ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 326
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тематический план курса «Риторика»
Тема 1. Цели и задачи курса «Риторика».
Тема 2. Исторические этапы развития ораторского искусства.
Тема 4. Выбор темы, определение целей, сбор материала,
Тема 5. Подготовка вступления и заключения речи.
Тема 6. Характерные черты устной речи. Основные правила выразительного слова.
Тема 7. Доказательство в устном выступлении.
Тема 8. Работа над главной частью. Методы изложения материала.
Тема 9. Риторические выразительные средства.
Тема 10. Смысловые модели в речи (топы) и риторические фигуры.
Тема 11. Социально-психологические признаки аудитории.
Для дополнительных и углубленных занятий
Ораторское искусство в древнем мире
Буржуазное ораторское искусство хvi-хх вв.
Российское ораторское искусство
Революционное красноречие в россии
Развитие советского ораторского искусства
Академическое красноречие в россии
Роды и виды ораторского искусства
1 Род: социально-политическое красноречие.
Сбор материалов и работа с ними
Смысловая модель "целое - части".
Смысловая модель "сопоставление"
Смысловая модель "причина и следствие"
Смысловая модель "обстоятельства"
Смысловые модели "пример" и "свидетельства"
Основные правила искусства выразительного слова
Практические рекомендации для проведения деловых бесед
Социально-психологические признаки аудитории
Личность оратора и стиль его выступления
Слушание как важнейшее средство общения
Стилистические особенности речи
Функционально-смысловые типы речи
Образность и выразительность языка
АНЕКДОТ - короткий юмористический или сатирический рассказ злободневного содержания, бытующий, как правило, в устной форме; в публичной речи анекдот нередко используется как композиционно-стилистический прием в целях оживления речи, характеристики явления, для поддерживания внимания, для заполнения психологической паузы и т.д.
АНТИТЕЗА - намеренное сопоставление противоположных понятий, фактов, образов, идей: «Кошке радость, а мышке слезы».
АНТОНИМЫ - слова с противоположным значением: молодой - старый, свобода-рабство, сила - слабость, начать - кончить.
АПОСТРОФА - обращение к отсутствующему человеку или к неодушевленному предмету: «Где вы, друзья моей юности!»
АРГУМЕНТЫ В ЛЕКЦИИ - психологические, логические и фактические доводы (идеи, призывы, примеры, факты и т. д.), используемые лектором для убеждения слушателей и способы применения этих доводов.
АРХАИЗМЫ - слова и речевые обороты, вышедшие из употребления, устаревшие и перешедшие в разряд пассивной лексики: паче чаяния - «сверх ожидания», аэроплан «самолет», брада - «борода», обязательный - «готовый оказать содействие».
АРХИТЕКТОНИКА- то же, что и построение, композиция.
АССОЦИАЦИЯ - связь между представлениями, которые отражают предметы или явления, имеющие какие-либо общие (часто несущественные) признаки, чем и обусловлено то, что одно представление вызывает в сознании другое.
АФОРИЗМ - глубокая обобщающая мысль, облаченная в лаконичную языковую форму: «Не государство - где властвует один» (Софокл.). «Знание-сила» (Бэкон Ф.)
БЛАГОЗВУЧИЕ РЕЧИ - качество звучащей речи, заключающееся в ее плавности, мелодичности, интонационной выразительности, достаточной громкости, в отсутствии в ней режущих слух звукосочетаний, слов-паразитов, вставных звуков (м-м-м, э-э-э и т.п.), искажения орфоэпических норм .
БЫТОВАЯ ЛЕКСИКА - слова, обозначающие реалии (предметы, явления, события) повседневного быта: забежать - «зайти на короткое время», шлепанцы - «тапки», мой «муж», стирка и т.д.
ВВОДНЫЕ СЛОВА И КОНСТРУКЦИИ - слова и речевые обороты, не имеющие непосредственных синтаксических связей с высказыванием и указывающие на отношение говорящего к речи (разумеется, конечно, к сожалению), на порядок следования аргументов, отдельных фраз, тех или иных фрагментов звучащего текста речи (например, таким образом, итак, во-первых и др.).
ВОПРОСНО-ОТВЕТНЫЙ ХОД - композиционно-стилистический прием изложения, заключающийся в имитировании диалога, в изложении материала в виде вопросов (разного типа и назначения) и ответа на них, даваемые самим лектором.
ВОПРОСЫ СЛУШАТЕЛЕЙ - наиболее прямой путь к выяснению того, что не усвоено слушателями, понято ими недостаточно глубоко или правильно, вызывает дальнейший интерес; одна из форм прямого контактирования лектора с аудиторией, особо настоятельно требующая от оратора знаний, самообладания и такта.
ВУЛЬГАРИЗМЫ - неправильные (по грамматической форме), а также грубые, нелитературные слова и обороты речи: хотит - «хочет», об этим -«об этом», тудой-«туда» и т.п.
