Файл: obrazovatelnye_uchrezhdenia (1).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.04.2024

Просмотров: 463

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Обеспечение безопасности образовательных учреждений Перечень вопросов к экзамену

Тема 1: «Правовые основы обеспечения безопасности образовательного учреждения».

Тема 2: «Организация комплексной безопасности образовательного учреждения». (2 часа).

Тема 3: «Организация охраны труда учащихся, воспитанников и персонала». (2 часа).

Тема 4: «Организация охраны образовательного учреждения». (2 часа).

Тема 5: «Организация и обеспечение пожарной безопасности образовательного учреждения». (2 часа).

1. Причины пожаров в оу

2. Правовые и организационные основы обеспечения пожарной безопасности

3 . Неотложные действия при пожаре

4. Тушение и средства тушения пожаров

5. Противопожарная профилактика в оу

Тема 6: «Теоретические основы безопасности образовательного учреждения». (2 часа).

Тема 7: «Защита образовательного учреждения от терроризма и угрозы социально-криминального характера». (4 часа).

1. Основные понятия

2. Общая характеристика террористических и социально-криминальных угроз

3. Рекомендации по предупреждению террористических актов

4. Меры защиты при осуществлении террористических актов

Тема 8: «Технические средства безопасности». (4 часа).

1. Охранно-пожарная сигнализация

2. Средства и системы связи

3. Телевизионные системы безопасности

4. Техническое обеспечение иных видов безопасности

5. Интегрированные системы безопасности

Тема 9: «Обеспечение электробезопасности в образовательном учреждении». (2 часа).

1. Причины электротравматизма в оу

2. Воздействие электрического тока на человека

3. Средства защиты от поражения электротоком

4. Первая помощь пострадавшим

5. Молниезащита

Тема 10: «Безопасность учащихся при использовании информационных технологий». (4 часа).

1. Основные аспекты информационной безопасности в школе

2. Социально-педагогический аспект информационной безопасности детей и подростков в условиях школы.

3. Концепция информационной безопасности школьников и педагогические условия ее реализации.

4. Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе, взаимосвязь с родителями школьников в решении проблемы.

Тема 11: «Безопасность при перевозках учащихся». (4 часа).

1. Перевозка автомобильным транспортом

2. Перевозка железнодорожным транспортом

Тема 12: «Обеспечение психологической безопасности образовательной среды». (4 часа).

3. Моделирование и технологии создания психологической безопасности образовательной среды.

4. Угрозы психологической безопасности образовательной среды.

5. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды.

- деревянные перегородки, полы пропитывать специальной огнезащитной жидкостью, покрывать или заменять плиткой. В первую очередь на кухне, на складе, в местах, где курят, где много электропроводки, приборов и иных опасных материалов;

- деревянные перекрытия и конструкции чердака обмазывать глиной.

Необходимо также учитывать, что мебель и перегородки из ДСП и металлических рам горят намного медленнее дорогой лакированной мебели из цельного дерева. Шерстяные и войлочные ковры безопаснее синтетических. Чем легче и меньше шторы, тем легче их сорвать и затоптать при возгорании. Есть шторы и жалюзи из менее горючих материалов. Особенно важно заменить старую проводку, скрыть ее в защитных кожухах, обеспечить однородность металла в соединениях, поставить исправные предохранители (пробки). Сегодня уже нет проблем с установкой недорогой и надежной охранно-пожарной сигнализации отечественного производства. Важно уметь правильно реагировать на ее срабатывание.

В ППБ 01–03 приведены следующие требования пожарной безопасности к территориям:

- не разводить костры;

- не использовать открытый огонь;

- курить только в отведенных местах;

- не ставить автомобили ближе 15 м от здания, так как они могут мешать подъезду пожарной техники.

По окончании рабочего дня необходимо проводить осмотр помещения. При осмотре следует особо обращать внимание на выполнение следующих требований:

- в помещениях произведена уборка;

- корзины для сбора мусора должны быть пусты;

- все электроприборы должны быть обесточены (штепсельные вилки вынуты из розеток);

- окна и форточки должны быть плотно закрыты;

- проходы и пространство у выходов из помещений должны быть свободны;

- электроосвещение должно быть отключено;

- входные двери должны быть закрыты на ключ;

- автоматическая сигнализация должна быть включена и исправна;

- первичные средства пожаротушения должны находиться в специально отведенных для них местах, доступ к ним должен быть свободен.

