ВУЗ: Белорусский государственный медицинский университет
Категория: Ответы на вопросы
Дисциплина: Медицина
Добавлен: 13.02.2019
Просмотров: 11159
Скачиваний: 33
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Теоретические основы дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»
Права медицинских работников. Обязанности медицинских работников (Закон РБ «О здравоохранении»).
Врачебная этика и медицинская деонтология (Закон РБ «О здравоохранении»).
Раздел II. Основы медицинской статистики. Организация медико-статистического исследования
Динамический ряд, виды, методы выравнивания. Показатели динамического ряда, методика вычисления.
Раздел III. Общественное здоровье и методы его изучения. Важнейшие медико-социальные проблемы
Раздел IV. Охрана здоровья населения
Права главных государственных санитарных врачей, порядок их назначения и взаимодействия.
Анализ деятельности службы государственного санитарного надзора.
Оценка деятельности центра гигиены и эпидемиологии на основе модели конечных результатов.
Раздел V. Современные проблемы профилактики
Раздел VI. Основы управления, планирования, финансирования и экономики здравоохранения
Управление. Научные основы управления. Методы управления, характеристика. Стили руководства.
Органы управления службой государственного санитарного надзора.
Научная организация труда. Автоматизированные системы управления в здравоохранении.
Планирование здравоохранения. Задачи и принципы планирования. Виды планов, их характеристика.
Санитарно-гигиеническая оценка опытного и серийного оборудования полимерных и синтетических материалы, промышленных изделий, технологии приборов и рабочего инструментария на стадиях конструкторских и проектных проработок, выборочная проверка проектов соответственно действующим санитарным нормам и гигиеническим правилам, должны быть положены в основу работы по предупредительному санитарному надзору.
Текущий санитарный надзор осуществляется обследованием объектов коммунального хозяйства, промышленных предприятий, пищевых объектов, детских дошкольных, школьных и других учебных учреждений, источников радиоактивных веществ и ионизирующего излучения.
Текущий санитарный надзор позволяет провести анализ общей, профессиональной, инфекционной и паразитарной заболеваемости в зависимости от санитарно-гигиенической ситуации на территории и объектах надзора с учетом лабораторно-инструментальных исследований, что позволяет выявить общие факторы и причины, влияющие на состояние здоровья населения, разработать предложения и мероприятия по ликвидации или предупреждению загрязнения водоемов, почвы, атмосферного воздуха, оздоровлению условий труда, обучение, быта и отдыха населения.
Для этих целей врачи гигиенисты и эпидемиологи используют методы рейдовых обследований однотипных объектов, санитарно-гигиенического описания как по отдельным видам объектов, так и в целом по району, городу.
В основе текущего санитарного надзора заложено «Положение о Центре гигиены и эпидемиологии» утвержденное в установленном порядке.
Текущий санитарный надзор предполагает:
-
изучение санитарно-гигиенических условий труда, гигиеническая оценка производственной сферы;
-
лабораторный контроль за подконтрольными объектами;
-
обнаружение и устранение санитарно-гигиенических, противоэпидемических нарушений;
-
изучение заболеваемости и травматизма;
-
организация профилактических осмотров населения;
-
контроль физического развития детей и подростков;
-
контроль гигиенических условий обучения, режима дня школьника и дошкольных учреждений;
-
контроль состояния воздушной среды, водоемов, водоснабжения, почвы;
-
наблюдение за состоянием здоровья населения;
-
разработка заданий и предложений по устранению санитарных нарушений и улучшению санитарного состояния объектов;
-
организация и контроль за проведением санитарно-просветительной работы;
-
применение санкции, дисциплинарное взыскание, штраф, изъятие продуктов, приостановка работы объекта, отстранение от работы и т.д.;
-
соблюдение санитарно-гигиенических норм при производстве транспортировке, хранении и реализации пищевых продуктов;
-
контроль за организацией рационального питания населения;
-
контроль оздоровительных мероприятий, предусмотренных коллективным договором;
-
предъявление планов-заданий по оздоровлению и проведению в соответствие с санитарно-гигиеническими нормами объектов надзора.
Должностные лица ЦГЭ и ОЗ при осуществлении государственного санитарного надзора выполняют 2 основные функции: контрольную и организационную.
