ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 332

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Р и т о р и к а

Печатается по решению редакционно-издательского совета Казанского государственного университета культуры и искусств

1. Пояснительная записка

Тематический план курса «Риторика»

Тема 1. Цели и задачи курса «Риторика».

Тема 2. Исторические этапы развития ораторского искусства.

Тема 3. Виды ораторской речи.

Тема 4. Выбор темы, определение целей, сбор материала,

Тема 5. Подготовка вступления и заключения речи.

Тема 6. Характерные черты устной речи. Основные правила выразительного слова.

Тема 7. Доказательство в устном выступлении.

Тема 8. Работа над главной частью. Методы изложения материала.

Тема 9. Риторические выразительные средства.

Тема 10. Смысловые модели в речи (топы) и риторические фигуры.

Тема 11. Социально-психологические признаки аудитории.

Опорные понятия по Риторике

Список литературы Основная

Для дополнительных и углубленных занятий

Ораторское искусство в древнем мире

Буржуазное ораторское искусство хvi-хх вв.

Дейл карнеги и его книги

Российское ораторское искусство

Революционное красноречие в россии

Развитие советского ораторского искусства

Академическое красноречие в россии

Роды и виды ораторского искусства

1 Род: социально-политическое красноречие.

Тема, цель и жанр выступления

Сбор материалов и работа с ними

Работа над главной частью

Смысловая модель "целое - части".

Смысловая модель "свойства"

Смысловая модель "сопоставление"

Смысловая модель "причина и следствие"

Смысловая модель "обстоятельства"

Смысловые модели "пример" и "свидетельства"

Смысловая модель "имя"

Подготовка вступления речи

Подготовка заключения речи

Основные правила искусства выразительного слова

Дока3ательство

Виды доказательства

Техника аргументации

Особенности деловой беседы

Практические рекомендации для проведения деловых бесед

Опровержение

Опровержение тезиса

Дискуссия и полемика

Социально-психологические признаки аудитории

Личность оратора и стиль его выступления

Слушание как важнейшее средство общения

Стилистические особенности речи

Функционально-смысловые типы речи

Образность и выразительность языка

Наглядные и технические средства и их использование в речи

Жесты в устном выступлении

Оглавление

СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов (или явлений) с целью охарактеризовать один из них, неизвестный, через свойства другого, известного: быстр, как мысль; покраснел, как рак.

СТИЛЬ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА - разновидность языка, характеризующая отбором таких средств из многообразных языковых запасов, которые наилучшим образом отвечают задачам общения между людьми в данных условиях. В соответствии с наиболее типичными ситуациями (условиями) общения в литературном языке различают пять основных функциональных стилей: разговорно-обиходный, научный, официально-деловой, ораторско-публицистический и литературно-художественный.

СТИЛЬ - способ осуществления чего-либо, отличающийся совокупностью своеобразных приемов; совокупность отличительных черт (манер, привычек, характера работы, особенностей речи и т.д.), позволяющая противопоставлять поведение и деятельность одного человека другому и который используется для подтверждения или опровержения теоретических положений.

ТАВТОЛОГИЯ - функционально неоправданное, ведущее к многословию повторение близких по значению слов и оборотов: мемориальный памятник, моя автобиография, семь человек студентов и т.д.

ТАКТ ЛЕКТОРА - одно из этических качеств оратора, выражающийся в уважительном и внимательном отношении к слушателям, в учете их возможностей восприятия материала разной сложности, их опыта, знаний, интересов в умении и желании давать обстоятельные ответы на их вопросы.

ТЕМА - основная предметная область рассуждений оратора, в рамках которой он производит отбор жизненных явлений, подлежащих рассмотрению в лекции. Тема -исходный материал, этап разработки плана и композиции публичного выступления, определения его цели.

ТЕМБР ГОЛОСА - звуковая окраска, характерная как для голоса (баса, баритона, тенора, сопрано и т. д.), так голоса отдельного человека. Тембровая окраска создает те или иные эмоциально - экспрессивные оттенки звучащей речи («веселый», «грустный», «обиженный», «решительный»).

ТЕМП РЕЧИ - скорость произнесения слогов, слов и предложений в процессе публичной речи.

ТОЧНОСТЬ РЕЧИ - дельность, ясность, меткость, логическая убедительность, лаконизм, языковое совершенство публичного выступления.

УМОЛЧАНИЕ или АПОСИОПЕЗА - 1) речевой оборот, состоящий в не договаривании, вызванном взволнованностью оратора или его желанием придать сказанному особый смысл; 2) включение в речь оборотов типа: Я не буду говорить вам о том, что... Нет нужды напоминать, что... - с целью избежать неприятного впечатления, которое может сложиться у слушателей из-за того, что лектор повторяет (хотя и по необходимости) хорошо известные мысли, «прописные» истины и т. п.


ФАКТЫ В ЛЕКЦИИ - конкретный материал события, явления, даты, цифры, исторические, научные, бытовые и другие данные), на котором строятся анализы в лекции.

ФИГУРЫ - особые синтаксические конструкции, приемы синтаксического построения фразы в ораторской речи (инверсия, анафора, эллипсис, антитеза, параллелизм и др.)

