ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 341
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тематический план курса «Риторика»
Тема 1. Цели и задачи курса «Риторика».
Тема 2. Исторические этапы развития ораторского искусства.
Тема 4. Выбор темы, определение целей, сбор материала,
Тема 5. Подготовка вступления и заключения речи.
Тема 6. Характерные черты устной речи. Основные правила выразительного слова.
Тема 7. Доказательство в устном выступлении.
Тема 8. Работа над главной частью. Методы изложения материала.
Тема 9. Риторические выразительные средства.
Тема 10. Смысловые модели в речи (топы) и риторические фигуры.
Тема 11. Социально-психологические признаки аудитории.
Для дополнительных и углубленных занятий
Ораторское искусство в древнем мире
Буржуазное ораторское искусство хvi-хх вв.
Российское ораторское искусство
Революционное красноречие в россии
Развитие советского ораторского искусства
Академическое красноречие в россии
Роды и виды ораторского искусства
1 Род: социально-политическое красноречие.
Сбор материалов и работа с ними
Смысловая модель "целое - части".
Смысловая модель "сопоставление"
Смысловая модель "причина и следствие"
Смысловая модель "обстоятельства"
Смысловые модели "пример" и "свидетельства"
Основные правила искусства выразительного слова
Практические рекомендации для проведения деловых бесед
Социально-психологические признаки аудитории
Личность оратора и стиль его выступления
Слушание как важнейшее средство общения
Стилистические особенности речи
Функционально-смысловые типы речи
Образность и выразительность языка
государственный университет
культуры и искусств
Кафедра социально-культурной деятельности
Р и т о р и к а
Программа курса и конспект лекций
профессора П.П. Терехова
Казань - 2007
УДК 82.085 (07)
ББК 83.7я73
Р 55
Печатается по решению редакционно-издательского совета Казанского государственного университета культуры и искусств
Рецензенты:
М.П.Архипова – кандидат педагогических наук, доцент Казанского государственного гуманитарно-педагогического университета;
Н.Ф.Максютин – кандидат педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности Казанского государственного университета культуры и искусств.
Риторика (программа курса и конспект лекций). Сост.Терехов П.П. – Казань:КГУКИ, 2007. – 97 с.
Издание включает программно-методические материалы по учебному курсу "Риторика" для студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурная деятельность»
ББК 83.7я73
1. Пояснительная записка
Среди факторов, определяющих высокий профессиональный потенциал специалиста, можно выделить риторическую подготовку. Она свидетельствует об умении правильно выделить тему и цель устного выступления, знать источники информации, композиционно расположить материал, умение использовать логические законы и методы, риторические выразительные средства, стилистические особенности устной речи. Риторическая подготовка заключается в умении пользоваться голосом и жестом, в умении привлечь аудиторию и заинтересовать ее.
Второй большой раздел риторической подготовки - это умение отстоять свою точку зрения в диалоге и дискуссии. Здесь необходимы знания структуры доказательства и опровержения, сформированности стиля слушания и умелой постановки вопросов. Для студентов необходимы развитые навыки участия в деловой беседе, знание основных типов собеседников и форм общения с ними. Одной из важнейших форм коммуникации и своеобразным способом познания является дискуссия. Здесь необходимо знание принципов и правил спора, методов разрешения конфликтных ситуаций, умение найти приемлемое решение.
Дополнительные углубленные знания риторики помогут студенту раскрыть себя в естественнонаучных и гуманитарных дисциплинах.
