ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 338
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тематический план курса «Риторика»
Тема 1. Цели и задачи курса «Риторика».
Тема 2. Исторические этапы развития ораторского искусства.
Тема 4. Выбор темы, определение целей, сбор материала,
Тема 5. Подготовка вступления и заключения речи.
Тема 6. Характерные черты устной речи. Основные правила выразительного слова.
Тема 7. Доказательство в устном выступлении.
Тема 8. Работа над главной частью. Методы изложения материала.
Тема 9. Риторические выразительные средства.
Тема 10. Смысловые модели в речи (топы) и риторические фигуры.
Тема 11. Социально-психологические признаки аудитории.
Для дополнительных и углубленных занятий
Ораторское искусство в древнем мире
Буржуазное ораторское искусство хvi-хх вв.
Российское ораторское искусство
Революционное красноречие в россии
Развитие советского ораторского искусства
Академическое красноречие в россии
Роды и виды ораторского искусства
1 Род: социально-политическое красноречие.
Сбор материалов и работа с ними
Смысловая модель "целое - части".
Смысловая модель "сопоставление"
Смысловая модель "причина и следствие"
Смысловая модель "обстоятельства"
Смысловые модели "пример" и "свидетельства"
Основные правила искусства выразительного слова
Практические рекомендации для проведения деловых бесед
Социально-психологические признаки аудитории
Личность оратора и стиль его выступления
Слушание как важнейшее средство общения
Стилистические особенности речи
Функционально-смысловые типы речи
Образность и выразительность языка
Личность оратора и стиль его выступления
Предназначение оратора - передать знание, убедить, оказать воспитательное воздействие. Компетентность оратора как безупречное знание тех проблем, которые он пропагандирует. Информированность оратора должна повышать информированность слушателей. Общие знания оратора должны сочетаться с тщательной подготовкой к каждому публичному выступлению. Импровизация в ораторской речи как умение быстро составить мысленный план речи по хорошо известному предмету и выбрать подходящую форму выражения.
Требования к оратору: умение подготовить речь, свободно держаться, владеть голосом, жестом, мимикой, реагировать на поведение аудитории, подчиняя ее своей воли.
Скованность, неуверенность, малейшая фальшь в поведении немедленно подмечаются слушателями, тем самым снижая эффект речи.
Современный оратор не поучает собравшихся, а скорее беседует с ними, делиться своими мыслями.
Оратор должен обладать сильной нервной системой, уравновешенностью процессов возбуждения и торможения. Типы темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.
Поиск оратором собственного стиля речи. Три стиля красноречия: строго рациональный и внешне спокойный, эмоционально насыщенный и темпераментный, средний или синтетический с лучшими чертами первого и второго стиля.
Слушание как важнейшее средство общения
Результаты обследования множества людей, включая специалистов, указывают на то, что достаточными навыками слушать обладают немногие. Прослушав десятиминутное сообщение, человек понимает и запоминает из сказанного всего лишь половину. Через два дня он забывает из того, что запомнил, еще половину. Таким образом, наша память может удержать всего лишь четверть того, что было сказано всего несколько дней назад. Поэтому необходимо овладевать специальными навыками активного слушания.
Обычно люди говорят со скоростью 120 слов в минуту, хотя мы можем воспринимать речь, произносимою со скоростью в три - четыре раза выше обычной, т.е. 400 слов в минуту.
Различают различные стили слушания. В них отражаются наша личность, характер, интересы, социальное положение, пол и возраст.
Слушание при деловой беседе можно разделить на два вида - нерефлексивное и рефлексивное. Нерефлексивное слушание - это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями, в зависимости от ситуации в процессе нерефлексивного слушания может быть выражено понимание, одобрение и поддержка. Рефлексивное слушание - это объективная обратная связь с говорящим, используемая в качестве контроля точности восприятия услышанного, понимания собеседника и создания благоприятных отношений. Рефлексивное слушание необходимо главным образом из-за ограничений и трудностей, возникающих в процессе общения. Это: 1) многозначность большинства слов; 2) «закодированность» значения большинства сообщений; 3) трудность открытого самовыражения. Виды рефлексивных ответов: выяснение, перефразирование, отражение чувств, резюмирование. Обычно эти виды ответов используются в комбинации.
Стилистические особенности речи
К стилистическим особенностям речи относятся: более короткие фразы, чередование коротких фраз и более длинных; прием присоединения: союзы «а», «и», «но», «однако»; частицы «разве, «хоть», «даже»; повторение одного из элементов первой части высказывания. Прием разделения: предлоги «что касается», относительно», «насчет». Повелительное наклонение с глаголами: «возьмем», «рассмотрим», «остановимся», «перейдем», представим» и др.; «можно предполагать», «естественно сделать вывод», «едва ли целесообразно», «давайте вместе подумаем» и др.
Использование местоимения «мы» с глаголом 1 лица множественного числа. Начальное «ну» как приглашение к восприятию последующего сообщения. Различные виды вопросов. Прием диалогизации речи. Восклицания. Повторы.
Изменение обычного порядка слов. Использование прямой или косвенной речи. Предварение как бы несогласия или возражения слушателей. Градация как повышение или понижение смысловой или эмоциональной значимости. Не допускать необоснованного отступления от норм литературного языка.
