаграмме характер линий неровный, зигзагообразный, что указывает на качественное и количественное изменений показателей самооценки, при этом количество невыраженных признаков уменьшается, а
выраженных – увеличивается. На второй диаграмме отображена обратная ситуация: за исключением шкалы самоинтереса по всем остальным шкалам наблюдаются низкая самооценка и показатели в целом неизменны, что демонстрирует плавный характер линий.
Анализируя статистические данные по опроснику В.В. Столина и С.Р. Пантелеева (критерий Вилконсона), можно отметить, что практически все показатели достоверны на уровне статистической значимости, равной р=0,01, при N=26, кроме шкалы ожидаемого отношения от других (р=0,05), шкалы отношения других (р=0,03) и самопонимания (р=0,08). При этом все данные указывают на положительную динамику развития самооценки, а, соответственно, и самоотношения (Т = от -2,1 до 3,9). Исключением является шкала самопонимания, где Т= -1,7, что подтверждает отсутствие различий. Однако в совокупности перечисленные данные демонстрируют положительный характер развития самооценки подростков после реализации программы после оптимизации.
На основании результатов проведенных методик можно сделать вывод, что в ходе реализации программы оптимизации самооценки повысился общий уровень самооценки, большинство подростков обладают адекватной самооценкой, также прослеживается положительная динамика
в самоотношении и представлении о себе, подростки стали боле позитивно оценивать себя и результаты собственной деятельности. Соответственно, разработанная нами программа оптимизации самооценки подростков в образовательной организации является результативной и имеет ярко выраженный положительный эффект.
Заключение
Современное общество не стоит на месте, постоянно развиваясь и четко регламентируя свою деятельность. Поэтому в настоящее время в образовательных стандартах предъявлено все большее количество требований к развитию и становлению личности ребенка, в том числе подросткового возраста. Одним из личностных результатов освоения основной образовательной программы является: становление и формирование личности обучающегося, в том числе способности к самопознанию и навыков рефлексии, инструментом которых является самооценка. Вследствие чего нами было проведено исследование оптимизации самооценки подростков в образовательной организации.
В ходе теоретического исследования получены следующие результаты:
-
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования феномена самооценки позволяет сделать вывод, что самооценка – это компонент самосознания, позволяющий индивиду критически оценить то, чем он обладает, с позиции определенной системы ценностей. Основными источниками формирования самооценки являются внутренние и внешние детерминанты. Основными видами считаются адекватная и неадекватная самооценка, последняя подразделяется на завышенную и заниженную. Умение человека оценить свои силы и возможности и соотнести их с внешними условиями имеет огромное
значение в формировании самосознания