ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 180

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

К у р с о в а я р а б о т а

Маркетинг мясоперерабатывающей отрасли

3.Товарное досье на примере одного вида продукции………………………

4.Выявление особенностей маркетинговой деятельности в мясоперерабатывающей отрасли………………………………………………..

1. Общая характеристика мясоперерабатывающей отрасли.

1.1. История развития мясоперерабатывающей отрасли.

1.2. Роль мясоперерабатывающей отрасли в экономике рф. География размещения.

1.3. Основные виды продукции в мясоперерабатывающей отрасли.

1.4. Перспективы развития мясоперерабатывающей отрасли.

2. Состав и характеристика структуры мясоперерабатывающей отрасли.

2.1. Предприятия мясоперерабатывающей отрасли, их основные характеристики.

2.2. Динамика основных показателей мясоперерабатывающей отрасли, их анализ.

2.3. Уровень конкуренции в мясоперерабатывающей отрасли.

3.Товарное досье на примере одного вида продукции

3.1. Оценка потребительской полезности колбасных изделий, сложившиеся цены, наличие товаров-заменителей и дополняющих товаров. Основные потребительские сегменты.

3.2. Технико-экономические характеристики. Движение жизненного цикла товара. Ключевые факторы рыночного успеха и неудач.

3.3. Рыночная атрибутика товара

3.4. Каналы сбыта. Стандартизация и сертификация изделия. Правовые факторы. Послепродажный сервис изделия.

4.Выявление особенностей маркетинговой деятельности в мясоперерабатывающей отрасли.

4.1. Особенности комплекса маркетинга по составляющим.

4.2. Анализ маркетинговой стратегии и ее составляющих.

4.3. Оценка маркетинговых возможностей и предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности в мясоперерабатывающей отрасли.

1. Общая характеристика мясоперерабатывающей отрасли.

1.1. История развития мясоперерабатывающей отрасли.

В самом начале своего развития человек наряду со сбором диких плодов и корней начал заниматься охотой и рыболовством. Переход от растительной пищи к употреблению мяса имел огромное значение в эволюции человека. Наиболее существенное влияние мясной пищи сказалось на формировании мозга.

На Руси до эпохи Петра 1 скот убивали на рынках, в сенях домов или на открытом месте у оврагов. Общественные (коммунальные) бойни впервые появились в России после царского указа в 1739 году. Коммунальные городские бойни вначале строились камерные (французского типа), а потом зальные (немецкого типа).

В 1912 году в России насчитывалось 4250 коммунальных боен, из которых 390 находились в ведении городских управ, а остальными распоряжались отдельные частные лица. Все эти бойни были подконтрольны городской ветеринарно-санитарной службе. Наиболее благоустроенными бойнями в то время считались Петербургская, Московская, Бакинская, Киевская, Кронштадская, Одесская, Новгородская, Рижская, Ростовская, Харьковская. Бойни имели простейшее оборудование для разделки туш, все работы выполнялись вручную; многие продукты убоя (кровь, субпродукты, эндокринно-ферментное сырье) не использовались. Кроме боен существовали мелкие колбасные и кишечные мастерские.

Когда на международном рынке возрос спрос на молодую свинину (бекон), в России стала расширяться сеть боен за счет строительства беконных фабрик. Их строили датчане, бельгийцы и англичане. Такие фабрики были в Ртищево, Козлове, Кургане, Либаве. По культуре технологии и техническому благоустройству они выглядели намного лучше коммунальных боен.

Во время первой мировой войны для обеспечения нужд армии была налажена доставка на фронт охлажденного или замороженного мяса. Так появилось 15 мясохладобоен в Троицке, Омске, Дарницке, Ростове, Оренбурге и других городах. Эти предприятия состояли из бойни, холодильника, салотопенного и кишечного заводов, иногда при них были колбасные и консервные заводы. К 1917 году в России насчитывалось около 6000 боен, из них 75-80% принадлежало частным лицам (А. Манербергеру, Е. Маркину).

После социалистической революции 1917 года шло восстановление с частичным переоборудованием старых предприятий и боен, велось строительство новых кишечных заводов, беконных фабрик, альбуминных заводов, а также мясокомбинатов.