ХАРАКТЕРИСТИКА - композиционно-стилистический прием в лекторской речи, состоящей в раскрытии отличительных свойств, положительных и отрицательных качеств человека или явления.

ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ РЕЧИ - наличие в публичном выступлении живых картин позволяющих не только осмыслить услышанное, но и как бы воспринимать его всеми чувствами и - видеть, слышать, осязать и т. п. Художественность как свойство его выразительных средств, как качество содержания выступления и как свойство его формы есть результат совершенного владения языком, всеми его изобразительно-выразительными средствами.

ЦЕЛЬ РЕЧИ - практическая направленность выступления оратора, зависящая от темы лекции, характера проблемы, с которой соотносится тема, и особенностей аудитории.

ЦИТАТЫ - дословно воспроизведенные оратором фрагменты чужой речи или статьи для подтверждения собственной точки зрения, для полемики с цитируемым автором и для других целей.

ЦИТИРОВАНИЕ - композиционно-стилистический прием в лекторской речи, состоящий в дословной передаче чужого высказывания или мнения как подлежащего рассмотрению факта или как аргумента.

ЧАСТНАЯ МЕТОДИКА - методические закономерности, зависящие от особенностей темы и конкретной аудитории.

ЧАСТНЫЕ ВЫВОДЫ - выводы, которыми лектор заключает отдельные части своего выступления. Частные выводы - один из приемов, которые облегчают слушателям усвоение и запоминание материала.

ЧИСТОТА РЕЧИ - соответствие звучащего слова нормам литературного языка, ясность и доступность языковой формы публичного выступления.

ШТАМП В РЕЧИ - избитые, затасканные выражения, в которых в качестве основных компонентов выступают слова, имеющие самое общее и неопределенное значение.

ЭВФЕМИЗМ - замена прямого названия, дающего отрицательную характеристику, иносказательными оборотами, как бы смягчающим резкость оценок.

ЭКСПРЕССИВНОСТЬ РЕЧИ - выразительность языка оратора, то, что делает речь впечатляющей, яркой, воздействующей, благодаря пафосу лектора, эмоциональности выступления, образной манере изложения.


ЭКСПРОМП - выступление без подготовки, то же, что и импровизация.

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ РЕЧИ - выявление в речи чувств, настроения, темперамента оратора, его отношения к предмету речи и к слушателям.

ЭПИГРАФ - крылатое выражение, цитата, яркое изречение, помещаемое автором перед текстом как указание на основную идею, тему или общую направленность работы.

ЭПИТЕТ - образное, выразительное определение, раскрывающее существенные признаки явления.

ЮМОР - незлобивая, добродушная насмешка как выражение способности человека замечать и раскрывать перед другими людьми смешные стороны жизненных явлений. Юмор свидетельству о диалектичности мышления, трезвости взглядов человека, о его гуманизме, самокритичности и жизнестойкости. В публичной речи юмор служит действенным средством установления контакта с аудиторией.

ЯЗЫК - (в отличие от речи) - объективно существующая, исторически сложившаяся система средств словесного выражения мыслей в целях общения между людьми; язык является системой знаков, характеризующейся определенным звуковым, грамматическим и семантическим строем.

ЯСНОСТЬ РЕЧИ - смысловая прозрачность выступления, обеспечивающая его понятность и усвояемость слушателями.


Оглавление

Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Тематический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Содержание курса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Экзаменационные вопросы по риторике . . . . . . . . . . . . . .

Тестовые задание по риторике

Опорные понятия по риторике

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Ораторское искусство в Древнем мире . . . . . . . . . . . . . . .

Буржуазное ораторское искусство XVIII - XX веков . . . . . . . .

Российское ораторское искусство . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Революционное красноречие в России . . . . . . . . . . . . . . . .

Развитие советского ораторского искусства . . . . . . . . . . . . .

Академическое красноречие в России . . . . . . . . . . . . . . . .

Роды и виды ораторского искусства . . . . . . . . . . . . . . . . .

Тема, цель и жанр выступления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Сбор материалов и работа с ними. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа над главной частью. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Смысловые модели в речи (топы).. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Подготовка вступления речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Подготовка заключения речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Основные правила искусства выразительного слова . . . . . . . .

Доказательство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Техника аргументации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Особенности деловой беседы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Практические рекомендации для проведения деловых бесед. . . .

Опровержение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Дискуссия и полемика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Социально-психологические признаки аудитории . . . . . . . . . .

Личность оратора и стиль его выступления . . . . . . . . . . . . .

Слушание как важнейшее средство общения. . . . . . . . . . . . .

Стилистические особенности речи . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Функционально-смысловые типы речи. . . . . . . . . . . . . . . .

Образность и выразительность языка. . . . . . . . . . . . . . . . .

Наглядные и технические средства и их использование в речи . .

Жесты в устном выступлении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Постановка вопросов и техника ответов на них. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Краткий словарь терминов красноречия . . . . . . . . . . . . . . .

Оглавление

3

4

5

10

11

13

14

15

20

22

25

26

28

29

35

36

39

41

48

49

49

51

53

55

56

58

59

60

62

62

63

64

65

72

72

73

79

90


97