Главный государственный санитарный врач района, города, области должен информировать исполнительные и распорядительные органы власти о санитарно-эпидемиологической ситуации на соответствующей территории.
Формы и методы работы включают:
-оперативную, систематическую информацию органов власти о санитарно-эпидемиологической ситуации на данной административной территории:
-экстренную информацию о грубых нарушения санитарного законодательства, особых ситуациях, угрожающих состоянию здоровья населения;
- участие в разработке и подготовке к утверждению на исполкомах местных Советов народных депутатов программ санитарно-противоэпидемических мероприятий по профилактике и снижению отдельных инфекционных и паразитарных заболеваний и других мероприятий;
-
вынесение отдельных вопросов на рассмотрение исполнительных комитетов, других органов власти по оздоровлению окружающей среды, выполнению комплексных планов санитарно-оздоровительных мероприятий, улучшению условий и охраны труда по отдельным отраслям народного хозяйства.
Деятельность органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы осуществляется в тесном контакте с другими контролирующими министерствами и ведомствами: органами государственного ветеринарного надзора, министерством мелиорации и водного хозяйства, государственным комитетом по гидрометеорологии и контролю природной среды и др.
Права органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, их должностных лиц при проведении проверок. Обязанности должностных лиц органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор. Основные гарантии должностным лицам органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор.
Из Закона «О СЭБ»:
Статья 33. Права органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, их должностных лиц при проведении проверок
Органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, их должностные лица при проведении в установленном порядке проверок вправе:
предъявлять к организациям, их обособленным подразделениям, имеющим учетный номер плательщика, представительствам иностранных организаций, индивидуальным предпринимателям, а также к физическим лицам, осуществляющим частную нотариальную, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, требования о проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий, об устранении нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и осуществлять контроль за выполнением этих требований;
запрещать обращение продукции в случае несоответствия ее требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях обеспечения защиты жизни и здоровья населения;
при наличии оснований направлять в установленном порядке материалы о нарушении законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в правоохранительные органы;
направлять нанимателям предложения о применении мер дисциплинарного воздействия к виновным должностным лицам, действия (бездействие) которых повлекли причинение вреда или иные тяжкие последствия вследствие нарушения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
приостанавливать выполнение работ и оказание услуг в случае выявления нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создающих угрозу жизни и здоровью населения;
осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.
Статья 34. Обязанности должностных лиц органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор
Должностные лица органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, в пределах своей компетенции обязаны:
своевременно и в полной мере использовать предоставленные им полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
сохранять государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
участвовать в пропаганде гигиенических знаний и формировании здорового образа жизни населения;
исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.
Статья 35. Ответственность должностных лиц органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор
Должностные лица органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, превышение служебных полномочий, иные нарушения актов законодательства несут ответственность в соответствии с законодательными актами.
Статья 36. Основные гарантии должностным лицам органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор
Должностные лица органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, при исполнении служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства.
Любое воздействие на должностных лиц органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, препятствующее исполнению ими служебных обязанностей, либо вмешательство в их деятельность запрещаются.
Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства. Порядок оформления документов по делу об административном правонарушении (акт обследования, протокол об административном правонарушении, постановление об административном правонарушении). Порядок и сроки обжалования решения по делу об административном правонарушении.
Основная информация – в маленькой старой затрепанной методичке на кафедре.
Указ 510:
59. По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, составляется акт проверки. По фактам выявленных нарушений проверяющим в пределах его компетенции может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении. При этом днем обнаружения административного правонарушения, выявленного в ходе проверки, считается день вручения акта проверки проверяемому субъекту (его представителю) под роспись либо его направления проверяемому субъекту в соответствии с пунктом 69 настоящего Положения.
78. Проверяемый субъект имеет право обжаловать решения контролирующих (надзорных) органов по акту проверки, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих, если он полагает, что такие решения, требования (предписания) или действия (бездействие) приняты или произведены с нарушением норм, установленных настоящим Положением или иным актом законодательства, либо нарушают его права.
Вынесенные по результатам проверки решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих могут быть обжалованы в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены, и (или) в суд, если иной порядок обжалования, иной срок не установлены законодательными актами.
