ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 178

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

К у р с о в а я р а б о т а

Маркетинг мясоперерабатывающей отрасли

3.Товарное досье на примере одного вида продукции………………………

4.Выявление особенностей маркетинговой деятельности в мясоперерабатывающей отрасли………………………………………………..

1. Общая характеристика мясоперерабатывающей отрасли.

1.1. История развития мясоперерабатывающей отрасли.

1.2. Роль мясоперерабатывающей отрасли в экономике рф. География размещения.

1.3. Основные виды продукции в мясоперерабатывающей отрасли.

1.4. Перспективы развития мясоперерабатывающей отрасли.

2. Состав и характеристика структуры мясоперерабатывающей отрасли.

2.1. Предприятия мясоперерабатывающей отрасли, их основные характеристики.

2.2. Динамика основных показателей мясоперерабатывающей отрасли, их анализ.

2.3. Уровень конкуренции в мясоперерабатывающей отрасли.

3.Товарное досье на примере одного вида продукции

3.1. Оценка потребительской полезности колбасных изделий, сложившиеся цены, наличие товаров-заменителей и дополняющих товаров. Основные потребительские сегменты.

3.2. Технико-экономические характеристики. Движение жизненного цикла товара. Ключевые факторы рыночного успеха и неудач.

3.3. Рыночная атрибутика товара

3.4. Каналы сбыта. Стандартизация и сертификация изделия. Правовые факторы. Послепродажный сервис изделия.

4.Выявление особенностей маркетинговой деятельности в мясоперерабатывающей отрасли.

4.1. Особенности комплекса маркетинга по составляющим.

4.2. Анализ маркетинговой стратегии и ее составляющих.

4.3. Оценка маркетинговых возможностей и предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности в мясоперерабатывающей отрасли.

Мясная продукция является основным видом продукции мясоперерабатывающей отрасли. Её основу в ходят колбасные изделия, наименований которых с каждой неделей становится гораздо больше. Поэтому мы видим развитие мясоперерабатывающей отрасли.

1.4. Перспективы развития мясоперерабатывающей отрасли.

Перспективы развития рынка мясной продукции связаны в основном с

возможностью приспособления отечественных производителей к текущей ситуации, которая складывается в стране. Расширение производства мясопродуктов в России за счет вытеснения импорта невозможно, так как с 2000г. объем импорта составляет менее 2%. Таким образом, расширение производства возможно только за счет увеличения объемов потребления населением данной продукции.

Основными факторами, влияющими на потребление мяса и мясопродуктов являются:

1. Уровень жизни населения.

По прогнозам правительства, в ближайшее время будет наблюдаться рост доходов населения. В 2001г. рост реальной заработной платы составил 8%, таким

образом, вероятным прогнозом будет умеренный рост потребления мясопродуктов. Но объем рынка будет расти более медленными темпами, чем потребление. Это связано с уменьшением численности населения. В такой ситуации потребление колбасных изделий будет расти быстрее, чем мяса в целом (это происходит вследствие изменения доходов и, соответственно, структуры потребления).

2. Колебания валютного курса

Предсказать динамику валютного курса в России практически невозможно. Можно только предположить, основываясь на относительной стабильности экономического роста, что резкие скачки валютного курса произойти не должны. Следовательно, потребление мясопродуктов не будет снижаться из-за роста цен, так как динамика этих цен будет определяться общим уровнем инфляции. Влияние данного фактора будет сглаживаться по мере развития собственной сырьевой базы.

Развитие отечественных производителей, а также укрепление их позиций на

внутреннем рынке означает резкий рост конкуренции между ними. Этому

способствует и уровень загруженности производственных мощностей, который по данным Госкомстата составил:

· По переработке мяса - 17%;

· По производству колбасных изделий – 48%;

· По производству мясных консервов – 46%;

Таким образом, можно выделить следующие тенденции развития


мясоперерабатывающей отрасли:

1. умеренный рост потребления и соответственно объема рынка;

2. изменение структуры потребления мясопродуктов в пользу более дорогой

продукции;

  1. рост конкуренции среди отечественных предприятий

  2. появление новых торговых марок;

  3. улучшение качества производимой продукции;

  4. улучшенные связи с поставщиками.

11


2. Состав и характеристика структуры мясоперерабатывающей отрасли.

2.1. Предприятия мясоперерабатывающей отрасли, их основные характеристики.

