ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 321
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тематический план курса «Риторика»
Тема 1. Цели и задачи курса «Риторика».
Тема 2. Исторические этапы развития ораторского искусства.
Тема 4. Выбор темы, определение целей, сбор материала,
Тема 5. Подготовка вступления и заключения речи.
Тема 6. Характерные черты устной речи. Основные правила выразительного слова.
Тема 7. Доказательство в устном выступлении.
Тема 8. Работа над главной частью. Методы изложения материала.
Тема 9. Риторические выразительные средства.
Тема 10. Смысловые модели в речи (топы) и риторические фигуры.
Тема 11. Социально-психологические признаки аудитории.
Для дополнительных и углубленных занятий
Ораторское искусство в древнем мире
Буржуазное ораторское искусство хvi-хх вв.
Российское ораторское искусство
Революционное красноречие в россии
Развитие советского ораторского искусства
Академическое красноречие в россии
Роды и виды ораторского искусства
1 Род: социально-политическое красноречие.
Сбор материалов и работа с ними
Смысловая модель "целое - части".
Смысловая модель "сопоставление"
Смысловая модель "причина и следствие"
Смысловая модель "обстоятельства"
Смысловые модели "пример" и "свидетельства"
Основные правила искусства выразительного слова
Практические рекомендации для проведения деловых бесед
Социально-психологические признаки аудитории
Личность оратора и стиль его выступления
Слушание как важнейшее средство общения
Стилистические особенности речи
Функционально-смысловые типы речи
Образность и выразительность языка
К фразеологическим единицам близки пословицы, поговорки и афоризмы.
Пословица - это краткое изречение народной мудрости, это образный вывод из наблюдений над действительностью, который может быть применим к различным случаям жизни. Со стороны формы пословица представляет собой законченное предложение:
любишь кататься - люби и саночки возить,
лишнее говорить - себе вредить,
краткость - сестра таланта,
большому кораблю - большое плавание,
куй железо, пока горячо,
не спеши языком, спеши делом,
с кем поведешься, от того и наберешься.
Поговорка - это образное, меткое выражение, оборот речи. Если пословица - законченное предложение, то поговорка - лишь часть предложения.
не в бровь, а в глаз,
чужими руками жар загребать,
с больной головы на здоровую,
лицом в грязь не ударить,
заговаривать зубы,
пыль пускать в глаза,
влюбиться по уши,
поставить точку над и,
хлопать ушами,
как об стенку горох,
искры из глаз посыпались,
курить фимиан.
Афоризм - это краткое изречение, выраженное в сжатой форме, результат наблюдения жизненных явлений. Если пословицы и поговорки результат устного народного творчества, то афоризм принадлежит автору. Афоризмы еще называют крылатыми словами.
М. Лермонтов:
-без руля и без ветрил;
А. Пушкин:
-Тяжела ты, шапка Мономаха,
-да здравствует солнце, да скроется тьма,
-любви все возрасты покорны,
-мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь.
А. Грибоедов:
-подписано и с плеч долой,
-а судьи кто?
-карету мне, карету,
-свежо предание, а верится с трудом.
М. Горький:
-буря! скоро грянет буря,
-рожденный ползать - летать не может.
-человек - это звучит гордо,
-если враг не сдается, его уничтожают.
В. Маяковский:
-в этой жизни помереть не трудно - сделать жизнь значительно трудней.
Вторая разновидность образно-выразительных средств связана с употреблением слов в переносном значении. Эти слова называются тропы. Различают следующие тропы:
Сравнение - это сближение двух явлений с целью пояснения одного другим при помощи его вторичных признаков.
Со сравнительным словом сравнение связывается:
а) при помощи сравнительных слов как, точно, будто, словно:
-глаза, как звезды;
-он точно сумасшедший;
б) при помощи союза что:
-маленький умок, что весенний ледок;
в) при помощи слов точь-в-точь:
- «В чертах у Ольги жизни нет, точь-в-точь в Вандиковой мадонне» (А.Пушкин)
г) в форме творительного падежа:
- «Время (дело известное) летит иногда - птицей, иногда ползет червяком» (Тургенев «Отцы и дети»).
