Файл: 1. Теоретические основы финансового планирования на предприятии в современных условиях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 283

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, но и снизу).

Рисунок 19 - Недостатки традиционного подхода к бюджетированию

В современное время есть значимые течения, которые направлены на ликвидацию проблем, возникших в традиционном способе финансового планирования. Эти течения являются стратегическим бюджетированием, «улучшенное бюджетирование», «расширенное бюджетирование» и подход к планированию «вне бюджета».

Последователи первых трех течений не отвергают само бюджетирование, но используют современные подходы к нему.

Мероприятия по совершенствованию планирования в ООО «А ГРУПП» в рамках концепции расширенного бюджетирования, представлены на рисунке 20.



Рисунок 20 - Направления совершенствования процесса финансового

планирования для ООО «А ГРУПП»

Последователи «продвинутого бюджетирования» не считают полный переход от традиционного к продвинутому бюджетированию нецелесообразным.

Следовательно, направление «расширенного или улучшенного бюджетирования» ориентировано на совершенствование бюджетов в среднесрочном периоде с одновременным сохранением качества процесса планирования и снижению затрат и ресурсов.


    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Разработка мероприятий по внедрению бюджетирования




Отлаженный процесс бюджетирования позволяет руководителю компании постоянно быть в курсе ситуации в любом подразделении, что дает адекватную оценку финансовой ситуации в целом по компании. Посредством применения бюджетирования руководитель может эффективно управлять большим бизнесом, даже если компания осуществляет свою деятельность по разным направлениям.

Прежде чем говорить о совершенствовании бюджетировании в анализируемой компании, нужно провести всесторонний анализ существующей системы. Такой анализ поможет выявить проблемы бюджетирования в ООО «А ГРУПП».

Проведем анализ следующих показателей и процессов:

  1. расходы в процессе проведения бюджетирования;

  2. проведение контроля со стороны управляющих менеджеров;

  3. горизонт планирования;

  4. система мотивации работников;

  5. прозрачность информации;

  6. интегрированность бюджетирования с информационными технологиями.

Рассмотрим систему бюджетирования ООО «А ГРУПП» соотнося с каждым из данных критериев.

1) Расходы в процессе проведения бюджетирования.

Основной статьей затрат является рабочее время в ООО «А ГРУПП» на составление и корректировку бюджетов. Вся работа проводится в программе Excel. Оперативность формирования бюджетов очень низкая. Предприятие не тратит финансовые ресурсы на информационные системы.

Годовой бюджет формируется в течение полугода. Объединение всех бюджетов представляет собой значимый момент при проведении расчетов всех затрат всего процесса финансового планирования и бюджетирования.

Корректировка происходит четыре раза в год.

Следовательно, основной задачей решения этой проблемы является сокращение рабочего времени, затраченное на формирование бюджета и корректировку.

первая рекомендация по совершенствованию системы бюджетирования – это уменьшение количества корректировок Производственных программ. Вместо 4 корректировок – проводить 2, привязанные к общим корректировкам бюджета.

В настоящий момент корректировки производственных программ (программа РЭН и пр.) проходят в форме:


прогноз исполнения от 01.04; прогноз исполнения от 01.07; прогноз исполнения от 01.10; прогноз исполнения от 01.12.

Здесь присутствует проблема излишней и всё увеличивающейся централизации планирования и управления экономикой компании. Результатом такого способа планирования и управления является существенное снижение качества принимаемых управленческих решений. Данное негативное обстоятельство пытаются компенсировать при помощи имплементации завышенных требований к сбору данных управленческого учета и бюджетирования.

Таким образом, предлагается проводить корректировку производственных программ только на 01.07 и 01.10, то есть только в периоды общих корректировок бюджета.

2) Проведение контроля со стороны управляющих менеджеров.

Руководители должны постоянно проводить контроль над исполнением бюджета. Сравнивать фактические и плановые результаты, проводить мероприятия в случае несовпадения. Как было сказано ранее, в ООО «А ГРУПП» существует проблема с контролем. Фактические и плановые показатели не совпадают, поэтому присутствует нецелевое расходование бюджетных денег.

Таким образом, на фирме следует организовать строгий контроль над исполнением бюджета и целевым использованием бюджетных средств. Оперативный контроль следует производить ежедневно, чтоб не было отклонений по факту.

Схема взаимодействия для проведения оперативного контроля представлена на рисунке 21.