С целью предупреждения пожара в помещениях запрещается:

- пользоваться нагревательными электроприборами для отопления помещений;

- пользоваться электроприборами (электрочайниками, электрообогревателями и т. п.), потребляемая мощность которых превышает допустимую потребляемую мощность электросети;


- включать в электросеть одновременно несколько электроприборов, суммарная потребляемая мощность которых превышает допустимую;

- оставлять без присмотра по окончании рабочего дня любые электроприборы и устройства, находящиеся под напряжением;

- включать электроприборы без стандартных штепсельных подключающих устройств;

- пользоваться неисправными выключателями, розетками и штепсельными вилками (с разбитыми корпусами, обгоревшими и закопченными контактами, с незакрепленными искрящими и нагревающимися в месте контакта проводами);

- производить монтаж и перемонтаж электросетей без соблюдения требований ПУЭ. Эти работы должны выполняться специалистами, имеющими допуск к работе с устройствами, находящимися под напряжением;

- подключать к электросети неисправные электроприборы;

- использовать для защиты электросети некалиброванные плавкие вставки или автоматические выключатели, ток срабатывания которых превышает максимально допустимое для данной электросети значение;

- курить в рабочих кабинетах, учебных классах, туалетах, коридорах, производственных и складских помещениях, на лестницах, в учебных корпусах, на балконах общежитий; курение разрешается только в специально отведенных помещениях;

- бросать на пол, в урны и мусоросборники непогашенные сигареты и спички;

- приносить, хранить и использовать горючие и легковоспламеняющиеся жидкости, огнеопасные предметы и материалы, горючие газы;

- хранить емкости с горючими, легковоспламеняющимися жидкостями, баллоны с горючими газами, горючие предметы на путях эвакуации (в коридорах, на лестничных клетках, в вестибюле, в тамбурах эвакуационных выходов), а также в подвалах, на чердаках, в технических помещениях (электрощитовых, вентиляционных камерах и т. п.);

- загромождать мебелью, материалами и оборудованием пути эвакуации (коридоры, лестничные клетки, вестибюли, тамбуры эвакуационных выходов из здания), доступ к первичным средствам пожаротушения, электрораспределительным щитам и отключающим устройствам;

- закрывать на трудно открываемые запоры двери эвакуационных выходов в период нахождения людей в здании;

- использовать имеющиеся средства пожаротушения не по прямому назначению.

Знаки пожарной безопасности

В ОУ необходимо использовать знаки безопасности, соответствующие требованиям ГОСТ Р12.4.026–2001. К ним относятся:


- указательные знаки для средств защиты (квадрат или прямоугольник красного цвета): «Направляющая стрелка», «Пожарный кран», «Пожарная лестница», «Огнетушитель», «Телефон для пользования при пожаре», «Пожарный водоисточник», «Пожарный сухотрубный стояк», «Пожарный гидрант», «Кнопка включения установок пожарной автоматики», «Звуковой оповещатель»;

- запрещающие знаки (белый круг с красной каймой и диагональной полосой красного цвета): «Запрещается курить», «Запрещается пользоваться открытым огнем», «Запрещается тушить водой», «Запрещается загромождать проходы»;

- предупреждающие знаки (желтый треугольник с черной каймой): «Пожароопасно. Легковоспламеняющиеся вещества», «Взрывоопасно», «Пожароопасно. Окислитель»;

- указательные знаки для целей эвакуации (квадрат или прямоугольник зеленого цвета). Они устанавливаются в положениях, соответствующих направлению движения к эвакуационному выходу. Обычно это изображения направляющих стрелок и поясняющих надписей. Из-за отсутствия таких знаков человек может не найти эвакуационного выхода, что может привести к печальным последствиям;

- предписывающие знаки (круг синего цвета) с изображениями: противогаза (защитить дыхание); сигареты (курить здесь); электророзетки (отключить) и иные с поясняющей надписью белого цвета или без нее.

Противопожарные инструктажи

Согласно Правилам пожарной безопасности все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем организации (ОУ).

Для изучения правил пожарной безопасности все работники ОУ должны проходить противопожарный инструктаж: вводный, первичный и повторный (см. также раздел 11.2).

При проведении вводного инструктажа инструктируемые должны быть ознакомлены со следующими темами:

- общие меры пожарной безопасности;

- возможные причины возникновения пожаров и меры по их предотвращению;

- практические действия в случае возникновения пожара.