Некоторые сравнения в форме творительного падежа онаречились и стали вместе с глаголом фразеологическими единицами: виться вьюном, мчаться стрелой, стоять столбом, ходить ходуном, скатиться кубарем, держаться молодцом, выть волком.
д) В форме сравнительной степени прилагательного с родительным падежом существительного:
- «Ах! Злые языки страшнее пистолета» (А. Грибоедов)
- расставанье хуже смерти.
Метафора - это перенос названия с одного предмета на другой на основе некоторого их сходства: подошва горы, закат жизни, лес штыков, играть на нервах, горит восток, бросить упрек, ураганный огонь, стрелять глазами.
Метафору можно было бы определить как сжатое сравнением, где слова: как, точно, словно, будто и т.д. опускаются, и непосредственно ставится название предмета, с которыми сравнивается: обратите внимание, словосочетание - «у него сердце как камень» - это сравнение; а «у него сердце-камень» - метафора. Пример метафоры: «Пчела из кельи восковой летит за данью полевой» (Пушкин).
Особой разновидностью метафоры является олицетворение. Сущность его заключается в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства и признаки одушевленных предметов: гудок зовет, станок поет, говор волн, «ночью ветер злится да стучит в окно» (Пушкин).
Эпитет - это определение, добавляемое к названию предмета для большей образности: деревянное лицо, блестящие способности, веселое время, стальные мускулы. От эпитета следует отличать простое определение, которое не выражает отношения или чувства автора к описываемому предмету или явлению. Например, в выражении «золотые часы» (часы сделаны из золота) слово «золото» является простым грамматическим определением. Но то же слово в выражениях «золотые руки, золотой характер, золотая пора, золотая душа» выступает в качестве эпитета.
Гипербола - это художественный прием, состоящий в чрезмерном преувеличение для более сильного впечатления: редкая птица долетит до середины Днепра (Гоголь), тысячи раз говорил, целую вечность вас ожидаю, до города рукой подать.
Литота - художественный прием, обратный гиперболе, т.е. художественное преуменьшение. Так, когда Некрасов говорит о малютке-мужчине, что он «сам с ноготок», мы представляем себе мальчика. В разговорной речи: ниже травы - тише воды, так мелко, что курица вброд перейдет.
Следующей категорией образно - выразительных средств является синонимы, омонимы и антонимы.
Синонимы - это слова, различные по звучанию, но обозначающие близкое понятие: скорбный - печальный, будущее - грядущее. Однако, обозначая одно и то же, синонимы, как правило, не являются словами абсолютно тождественными. Синонимы почти всегда различаются между собой:
1) количественно - качественными показателями: дождь - ливень, сумрак - мрак, много - уйма, надо - необходимо;
-большой - крупный - огромный - непомерный - великий - грандиозный- колоссальный - гигантский - титанический - исполинский;
-умный - мудрый - талантливый - гениальный;
2) обозначением неодинакового отношения говорящего к одному и тому же предмету: спать - дрыхнуть - почивать; женщина - дама - баба;
3) или принадлежностью к определенному жанру или контексту речи: знамя - флаг, лошадиный - конный, женский - дамский, месяц - луна. Как исключение встречаются и такие синонимы, которые друг от друга не отличаются в настоящее время совершенно. Эти синонимы называются дуплетами: языкознание - лингвистика, промышленный - индустриальный, правописание - орфография.
Русский язык богат синонимикой. Она дает возможность выражать самые тонкие оттенки мысли, разнообразить речь. Пример, где Гоголь при помощи синонимов избегает повторений при обозначении процесса речи (отрывок из романа «Мертвые души»): «О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддерживать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил о лошадином заводе, говорили ли о хороших собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведенного казенною палатою, он показывал, что ему небезызвестны и судейские проделки; было ли рассуждение о бильярдной игре, и в бильярдной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели - и о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах; о выделке горячего вина - и о горячем вине знал он толк; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках - и о них судил так, как будто бы он сам был и чиновником, и надсмотрщиком".
