Файл: Программа оптимизации самооценки подростков 64.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 910

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следующий раздел – работа с родителями подразумевает психолого- педагогическое просвещение семьи и оказание необходимой помощи в решении вопросов оптимизации самооценки подростков дома (табл.2). Данный блок включает в себя повышение психолого-педагогической культуры семьи, предоставление им доступа и информации об основных целях и задачах образовательной организации, возрастных особенностях подростков и способах регуляции их самооценки. Деятельность с родителями

  • это беседы, консультации, родительские собрания и опросы.

Таблица 2

Работа с родителями

Мероприятия

Содержание

Сроки

Ответственные

Опрос

родителей

Определение наличие проблемы развития

самооценки подростков в данной школе

Февраль

Педагог-

психолог

Родительское собрание

Освещение результатов диагностики, целей и задач программы; знакомство родителей с

образовательным процессом

Февраль

Классный руководитель

Открытые

занятия

Демонстрация способов обучения и воспитания

подростков в школе

Март

Классный

руководитель

Тренинг

Обучение родителей приемам поощрения и наказания, создании ситуации успеха в условиях

семьи, рекомендации о регуляции самооценки

Ежемеся чно

Педагог- психолог

Игра «К

барьеру»

Встреча команды педагогов и родителей, диспут

о проблемах самооценки подростков

Апрель

Педагог-

психолог

Родительское

собрание

Освещение результатов программы, рефлексия

собственной деятельности, обратная связь

Апрель

Классный

руководитель



И, наконец, методическая деятельность позволяет всем педагогам и другим представителям образовательной организации обогащать свои знания об оптимизации самооценки подростков, отрабатывать их на практике, обмениваться опытом с коллегами, т.е. совершенствовать свой

педагогический потенциал (табл.3).

Таблица 3

Методическая деятельность


Мероприятия

Содержание

Сроки

Ответственные

Педагогическ ий совет

Обсуждение результатов диагностики, целей

и задач программы, разработка решений по оптимизации самооценки подростков

Февраль

Заместитель по

воспитательной работе

Экскурсия

«Наши соседи»

Посещение образовательных организаций, изучение их опыта оптимизации самооценки,

обмен методическими разработками

Март

Заместитель по воспитательной

работе

Памятки, брошюры,

сайт

Предоставление необходимой информации для родителей, педагогов, специалистов и

администрации школы

Регулярно

Педагог- психолог

Выставка

литературы

Выставка научных исследований,

методической и детской литературы

Март

Педагог-

психолог

Тренинг

Развитие и совершенствование навыков педагогов и специалистов школы по

оптимизации самооценки подростков

Апрель

Педагог- психолог


Таким образом, разработка программы осуществлялась в соответствии с целями и задачами

исследования, возрастными и индивидуальными особенностями подростков и потребностями всех участников образовательного процесса. Программа разделена по нескольким основным направлениям: работа с детьми, работа с родителями и методическая

деятельность. Структура программы включает в себя активные игры и упражнения, индивидуальные консультации, тренинги, открытые занятия и диагностические процедуры. Все мероприятия программы являются целенаправленными, систематическими и регулярными. Соответственно, разработка программы и конкретизация методов оптимизации самооценки подростков способствуют формированию у них адекватного уровня самооценки, что подтверждает гипотезу исследования.

    1. 1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   28

Результаты реализации программы оптимизации самооценки

подростков



Для оценки значимости и результативности разработанной программы по оптимизации самооценки подростков в образовательной организации нами проведено повторное исследование уровня самооценки по уже описанным ранее методикам. Состав и количество респондентов остались неизменными. Данные повторной диагностики отражены в табличном

варианте в приложении 6.

По результатам повторной диагностики самооценки по методике Дембо-Рубинштейн выявлено, что среди испытуемых экспериментальной группы 26 респондентов имеют адекватную самооценку, что составляет 100% от общего количества испытуемых, подростков с завышенной и заниженной самооценкой в данной группе не выявлено. В контрольной группе подростки с завышенной самооценкой также отсутствуют, с заниженной самооценкой

4 человека (15%), и норма самооценки наблюдается у 23 человек (85%).

По характеристикам личности, составляющим сущность самооценки, в экспериментальной группе выявлено наибольшее количество респондентов с низким уровнем самооценки по характеру (12%) и внешности (15%); в контрольной группе также по характеру и внешности (по 33%). Наибольшее количество респондентов с высоким уровнем и в экспериментальной, и в контрольной группе приходится на способности. Все перечисленные данные и остальные результаты, по
каждому показателю самооценки можно

представить в процентном соотношении на диаграмме (рис.10). Исходя из диаграммы, можно отметить, что показатели экспериментальной группы значительно выше, чем в контрольной группе, как по отдельным характеристикам, так и по общему уровню самооценки.

Рис. 10. Уровни самооценки подростков по методике Дембо-

Рубинштейн
Сравнивая соотношение результатов первичной и повторной диагностики, можно определить процент изменения уровня средней самооценки в каждой группе. Так, в экспериментальной группе, количество

детей с адекватной самооценкой увеличилось на 23%, в контрольной – на 11%, что указывает на положительную динамику уровня самооценки в обоих случаях. Однако более высокие результаты наблюдаются в экспериментальной группе вследствие специально организованной и проведенной программы по оптимизации самооценки.

Для определения и оценки количественных и качественных изменений после реализации программы оптимизации самооценки применялась статистическая проверка результатов первичной и повторной диагностики с помощью Т-критерия Вилкоксона. Данный критерий предназначен для сравнения двух зависимых выборок между собой по уровню выраженности какого-либо признака. Полученные данные по каждой методике представлены в таблицах в Приложении 7.

Анализируя статистические данные по методике Дембо-Рубинштейн, можно указать на то, что все показатели достоверны на уровне статистической значимости, равной р=0,01, при N=26. Наибольший сдвиг можно отметить по шкале способности