Вводный инструктаж допускается проводить одновременно с инструктажем по охране труда. О проведении вводного противопожарного инструктажа и проверке знаний производится запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательными подписями инструктировавшего и инструктируемого.


Первичный инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте. При этом инструктируемые должны быть ознакомлены:

- с планом эвакуации и порядком действий в случае возникновения пожара;

- с образцами всех имеющихся в ОУ первичных средств пожаротушения, оповещения людей о пожаре, а также со знаками безопасности, пожарной сигнализации и связи.

Повторный инструктаж все работники должны проходить не реже одного раза в шесть месяцев.

О проведении первичного и повторного инструктажей делается запись в журнале регистрации инструктажей по охране труда.

Проведение противопожарного инструктажа в обязательном порядке должно сопровождаться практическим показом способов использования имеющихся средств пожаротушения.

Последовательность действий персонала ОУ и учащихся при пожаре

Анализ множества происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что их отличает пассивно-оборонительная реакция: вместо того, чтобы покинуть горящее здание или позвать на помощь, ребенок от страха прячется в укромных уголках комнаты. Вместе с тем детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Наличие огнетушителей, автоматической системы пожарной сигнализации, аварийных выходов и планов эвакуации, исправность телефона – все это может спасти жизни детей в случае беды.

Но не только в техническом отношении все должно быть исправно. Любые знания лучше всего усваиваются в детском возрасте, в том числе и знания противопожарных требований. Привитые с детства навыки умелого обращения с огнем становятся естественными в последующей жизни человека. Поэтому взрослое население должно привить детям навыки осознанного пожаробезопасного поведения, правильных действий в случае возникновения пожара.

Ниже приведен текст памятки, которая была вывешена и роздана сотрудникам в одной из школ; она может быть использована в качестве краткой типовой инструкции по противопожарной безопасности в ОУ.

Последовательность действий при пожаре:

- тревога (включение звуковой сигнализации);

- вызов пожарной охраны;

- эвакуация;

- сбор всего состава ОУ в отведенном месте;

- перекличка (проверка учащихся и персонала).

Тревога. Любой человек – ученик или работник школы – при обнаружении пожара должен без колебаний поднять тревогу. Оповещение о пожарной тревоге голосом, стуком или серией звонков в любой части здания должно служить сигналом для полной эвакуации из здания.


Вызов пожарной охраны. О любом возникновении дыма, огня, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар нужно немедленно сообщить пожарной охране по телефону «01». Дублирование вызова пожарной охраны осуществляет дежурный администратор или классный руководитель, который должен доложить о том, что пожарная охрана вызвана, директору школы (дежурному администратору).

Эвакуация. Услышав сигнал тревоги, ученики в сопровождении учителя покидают кабинеты цепочкой по одному и идут по маршруту эвакуации к сборному пункту. Классы идут ровным, размеренным шагом, учитель следует позади с классным журналом; каждому педагогу необходимо закрыть дверь своего кабинета и все остальные двери по пути эвакуации, которыми больше никто не будет пользоваться. Выйдя к лестнице, учащиеся одного класса должны держаться вместе и не бежать толпой, а организованно спускаться по одному только с одной стороны лестницы, оставляя другую сторону лестницы для прохода, не допуская, чтобы отдельные учащиеся или целые классы обгоняли друг друга. Все, кто не присутствует в классе во время сигнала тревоги (например, находится в туалетах, учительской, коридоре и т. п.), должны немедленно идти к месту сбора и присоединиться к своему классу или группе.

Все повара, уборщицы, административный и прочий персонал, услышав тревогу, должны немедленно направиться к месту сбора. Перед этим отключить все приборы.

Сбор. Место сбора – во дворе школы. Придя на место сбора, каждый отдельный класс или группа людей должны занять свое заранее определенное место и находиться там, не расходясь.

Перекличка. По прибытии классов на место сбора немедленно должна быть проведена перекличка по журналам. Каждый учитель, проводивший занятия, должен немедленно сообщить директору о присутствии своего класса в полном составе. Если кто-то отсутствует, персонал должен немедленно начать его поиски. При этом нельзя пропустить ни одного места, куда дети могли бы спрятаться.

Директор школы или лицо, его замещающее, услышав тревогу, должен дать команду на отключение электропитания школы и немедленно проследовать к входу в школу, где он принимает рапорт от всех школьных подразделений. По прибытии пожарной охраны директор школы немедленно информирует о том, все ли люди были безопасно эвакуированы.