Предприятия мясной промышленности делятся на комбинированные и специализированные.

Типы предприятий

  • комбинированные

  • специализированные

- мясокомбинаты - мясоперерабатывающие заводы

- мясоконсервные заводы - колбасные цеха

- птицекомбинаты - колбасные фабрики

- птицефабрики - цеха по производству полуфабрикатов

- хладобойни - консервные цеха

- убойные пункты

- клеежелатиновые заводы

- перопуховые фабрики

Мясокомбинаты – это предприятия по комплексной переработке скота и свиней и продуктов убоя на пищевую, лечебную, кормовую и техническую продукцию. Сырьем для мясокомбинатов является живой скот и свиньи.

К основным производствам мясокомбината относятся:

* база предубойного содержания скота;

* мясожировое производство (цех убоя скота и разделки туш, субпродуктовый, жировой, кишечный, шкуроконсервировочный цеха и цех технической продукции);

* холодильник;

* колбасное производство.

Мясоконсервные заводы – это мясокомбинаты, в состав которых дополнительно включены: консервный цех; жестяно-баночный цех; электролитный цех.

Мясоптицекомбинаты – это мясокомбинаты, в состав которых дополнительно включен цех убоя и обработки птицы.

Птицекомбинаты – это предприятия по комплексной переработке птицы и продуктов убоя. Сырьем для птицекомбинатов является живая птица или кролики.

К основным производствам птицекомбинатов относятся:

* цех убоя птицы и разделки тушек;

* цех переработки технических отходов;

* цех обработки перопухового сырья;

* холодильник;

* цех глубокой переработки птицы (колбасный, консервный или цех по производству полуфабрикатов).

Птицефабрики – это птицекомбинаты в состав которых включены цеха по выращиванию птицы.

Хладобойни – предприятия, предназначенные для убоя скота и свиней, разделки туш и выпуска продукции в охлажденном или замороженном виде. Хладобойни строятся, как правило, в местах, где выполняется откорм скота промышленным способом. Основные производства хладобоен - это мясожировое производство и холодильник.


Мясоперерабатывающие заводы – это предприятия по комплексной разделке и переработке мяса. Сырьем для мясоперерабатывающих заводов является мясо в тушах, полутушах, четвертинах, блочное мясо.

К основным производствам мясоперерабатывающих заводов относятся:

* холодильник для приема и хранения мяса;

* цех переработки мяса.

Цеха по переработке мяса могут специализироваться по выпуску отдельных видов продукции (колбасные цеха, колбасные фабрики, цеха по производству полуфабрикатов, консервные цеха).

В России насчитывается несколько сотен мясоперерабатывающих предприятий. Однако более 50% - это малые предприятия, которые имеют мощности менее 5 т в сутки. Многие из этих предприятий работают в сфере теневой экономики и выпускают продукцию низкого качества. Это подрывает доверие со стороны потребителей к мясоперерабатывающей продукции и вредит крупным предприятиям. Многочисленные проверки со стороны медицинских служб периодически выявляют мясную продукцию, которая не соответствует ГОСТ стандартам. В виду этой проблемы актуальным становится формирование и продвижение общенациональных брендов.

Наиболее активными игроками российского рынка являются московские производители - АПК "Чкркизовский", ООО "КампоМос", "Микояновский МК", ОАО "Царицино". Марки московских производителей в настоящий момент могут считаться единственными национальными брендами на российском рынке мясопродуктов. Тем не менее, мясоперерабатывающим предприятиям еще далеко до масштабов аналогичных брендов в молочной и соковой промышленности. Крупные региональные предприятия, мощностью более 100 т в сутки так же стремительно наращивают производство, однако пока не играют значительной роли в национальном масштабе. К лидерам регионального рынка можно отнести "Омский бекон", "Уфимский МПЗ" и др.