Функционально-смысловые типы речи
Ораторская речь по своему составу неоднородна. В процессе мышления человеку свойственно отражать различные объективно существующие связи между явлениями действительности, между объектами, событиями, отдельными суждениями. Это находит выражение в различных функционально-смысловых типах речи: описании, повествовании, рассуждении (размышлении). При этом в различных видах ораторской речи будет разное соотношение указанных типов, ибо в реальности все они смешиваются, взаимодействуют, и вычленение их весьма условно.
Повествование – это динамический тип речи, выражающий сообщение о развивающихся во временной последовательности действиях или состояниях и имеющий специфические языковые средства. Повествование передает сменяющиеся действия или состояния, развертывающиеся во времени. В повествовании оратор может говорить как участник событий; излагать события со слов третьего лица; моделировать событийный ряд, не указывая на источник информации. Динамика повествования создается благодаря использованию глаголов, которые могут выражать быструю смену событий, последовательность их развития.
Описание – это констатирующая речь, как правило, дающая статистическую картину, представление о характере, составе, структуре, свойствах, качествах объекта путем перечисления как существенных, так и несущественных его признаков в данный момент. Описания весьма разнообразны и по содержанию, и по форме. Они могут быть и образными, что сближает речь с описанием в художественной литературе. Описание может быть развернутым, подробным и сжатым, кратким; объективированным, например, описание опыта в академической речи, и субъективированным, в котором оратор выражает к объекту свое отношение, например, описание ситуации в политической речи. Центром описания являются существительные с предметным значением, которые рождают в сознании слушателей конкретный образ, вызывают целый ряд ассоциаций.
Рассуждение (или размышление) – это тип речи, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются определенные положения.
Рассуждение характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, которые образуют умозаключения или цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенных в логически последовательной форме. Этот тип речи имеет специфическую языковую структуру, зависящую от логической основы рассуждения или от смысла высказывания, и характеризуется причинно-следственными отношениями. Рассуждения позволяют вовлекать в процесс речи слушателей, что приводит к активизации их внимания, вызывая интерес к тому, о чем сообщается.
Можно выделить собственно рассуждение – цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенных в логически последовательной форме, его цель – выведение нового знания; доказательство, цель которого обоснование истинности или ложности высказанных положений; объяснение, цель которого – раскрытие, конкретизация изложенного содержания, установление достоверности суждений относительно какого-либо неясного дела.
Частным случаем рассуждения являются общие места – отвлеченные рассуждения, навеянные темой речи, не закрепленные за определенной ситуацией, которые усиливают аргументацию основного изложения, используются для эмоционального усиления доводов и положений. Эти рассуждения на общие темы, например, о благородстве и порядочности, справедливости и гуманности, об отношении к людям и т.д. Удачно выбранная общая мысль служит одним из основных элементов композиции и опорой для конкретного материала. Связь общих мест с конкретным материалом повышает содержательную направленность речи.
Образность и выразительность языка
Наряду с логичностью и правильностью, «душою красноречия» признается образность и выразительность. Создание образности языка способствует умелое использование изобразительно-выразительных средств языка: фразеологических единиц, пословиц, поговорок и афоризмов, разных видов тропов, синонимов, омонимов и антонимов.
Фразеологические единицы - это устойчивые сочетания слов, обозначающие одно понятие:
работать спустя рукава (небрежно, кое-как);
сидеть сложа руки (бездельничать), заморить червяка (слегка закусить);
набить руку (приобрести умение в какой-либо работе);
очертя голову (отчаянно, не раздумывая);
уйти в свою скорлупу (уединиться, избегать людей);
медвежья услуга (неуместная услуга);
первый блин комом (неудачное начало какого-то дела);
бить баклуши (бездельничать).
По степени слаженности фразеологические единицы делятся на 3 группы:
1. Фразеологические единицы, общее значение которых абсолютно не связано со значением отдельных слов, их составляющих:
он этом деле собаку съел,
у него денег куры не клюют,
он то и дело оглядывается назад;
2. Фразеологические единицы, в которых отдельные слова заключают в себе намек на общее значение сочетания:
семь пятниц на неделе,
стрелянный воробей,
мелют плавает,
кровь с молоком,
плясать под чужую дудку,
без ножа зарезать,
языком чесать,
из пальца высосать,
всплыть на поверхность,
класть зубы на полку.
3. Фразеологические единицы, в которых отдельные слова допускают синонимическую замену,
прийти в ярость, прийти в негодование, прийти в бешенство.
затронуть чувство чести, задеть чувство чести;
потупить взор, потупить взгляд, потупить глаза;
страх берет, ужас берет.
Объем русской фразеологии колоссален, и ее источники самые разнообразные:
народные образные выражения (опустить руки; не к селу, ни к городу)
профессиональные выражения (заложить фундамент, шито белыми нитями)
исторические факты (открывать Америку, пороха не выдумать)
библейские выражения (козел отпущения, не мечите бисера)
заглавия русских художественных произведений (человек в футляре, герой нашего времени)
цитаты из литературных произведений (порадеть родному человеку - слова Фамусова из «Горе от ума» Грибоедова; срывать цветы удовольствия - слова Хлестакова);
иноязычная фразеология (присутствие духа - фр, потерять голову - нем., хранитъ молчание - лат.