Структурное подразделение

Планово-экономический отдел

подготовка

заявки на оплату Бухгалтерия

Проверка заявок

согласно Финансовый

на соответствие запланированном Проверка отдел

у бюджету бюджетов, правильности

проставление Проверка, не

оформления

номера статьи документов превышает ли

или иного сумма выплат по

контрагентов,

индефикатора соответствие статье расходов

расходов по текущему

бюджета договорам, наличиезадолжен платежу с учетом

ности с учетом ранее

совершенных

платежей

Рисунок 21 – Схема взаимодействия для проведения оперативного контроля

Необходимо ввести правило, чтобы сотрудники финансового отдела не принимали к оплате счета, если на них отсутствует виза сотрудника ПЭО и не проставлена классификация расходов.


  1. Горизонты планирования.

В ООО «А ГРУПП» бюджеты составляются на год, квартал и месяц. Также бюджет составляется на среднесрочную перспективу (на 3 года). На долгосрочную перспективу планов не составляют. Горизонты планирования регламентированы, принятыми уставами ООО «А ГРУПП».

Таким образом, можно сделать вывод, что горизонты планирования не нуждаются в совершенствовании.

  1. Система мотивации работников.

Невозможно обеспечить постоянный мониторинг бюджетных процессов только с помощью контрольных мер. Полное значение контроля исполнения бюджета даст работникам мотивацию для выполнения запланированных показателей.

Система мотивации должна быть четкой и понятной, чтобы специалисты могли сами посчитать размер своей заработной платы для достижения плановых показателей.

Система мотивации должна быть внедрена одновременно с процессом планирования. Должностные лица, ответственные за планирование, должны быть мотивированы на разработку бюджетов, максимально приближенных к реальности.

Система премирования не должна побуждать сотрудников к преднамеренному занижению плановых показателей с целью их превышения и получения повышенного вознаграждения.

Каждый сотрудник предприятия ООО «А ГРУПП» должен быть заинтересован в повышении эффективности.

Сейчас в ООО «А ГРУПП» действует система премий, которая предполагает премию в случае совпадения фактических и плановых показателей, при этом отклонение может составить до 2% в любую сторону.

Автор советует ввести дополнительную премию, если затраты по факту окажутся ниже более, чем на 10%. Но при этом объем и качество не должны пострадать. Размер премии можно установить до 80% от среднемесячного оклада работника. Это значительно сэкономит бюджетные средства и проблема нецелевого расходования бюджетных средств будет решена.

  1. Прозрачность информации.

Информационная прозрачность подразумевают открытость и достоверность информации для всех сотрудников. От этого зависит качество работы и результаты деятельности. В ООО «А ГРУПП» регламентом уставлено, что все сотрудники могут получить полную и достоверную информацию о процессе бюджетирования.

Таким образом, информационная прозрачность соответствует нормам и не требует совершенствования.


  1. Интегрированность бюджетирования и информационных технологий. Как говорилось ранее, в ООО «А ГРУПП» бюджетирование не автоматизировано. Что приводит к значительным затратам рабочего времени и человеческих ресурсов.

Поэтому в компании следует провести автоматизацию, т.е. внедрение информационных технологий. Специальные программы для введения учетов, составления бюджетов и принятия управленческих решений значительно сэкономит не только рабочее время, но и человеческие ресурсы. Также количество ошибок будет сокращено.

Также в качестве рекомендаций для совершенствования системы финансового планирования на предприятии ООО «А ГРУПП» можно предложить составление правильного положения о бюджетировании предприятия.

Положение о бюджетировании ООО «А ГРУПП» должно включать следующие пункты.

  1. Назначение данного Положения. Настоящее Положение определяет порядок, цели и задачи организации бюджетного управления, а также перечень бюджетов и участников бюджетного процесса. Положение предназначено для руководителей и специалистов, участвующих в процедуре бюджетного управления. Положение утверждается директором ООО «А ГРУПП» и с момента утверждения является обязательным для исполнения всеми подразделениями и должностными лицами, вовлеченными в бюджетный процесс.

  2. Правоотношения, регулируемые данным Положением. Настоящее Положение регулирует бюджетные правоотношения, которые возникают между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления, рассмотрения, утверждения и контроля за исполнением годового бюджета ООО «А ГРУПП»

  3. Правовые основы осуществления бюджетных правоотношений в ООО «А ГРУПП». Бюджетные правоотношения осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Уставом ООО «А ГРУПП», а также настоящим Положением.

  4. Понятия и термины, применяемые в настоящем Положении. В настоящем Положении применяются понятия и термины в значениях, определенных настоящим Положением о бюджетировании.

Бюджет предприятия - план доходов и расходов предприятия, сформулированный в стоимостных и количественных величинах для принятия решений, планирования и контроля в процессе управления деятельностью предприятия, устанавливаемый на один год.