Тематический план курса «Риторика»
Наименование темы |
часы лекц. |
часы практ. |
1. Цели и задачи предмета «Риторика» |
1 |
|
2. Исторические этапы развития ораторского искусства |
3 |
|
3. Виды ораторской речи |
2 |
|
4. Выбор темы, определение целей, сбор материала, подготовка плана речи |
1 |
|
5. Подготовка вступления и заключения речи |
|
1 |
6. Характерные черты устной речи, основные правила выразительного слова |
|
2 |
7. Доказательство в устном выступлении |
2 |
|
8. Работа над главной частью. Методы изложения материала |
1 |
1 |
9. Риторические выразительные средства |
1 |
1 |
10. Смысловые модели в речи (топы) и риторические фигуры. |
|
2 |
11. Социально-психологические признаки аудитории |
1 |
|
12. Личность оратора и стиль его выступления |
1 |
|
13. Слушание как важнейшее средство общения |
2 |
|
14. Жесты в устном выступлении |
|
1 |
15. Наглядные и технические средства в речи |
|
1 |
16. Дискуссия и ее особенности |
1 |
1 |
17. Опровержение в устном выступлении |
|
1 |
18. Риторические методы аргументации |
1 |
1 |
19. Диспут: его подготовка и проведение |
1 |
2 |
20. Особенности ведения деловой беседы |
1 |
|
21. Постановка вопросов и техника ответов на них |
1 |
|
22. Принципы и правила ведения спора |
2 |
|
|
22 часа |
14 часов |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Цели и задачи курса «Риторика».
Значение публичной речи в жизни современного общества. Живое слово в профессиональной и общественной работе человека. Формы личного участия в публичных выступлениях. Необходимость формирования и развития ораторских знаний, умений и навыков - неотъемлемая часть профессионального мастерства любого специалиста.
Тема 2. Исторические этапы развития ораторского искусства.
Ораторское искусство в Древней Греции: Демосфен. «Риторика» Аристотеля. Ораторское искусство Древнего Рима: Цицерон как теоретик ораторского искусства. «Риторика» Квинтилиана. Ораторское искусство средних веков и эпохи Возрождения. Буржуазное ораторское искусство ХVIII - ХХ веков. Ораторское искусство Древней Руси. Красноречие в России. М. В Ломоносов и его книга «Краткое руководство к красноречию». Военное красноречие в России: А. В. Суворова М. И. Кутузов. Разработка красноречия в XIX веке. Русские писатели об ораторском искусстве. Теория и практика судебного красноречия в России второй половины XIX века: К.Ф.Кони, Ф.И. Плевако, П.С. Пороховщиков. Академическое красноречие в Россини: Т.Н. Грановский, В.О. Ключевский, И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев, Д.М. Менделеев, И.Л. Павлов. Революционное ораторское искусство в России. Развитие советского ораторского искусства. Современная теория и практика красноречия.
Тема 3. Виды ораторской речи.
Социально политическое красноречие: доклад, отчетный доклад, политическая речь, дипломатическая речь, военно-патриотическая речь, митинговая речь. Академическое красноречие: вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение и информация. Судебное красноречие: прокурорская или обвинительная речь, адвокатская или защитительная речь, общественно-защитительная речь, самозащитительная речь обвиняемого. Социально-бытовое красноречие: юбилейная или похвальная речь, застольная речь-тост, надгробное слово или поминальная речь. Богословское красноречие: проповедь.
Тема 4. Выбор темы, определение целей, сбор материала,
подготовка плана речи.
Выбор темы. Определение названия. Определение цели и замысла. Направленность цели на повышение квалификации и на изменение убеждений, мнений, ценностных ориентаций и установок аудитории. Информирование как способ сообщения с аудиторией. Убеждение и внушение. Общие и конкретные цели. Источники информации: общественно-политическая литература, справочники и энциклопедии, художественная литература, средства массовой информации, местный материал, личные контакты. Предварительный просмотр литературы, углубленное чтение. Ведение записей и комментариев. Комбинирование собранного материала и собственных идей. Группировка и перегруппировка материала: вступление, изложение главных положений, развитие темы и заключение. Ориентация плана на конкретную аудиторию. Четкая формулировка разделов и частей. Выделение основных вопросов. Логическая связь между разделами выступления.
Тема 5. Подготовка вступления и заключения речи.
Вступление как введение в тему, как средство установления контакта с аудиторией. Способы установления контакта с аудиторией: обращение, привлекающий внимание факт, апелляция к событию, времени, месту, апелляция к средствам массовой информации, постановка проблемного вопроса. Определение размера вступления. Функция заключительной части. Заключение и его виды. Краткое повторение основных положений или выводов выступления. Обобщение сказанного в речи. Постановка задач. Пожелания. Выражение перспектив. Призыв или лозунг. Соответствие концовки стилю речи.