Доля рынка крупнейших мясоперерабатывающих предприятий (в 5%) Предприятия отрасли Доля рынка АПК "Черкизовский" 11% "Микояновский" MК 9% "Царицыно" 5% "Омский бекон" 4% "КампоМос" 3% "Останкинский МПЗ" 3% "Парнас" 2% Остальные 62%

Черкизовский мясоперерабатывающий завод (МПЗ) входит в крупный российский холдинг АПК "Черкизовский". Наряду с этим крупнейшим предприятием комплекса, в него входят девять мясоперерабатывающих предприятий (среди них: МПК "Бирюлевский" и "Пензенский", 000 "Черкизово-Кашира" и "Белмясо", АПК "Михайловский"), мясокомбинаты "Ульяновский", "Сальский", "Лабинский", семь птицефабрик, животноводческие хозяйства, а также свыше 20 торговых домов. Общий объем инвестиций в производство за последние пять лет превысил 350 млн. долл. Предприятия комплекса выпускают более 500 т продукции в сутки. В настоящее время холдинг производит полный ассортимент сельскохозяйственной продукции и продукции мясопереработки: свежее мясо (свинина, говядина, мясо птицы), молочные продукты, куриное яйцо, колбасные изделия, замороженные полуфабрикаты и пельмени, мясные консервы. "Черкизовский" МПЗ выпускает колбасы, деликатесы, полуфабрикаты и мясные консервы.


Предприятие в производстве мясных изделий использует около 50% импортного мяса, однако в планах компании в течение 3-5 лет перейти на 100% отечественное сырье.

В ближайшее время АНК "Черкизовский" собирается привлечь дополнительные инвестиции в размере 150-200 млн. долл. путем размещения IPO на международных фондовых биржах.

По мнению специалистов, продукция АПК "Черкизовский" занимает 11% российского и 30% московского рынка мясоперерабатывающей продукции.

Основными акционерами АПК "Черкизовский" являются: АРКО - 20%, Morgan Stanley -15%

"Микояновский мясоперерабатывающий комбинат" одно из крупнейших российских мясоперерабатывающих предприятий. С середины 1999 г комбинат входит в акционерную внешнеэкономическую корпорацию "Эксима" (Москва). В настоящее время в структуру "Эксимы", кроме "Микояновского МК", который самый крупный в холдинге, входят 5 мясоперерабатывающих предприятий: Филоновский мясокомбинат (Волгоградская область), Бутурлиновский (Воронежская область), Светлоградский (Ставропольский край), Овчинниковский мясокомбинат (Барнаул) и Матвеево-Курганский (Ростовская область). В ассортименте предприятия 350 наименований колбас и деликатесов, около 20 видов мясных полуфабрикатов, 40 наименований мясных консервов. Сейчас 90% сырья для завода поступает из-за рубежа: Италии, Германии, Румынии. Цеха оснащены современным оборудованием и автоматизированными линиями. Комбинат объединяет огромное колбасное производство, холодильник, ремонтно-строительное управление, коммерческий центр.

В 2002 г предприятие увеличило реализацию мясных продуктов по сравнению с предыдущим годом на 48% до 87 тыс. т. Комбинат планирует увеличить выпуск продукции в 2003 г. с 300 до 600 т в сутки. Увеличение произойдет за счет введения в эксплуатацию новых производственных площадок. Помимо этого, с апреля 2003 г "Микояновский МК" начнет выпуск пельменей - около 50 т в сутки. К 2005 г. планируется увеличение производства предприятия до 180 тыс. т, к 2010 г - до 300 тыс. т. По оценкам специалистов компании, доля "Микояновского мясокомбината" на рынке колбасной и деликатесной продукции страны составляет 8 - 9%, Москвы - 25%.

ООО МПЗ "Кампомос" было образовано с привлечением инвестиций испанской компании Campofrio в 1989 г. В 1991 компания открыла первый завод в Москве, в 1994 г - второй. Предприятия начинали с того, что производили 5 т мясных изделий в сутки, теперь они производят по 150 - 170 т ежедневно.

В настоящее время Campofrio владеет контрольным пакетом акций предприятия. За 1992 - 2002 г инвестиции испанской компании в развитие "КампоМоса" составили более 50 млн. долл. В 2002 г. компания увеличила объем производства по сравнению с уровнем 2001 г. на 1,9% до 53 тыс. т. Объем продаж возрос приблизительно на 2% до 130 млн. долл. Продукция предприятия ориентирована главным образом на Московский рынок. По мнению аналитиков, доля российского рынка мясоперерабатывающей продукции составляет 3%. В 2003 г. компания собирается провести анализ и принять решение по выходу продукции "КампоМоса" в регионы. Помимо этого компания собирается в течение нескольких лет инвестировать около 50 млн. долл. в строительство или покупку еще одного мясоперерабатывающего завода. В 2003 г планируется увеличить объем продаж мясных продуктов на 8% до 140 млн. долл.