ВЫВОДЫ - формулируемые в конце лекции (а также в конце разделов лекции) положения, содержащие итог изложенного оратором, суммарную оценку явлений, о которых шла речь.
ВЫРАЗИТЕЛЬНО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА - заложенные в языке возможности создания в речи словесной наглядности, чувственно-предметных картин, достижение эмоциональности ее. К выразительно-изобразительным средствам языка относятся тропы, речения (пословицы, поговорки, крылатые слова и т. д.), композиционно-стилистические приемы и др.
ГИПЕРБОЛА - вид тропов, состоящий в преувеличении качеств, свойств количества предметов и явлений: бездонная пропасть, ждать целую вечность.
ГРАДАЦИЯ - речевой оборот, построенный из однородных членов с последовательно нарастающей выразительностью, с последовательным усилением смысловой значимости слов.
ДИАЛЕКТИЗМЫ - слова, формы слов и обороты речи, свойственные тому или иному народному говору (диалекту) - баз - «двор для скота», шибко - «очень», гуторить - «говорить» и т.д.
ДИАЛОГ - разговор между двумя или несколькими лицами. В процессе лекции диалог может быть ясным, открытым (ответ на вопросы слушателей, беседа с ними) и скрытым (предвосхищение возможных вопросов, возражений, замечаний со стороны слушателей и ответы, разъясняемые лектором).
ДИАЛОГИЗАЦИЯ - композиционно-стилистический прием в лекторской речи, состоящий во введении в монологическую речь элементов диалога (вопросов, прямой речи, диалогических цитат и т. д.)
ДОСТУПНОСТЬ РЕЧИ - качество публичного выступления, заключающееся в том, что оратор отбирает факты, аргументы, речевые средства с максимальным учетом возможностей восприятия речи в конкретной аудитории, т. е. с учетом жизненного опыта, образованности, профессии, возраста, кругозора и интереса слушателей.
ДОХОДЧИВОСТЬ РЕЧИ - качество публичного выступления, отражающее способность оратора говорить популярно, т.е. находить тот путь изложения (примеры, доказательства, формулировки, языковые средства), который делает речь ясной, понятной, несмотря на сложность темы.
ЖАНРЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА, ИЛИ ЖАНРЫ КРАСНОРЕЧИЯ-разновидности устных, публичных выступлений. Все многообразие жанров может быть упорядочено в виде родо-видовой классификации. Различают следующие основные роды красноречия: социально-политическое, академическое - научное, учебное, социально-бытовое, лекционно-пропагандистское (массовые публичные лекции), судебное, военное, торговое, церковно-богословское (гомилетика), а также красноречие диалогическое. Каждый род включает несколько видов и подвидов ораторского искусства.
ЖАРГОННО-АРГОТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА - слова и обороты речи, характерные для языка той или иной относительно обособленной социальной группы, выделяемой по возрастному (молодежный жаргон), профессиональному (артистический, спортивный жаргоны), или иному социальному признаку (некогда существовавшие «языки» бродячих торговцев, воровское арго и т.д.: кореш- «товарищ», завязать - «рещительно покончить с чем-либо», молоток -«хороший» о человеке) и т.п.
ЖЕСТЫ - более или менее разграничиваемые и отчетливо воспринимаемые свойства общей моторики (движений) человека. связанные с речью и общением (коммуникацией) между людьми в целом. Основные вилы моторики - мимика (движения мышц лица), пантомимика - (движения всего тела) и жестикуляция (движения рук - жесты в узком смысле слова).
ЗАДЕРЖАНИЕ ИЛИ РАТАРДАЦИЯ - речевой оборот, композиционный стилистический прием, состоящий в намеренном, заранее рассчитанном затягивании изложения, в отвлечении внимания от предмета речи с целью усилить интерес слушателей к нему.
ЗАКОН КРАЯ - выведенная из практики и экспериментально подтвержденная психологами закономерность, сущность которой применительно к публичному выступлению состоит в том, что слушатели лучше запоминают начальные и заключительные фразы, фрагменты речи. Закон края - одно из правил композиции выступления, требующее особенно ясно излагать тему, проблематику и задачи лекции (начальный фрагмент), а также четко формулировать частные и общие выводы, заключительные фрагменты выступления.
ЗАЧИН ЛЕКЦИИ - композиционный ораторский прием; начальный фрагмент речи, основное значение которого - привлечение внимания аудитории, быстрое установление контакта со слушателями.
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ОБЪЕМА ЗНАНИЙ - один из показателей культуры мышления лектора, его умение рационально выбирать и усваивать лишь нужные сведения, последовательно и углубленно разрабатывать и раскрывать в лекции определенную тему. Самоограничение лектора в отборе информации есть разрешение диалектического противоречия между объемом знаний, накопленных человечеством и возможностями отдельного человека. Один из эффективных путей разрешения этого противоречия в лекционной пропаганде - специализация лекторов.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ - композиционно-стилистический прием в лекторской речи, заключающийся в использовании разнообразных примеров для пояснения сказанного; иллюстрация может быть словесной и предметной.