Подача жалобы в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу не исключает права на подачу жалобы в суд. Обжалование решения контролирующего (надзорного) органа по акту проверки, требования (предписания) об устранении нарушений, действий (бездействия) проверяющих в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством. При этом жалоба на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих может быть подана в экономический суд в течение года со дня их вынесения.
Правила настоящего пункта не распространяются на решения контролирующих (надзорных) органов и действия (бездействие) проверяющих, принятые (осуществленные) в ходе административного процесса.
79. Жалоба на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих может быть подана в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган, вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены, в течение 30 календарных дней со дня их вынесения (совершения).
Пропуск срока подачи такой жалобы является основанием для отказа в ее рассмотрении. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению проверяемого субъекта может быть восстановлен соответственно вышестоящим контролирующим (надзорным) органом или вышестоящим должностным лицом, которому проверяющие непосредственно подчинены.
Жалоба на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений адресуется в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу (при отсутствии вышестоящего контролирующего (надзорного) органа), которому проверяющие непосредственно подчинены, жалоба на действия (бездействие) проверяющих – вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены.
80. Жалоба рассматривается вышестоящим контролирующим (надзорным) органом или вышестоящим должностным лицом контролирующего (надзорного) органа в месячный срок со дня ее получения.
81. По итогам рассмотрения жалобы на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений вышестоящий контролирующий (надзорный) орган, вышестоящее должностное лицо вправе:
оставить решение, требование (предписание) без изменения, а жалобу – без удовлетворения;
отменить решение, требование (предписание) полностью или частично;
отменить решение, требование (предписание) и назначить дополнительную проверку;
внести изменения в решение, требование (предписание).
82. По итогам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) проверяющего вышестоящее должностное лицо вправе:
удовлетворить жалобу;
оставить жалобу без удовлетворения.
83. Решение по жалобе в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается ему или его представителю под роспись. Копия решения в такой же срок направляется в контролирующий (надзорный) орган, решение, требование (предписание) или действия (бездействие) должностных лиц которого обжаловались.
По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, составляется акт проверки. По фактам выявленных нарушений проверяющим в пределах его компетенции может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
Права главных государственных санитарных врачей, порядок их назначения и взаимодействия.
Статья 37. Права главных государственных санитарных врачей, порядок их назначения и взаимодействия
Заместитель Министра здравоохранения - Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь, главный государственный санитарный врач Управления делами Президента Республики Беларусь, главные государственные санитарные врачи областей, городов, районов, районов в городах имеют право в установленном порядке:
-
предъявлять к физическим лицам требования о проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий, об устранении нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований;
-
вносить в соответствующие государственные органы предложения по вопросам соблюдения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также по проектам планов экономического развития территорий, комплексных программ охраны здоровья и среды обитания человека, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
-
вносить на рассмотрение государственных органов, иных организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, предложения и представлять заключения по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
-
получать бесплатно от организаций, индивидуальных предпринимателей сведения и документы, необходимые для исполнения обязанностей, возложенных на органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор;
-
вносить предложения в соответствующие государственные органы о введении (отмене) на отдельных территориях ограничительных мероприятий;
-
предъявлять к организациям и физическим лицам, в том числе к индивидуальным предпринимателям, требования о возмещении вреда, причиненного ими в результате нарушения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также о возмещении дополнительно понесенных органами и организациями здравоохранения расходов на проведение санитарно-противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий при возникновении профессиональных или массовых заболеваний людей;
-
определять виды профилактических прививок, проводимых по эпидемическим показаниям, сроки их проведения и подлежащие профилактическим прививкам группы физических лиц;
-
принимать решение о необходимости проведения медицинского обследования и медицинского наблюдения за физическими лицами, контактировавшими с физическими лицами, имеющими инфекционные заболевания, и которые могут быть источником инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемой ими работы или производства, в котором они заняты;
-
принимать решение о необходимости оказания принудительной медицинской помощи в стационарных условиях физическим лицам, имеющим инфекционные заболевания, включенные в перечень опасных заболеваний, и физическим лицам с подозрением на такие заболевания;
-
давать организациям, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, санитарно-гигиенические заключения;
-
осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.