Омонимы - это слова, одинаковые по звучанию, но имеющие разное значение:
коса - 1) орудие косьбы, 2) волосы, сплетенные в одну прядь, З) полуостров в виде узкой полосы земли, отмели. В нашей речи мы должны предвидеть опасность омонимов. В устной речи они могут быть двусмысленными:
- он принес женин (жены) платок - он принес Женин (Жени) платок;
- надо отвести детей домой - надо отвезти детей домой. Поэтому понятно, что выражение, удачное в письменном виде, может быть неудачным в устной речи и наоборот. Так предложение «Он же ребенок», удачно в письменном виде, но является нежелательным в устной форме: сочетание «же ребенок», невольно вызывает представление о жеребенке.
Давая повод к неверному пониманию, омонимы в то же время являются источником каламбуров - разнообразной игры слов, шутливых, недоразумений. Сущность каламбуров сводится в основном к тому, что омонимы употребляются как раз в таком контексте, где могут быть понятны двояко. Широко использовал каламбуры, например, поэт Д. Д. Минаев. В особой форме в своей эпиграмме на царских интендантов Минаев, используя каламбуры, не только создает шутливо - иронический тон, но и разоблачает и едко бичует нечестные проделки царских чиновников: «Имея многие таланты, к несчастью наши интенданты преподозрительный народ. Иной, заслышав слово «ворон», решает, что сказали «вор он» и на его, конечно, счет.»
Антонимы - слова с противоположным значением: широкий - узкий, легкий - тяжелый , далеко - близко, свет - тьма, друг - враг. Антонимы служат для выражения контраста (антитезы), который является исключительно ярким средством изображения и характеристики лиц, предметов, событий посредством их сопоставления с противоположными лицами, предметами, событиями.
А. Пушкин: Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой.
В. Маяковский: Белый ест ананас спелый, черный - гнилью моченый, белую работу делает белый, черную работу - черный.
Наглядные и технические средства и их использование в речи
Эти средства способны в значительной мере повысить эффективность устного выступления, подключая к речи мощную звукозрительную информацию.
К наглядным средствам относятся: графические средства (плакаты, таблицы, диаграммы, схемы, в том числе изображения на классной доске); географические карты и реальные предметы.
Технические средства включают средства массовой информации (кинофильмы, радиопередачи, телепередачи), диапозитивы, диафильмы, грампластинки, фонозаписи, видеозаписи и соответствующую проекционную и звукотехническую аппаратуру, компьютерную технику.
Наглядные средства должны быть по устройству просты, понятны, видны аудитории. Статистическим таблицам лучше придавать доступную форму диаграмм: столбиковых, линейных, секторных, иллюстрированных или фигурных. Все наглядные и особенно технические средства готовят и проверяют до начала выступления. Следует заранее добиться наилучшей видимости на экране, развесить схемы и иллюстрации, записать цифровые данные на доске и т.д. Во время демонстрации наглядных материалов нельзя терять зрительный контакт с аудиторией, поворачиваться спиной, обращаться к схемам и т.д. Наглядные материалы следует убрать, как только в них отпала необходимость, иначе они будут отвлекать внимание от последующего изложения.
Жесты в устном выступлении
Жесты как средство передачи мысли являются одним из важных инструментов человеческого общения. С помощью жеста можно показать размеры предмета, указать на какие-либо предметы, подчеркнуть важность сказанного предложения. Жесты используются при описании, помогая, например, изобразить форму и размеры предметов, направление движения. Они выражают чувства и эмоции человека - радость, изумление, горе и т.д. Различают жесты указательные, приветственные, религиозные, символические. Хотя большинство жестов имеют интернациональное значение, например, большинство жестов угрозы, имеются и существенные различия в смысловом наполнении одних и тех же в разных странах. Очень велики национальные различия в частоте и интенсивности жестов. В то же время жест - явление сугубо индивидуальное, самобытное. Он неразрывно связан с движением мыслей и чувств. Интенсивность жеста зависит от темперамента и во многом определяет особенности индивидуального стиля оратора.