Новый этап развития мясной промышленности наступил после 1929 года. В это время было создано общесоюзное государственное объединение «Союзмясо», для обеспечения предприятий мясной промышленности новым оборудованием были выделены машиностроительные заводы. В 1931 году организован Московский технологический институт мясной и молочной промышленности, где стали готовить инженерно-технические и ветеринарные кадры для мясной и молочной промышленности. В это же время создан ВНИИМП (ныне Всероссийский научно-исследовательский институт мясной промышленности) и Гипромясо (институт по проектированию мясных предприятий). Таким образом, к 1940 году было построено и реконструировано 128 мясокомбинатов, где широко применялись поточная организация производства, конвейерная организация труда с полным использованием всех продуктов убоя скота.

В настоящее время мясная промышленность – крупнейшая отрасль пищевой индустрии, выпускающая широкий ассортимент пищевой, кормовой, технической продукции и продукции медицинского назначения. Начиная с 1989 года, в связи с недостатком источников отечественного сырья, в мясной промышленности был отмечен кризис производства. В период реформ началось развитие малого бизнеса, крупные предприятия устояли за счет ввоза на территорию России импортного мяса.1

Следующий период население России хорошо помнит, времена так называемых «колбасных» электричек, когда вся страна ездила в Санкт-Петербург и Москву за колбасами и сосисками, в магазинах выстраивались огромные очереди, а продукция мясоперерабатывающих заводов считалось деликатесом.

По спросу на колбасные изделия, сосиски, сардельки или мясные консервы можно было оценить благосостояние семьи, региона и страны. К настоящему времени мясоперерабатывающие предприятия смогли удовлетворить потребности рынка и  ликвидировать хронический дефицит, однако объем спроса продолжает напрямую зависит от роста доходов населения.

В течение 90-х годов отечественная мясоперерабатывающая индустрия испытывала значительные трудности. В условиях роста цен и снижения жизненного уровня населения спрос на более дорогие продукты, такие как колбасы и сосиски снизился, одновременно вырос спрос на мясные консервы, как дешевый «заменитель». С другой стороны в середине 90-х годов на рынке мясных изделий значительную долю занимала импортная продукция, которая поставлялась из стран ЕС. В отдельные периоды ее доля на рынке мясных изделий достигала 25%. Иностранные мясные изделия пользовались повышенным спросом у населения, так как были дешевле отечественной продукции.


После кризиса 1998 г. ситуация на рынке мясных изделий кардинально изменилась. Ввиду резкого падения валютного курса импортерам стало невыгодно продавать свою продукцию на российском рынке, и они уступили его отечественным предприятиям. Те получили шанс расширить свое производство и занять освободившиеся рыночные ниши. К 2000 г. доходы населения превзошли докризисный уровень и, как следствие, стал расти спрос на продукцию мясоперерабатывающих предприятий. В течение последних нескольких лет рынок мясных полуфабрикатов увеличивается в среднем на 15%, колбасных изделий на 17,5% ежегодно. Предприятия получили средства для обновления производственных фондов и увеличения переработки продукции. В отрасли начались структурные изменения.

Отечественные производители были не способны обеспечить мясоперерабатывающую промышленность сырьем, что вынудило заводы обратиться к импортным закупкам мяса. Основной причиной этого стала неприспособленность сельскохозяйственных предприятий России к новым условиям хозяйствования. Большинство предприятий, обеспечивающих мясоперерабатывающую промышленность мясным сырьем, или разорилось, или оказалась на грани банкротства.

В течение 1990 - 1998 гг. поголовье крупного рогатого скота в России сократилось в 2 раза (до 28,6 млн. голов), свиней – в 2,3 раза (до 16,7 млн. голов), птицы – 1,8 раза (до 359 млн. шт.) И хотя с 2000 г. наметился рост, восстановление отечественной сырьевой базы потребует длительного периода.

Серьезной проблемой существующих ныне сельскохозяйственных предприятий зачастую является их неспособность к сотрудничеству с мясоперерабатывающими заводами. Отечественные поставщики сырья не могут обеспечить ни постоянство качества сырья, ни требуемые условия и графики поставок. По мнению экспертов, зависимость отечественных производителей мясопродуктов от импортного сырья сохраниться как минимум в течение 4-5 лет. В настоящий момент доля импортного мяса в общем объеме используемого сырья составляет 40-50%, и снижаться эта доля пока не спешит.