ИМПРОВИЗАЦИЯ - умение оратора выступать без видимой подготовки, без предварительной разработки темы, опираясь на ранее накопленные знания и навыки контактирования с аудиторией.
ИНОЯЗЬ1ЧНАЯ ЛЕКСИКА - слова, заимствованные из других языков и вошедшие в словарный запас данного языка: армия, биология, бордо, оратор, санкционировать.
ИНТЕНСИВНОСТЬ РЕЧИ - сила произнесения звуков, слов, речевых оборотов, зависящая от условий выступлений, от помещения (в комнате, зале, на площади) и связанная с особенностями речевого дыхания.
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА - слова, входящие в словарный запас ряда языков и обозначающие, как правило, важные общечеловеческие понятия: революция, совет, прогресс, организация.
ИНТОНАЦИЯ - ритмо-мелодические свойства устной речи, выполняющие смысловые, синтаксические и эмоционально-экспрессивные функции. Интонация включает ряд элементов: мелодику, темп, ритм, интенсивность речи, тембр голоса, а также фразовое, логическое, эмфатическое ударение.
ИНФОРМАТИВНОСТЬ РЕЧИ - насыщенность содержания выступления речи новыми фактами, актуальными проблемами, глубокими и объективными оценками явлений, рассматриваемых в связи с решаемыми обществом насущными, социально-значимыми задачами.
ИНФОРМАЦИЯ - композиционно-стилистический прием в лекторской речи, заключающийся в сообщении о событиях и фактах, о положении дел в какой-либо области обычно без детального комментирования или анализа.
ИРОНИЯ - иносказание, содержащее в себе осмеяние, отрицательную оценку предмета речи или каких-либо отдельных его качеств: отрицание под видом утверждения.
КАНАЛЫ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ - основные пути, по которым к слушателям поступает информация через звучащую речь. Различают два основных канала речевого воздействия: лингвистический и паралингвистический.
КАНЦЕЛЯРИЗМЫ - слова и речевые обороты, взятые, как правило, из канцелярско-делового стиля и перенесенные в речь иных стилистических характеристик. Канцеляризмы в устной речи лишены яркости, индивидуальности, образности, они придают ей сухость и шаблонность: оказать помощь (вместо более уместного в публичной речи - помочь), в осенний период времени (вместо - осенью) и т. п.
КОММЕНТАРИЙ - композиционно - стилистический прием в лекторской речи, состоящий в разъяснении, истолковании, интерпретации событий и явлений.
КОМПОЗИЦИОННО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ - разновидности монологического изложения (информация, описание, характеристика, воспоминание, комментарий, иллюстрация, диалогизация и др.), отличающиеся методическим предназначением, манерой речи, аргументацией, стилистическими средствами и связанные с характером материала и целью выступления. В публичной лекции композиционно-стилистические приемы нередко чередуются, дополняя и обогащая друг друга и создавая общий колорит речи.
КОМПОЗИЦИЯ ЛЕКЦИИ - реально-речевая структура выступления, в которой отражается соотношение частей лекции по их целевому назначению (зачин, вступление, основная часть и др.), по стилистическими особенностями (повествование, информация, комментарий и т. д.), по объему - вступление, главная часть, заключение; по соотношению теории и фактов, рационального и эмоционального.
КОНКРЕТИЗАЦИЯ - композиционно-стилистический прием. позволяющий оратору развить, детализировать, углубить, связать с практикой ранее высказанные общие положения.
КОНТЕКСТ - связный текст (или фрагмент текста, относительно законченный в смысловом отношении), позволяющий определить конкретный смысл входящих в него элементов - слов и предложений.
КОНКРЕТНОСТЬ РЕЧИ - качество публичного выступления, отражающее способность оратора рассматривать точные, определенные факты и явления и давать им научные и политические оценки, обращаться к слушателям с конкретными, реальными, дельными рекомендациями.
КОНТАКТ СО СЛУШАТЕЛЯМИ - отношения между лектором и аудиторией, складывающиеся во время выступления под влиянием объективных и субъективных факторов (темы лекции, времени выступления, знаний, методического мастерства оратора, его эрудиции, авторитета и т. д.) выражающегося в степени интереса и внимания слушателей к звучащему слову.
КОНЦОВКА ЛЕКЦИИ - композиционный ораторский прием; заключительный фрагмент речи, позволяющий «закруглить» ее, придать композиционную завершенность, текстовую законченность.
КРАСНОРЕЧИЕ - 1) ораторское искусство: судебное красноречие, дипломатическое красноречие, лекционно-пропагандистское красноречие, диалогическое красноречие; 2) дар речи, речевая искусность, ораторский талант.
КРЫЛАТЫЕ СЛОВА - устойчивые обороты речи, имеющие, как правило, книжное происхождение и отличающиеся меткостью, образностью, выразительностью, лаконизмом: «Свежо предание, да вериться с трудом».