Чтобы решить проблему с поставками сырья предприятия мясоперерабатывающей промышленности создают собственные вертикально интегрированные группы, которые объединяют в себе животноводческие хозяйства, обеспечивают хранение мясного сырья, его переработку и организуют собственные сбытовые сети.

Одним из первых по этому пути пошел агропромышленный комплекс (АПК) «Черкизовский» в структуру которого, на данный момент входят: 9 мясных предприятий, 7 птицефабрик, 2 свинокомплекса и животноводческие хозяйства в различных регионах России. Другое предприятие – «Эксима» приобрело в 2002 г. 3 мясокомбината в разных регионах России. Крупнейшим в группе компаний «Эксима» выступает «Микояновский мясоперерабатывающий комбинат» (МК).


Подобные процессы происходят и на других МПЗ. Наличие собственной сырьевой базы означает для предприятий уменьшение зависимости от импортных поставок и колебаний валютного курса. 

За последний год мясоперерабатывающая промышленность входила в число ведущих отраслей по росту объема инвестиций. Совокупный объем инвестиций в 2002 г. составил, по оценке экспертов, более 1 млрд. долл. Наиболее активно в мясокомбинаты инвестировали компании «Планета менеджмент» - структура, аффилированная с НК «Сибнефть», АПК «Агрос», входящая в холдинг «Интеррос», а также ряд региональных компаний нефтяного сектора.

Среди крупных приобретений «Планеты менеджмент» такие известные предприятия, как «Дарья» (производство замороженных продуктов), ОАО «Омский бекон», крупный нижегородский оптовик «Торговая компания «Альянс». «Планета менеджмент» планирует приобрести завод «Новгородский мясной двор» (Великий Новгород) и еще несколько региональных мясоперерабатывающих предприятий. АПК «Агрос» является владельцем крупного свинокомплекса «Ильиногорское» и наряду с АПК «Черкизовский» претендует на покупку Уфимского мясоперерабатывающего комбината. Так же АПК «Агрос» принадлежат несколько крупных сельскохозяйственных активов. 2


1.2. Роль мясоперерабатывающей отрасли в экономике рф. География размещения.

В структуре потребностей человека первостепенная роль принадлежит удовлетворению естественных потреб­ностей - в пище, одежде, жилье и т. д. Только после достижения определенно­го уровня удовлетворения этих потреб­ностей актуальными становятся другие потребности, более высокого уровня. Стратегическое значение пищевой промышленности «подчеркивают следующие обстоятельства: потребитель продукции этой отрасли - каждый из 144 млн. россиян»

Господствующая роль в экономике России принадле­жит отраслям производственной сферы, в которой за­нято население (65% от общей численности занятого населения) почти вдвое больше, чем в непроизводствен­ной сфере (35%). В составе производственной сферы преобладают отрасли, непосредственно создающие ма­териальный продукт, — промышленность и строитель­ство (занято 32% населения), сельское и лесное хозяй­ство (14%). Суммарно в этих отраслях в России занято 46% населения. Остальные отрасли производственной сферы — транспорт и связь (8%), а также торговля, об­щественное питание, материально-техническое снабже­ние, сбыт, заготовки (11%)

Ведущее звено хозяйственного комплекса России — промышленность, играет решающую роль в развитии экономики (на ее долю приходится более половины про­изводства валового внутреннего продукта, 22% всех за­нятых в экономике), техническом вооружении и пере­вооружении отраслей хозяйства, территориальной орга­низации производительных сил страны.

Пищевая промышленность призвана обеспечивать население различными продуктами питания в объемах и ассортименте, достаточных для формирования правильного и сбалансированного рациона питания. В совокупности с сельским хозяйством по общему объему производства продукции эти отрасли занимают второе место в экономике страны, а пищевая промышленность среди отраслей, производящих промышленную продукцию, - третье, уступая лишь топливной промышленности, машиностроению и металлообработке. Этим предопределяются важнейшие роль и место пищевой промышленнос­ти в структуре народнохозяйственного производственного комплекса.

Промышленность России имеет сложную многоотрас­левую структуру (насчитывает десятки отраслей, под­отраслей и производств), характеризуется высоким уров­нем специализации и концентрации производства. Не является исключением и пищевая промышленность. «В ее состав входит свыше двух десятков отраслей с их многочисленными специализированными производствами, общий признак которых при всех различиях (используемое сырье, характер технологии и т. д.) — на­значение выпускаемой продукции».