ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 335
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тематический план курса «Риторика»
Тема 1. Цели и задачи курса «Риторика».
Тема 2. Исторические этапы развития ораторского искусства.
Тема 4. Выбор темы, определение целей, сбор материала,
Тема 5. Подготовка вступления и заключения речи.
Тема 6. Характерные черты устной речи. Основные правила выразительного слова.
Тема 7. Доказательство в устном выступлении.
Тема 8. Работа над главной частью. Методы изложения материала.
Тема 9. Риторические выразительные средства.
Тема 10. Смысловые модели в речи (топы) и риторические фигуры.
Тема 11. Социально-психологические признаки аудитории.
Для дополнительных и углубленных занятий
Ораторское искусство в древнем мире
Буржуазное ораторское искусство хvi-хх вв.
Российское ораторское искусство
Революционное красноречие в россии
Развитие советского ораторского искусства
Академическое красноречие в россии
Роды и виды ораторского искусства
1 Род: социально-политическое красноречие.
Сбор материалов и работа с ними
Смысловая модель "целое - части".
Смысловая модель "сопоставление"
Смысловая модель "причина и следствие"
Смысловая модель "обстоятельства"
Смысловые модели "пример" и "свидетельства"
Основные правила искусства выразительного слова
Практические рекомендации для проведения деловых бесед
Социально-психологические признаки аудитории
Личность оратора и стиль его выступления
Слушание как важнейшее средство общения
Стилистические особенности речи
Функционально-смысловые типы речи
Образность и выразительность языка
неаргументированность отдельных положений;
отсутствие смысловой связи между предложениями и их частями;
неверная логическая связь между ними;
ненужное противопоставление суждений и другие.
Работа над главной частью
Уже в Древнем мире в правилах риторики ставилась задача: узнать и понять, как возникает и как организуется само содержание речи (то, что мы говорим), - и как это содержание, этот смысл получает словесное выражение.
В античном риторическом каноне Аристотеля представлены пять этапов на пути от мысли к слову:
1.Инвенция - "нахождение", "изобретение" что сказать.
2. Диспозиция - расположить изобретенное.
3. Элокуция - словесное оформление, украшение словами.
4. Запоминание - учение наизусть, репетиция.
5. Произнесение - не только произнести, но и разыграть речь с использованием жестов, мимики, голосовых данных оратора.
1. ИНВЕНЦИЯ (Изобретение).
Тему речи нужно разработать, т.е. подразделить на ряд подтем, которые в совокупности и составят тему. Допустим, нам нужно говорить о храбрости. Сначала полагается дать определение этого понятия (ответить на вопрос, что такое храбрость), затем доказать справедливость этого определения, выделить разновидности храбрости, сравнить их, чтобы оценить, далее показать, как избегнуть плохих разновидностей и как получить и развить хорошие и т.д. Таким образом, инвенция - испытанная веками традиция развития мысли о каждом данном предмете, культура мысли.
2. ДИСПОЗИЦИЯ (Расположение).
Античный риторический канон предлагает шесть важнейших "частей речи", определяющих ее линейную структуру:
1. Введение. 2. Предложение, или теорема. 3. Повествование. 4. Подтверждение.
5. Опровержение. 6.Заключение.
Современное построение речи может заметно отличаться от классической традиции; однако основные этапы - введение, развитие темы и заключение - остаются и до сих пор неизменными в качестве главных " частей" речевого произведения.
3. ЭЛОКУЦИЯ. (Выражение)
Здесь важен отбор слов и их сочетаний. Здесь осуществляется и выбор ритма, общей структуры фразы, выбор тропов и фигур речи, специальных риторических приемов, вызывающих и эстетическое наслаждение у слушателей.
Главная часть выступления не только пространственная, но и самая ответственная. Именно здесь логика изложения становится той силой, которая ведет за собой мысль аудитории. Это достигается предельной четкостью логического построения; речь развивается в виде цепочки тезисов и следствий, одно положение вытекает из другого.
Переход от предыдущей части выступления к последующей должен обеспечить переключение внимания аудитории. Устойчивости внимания способствует и определенная «занимательность» в изложении, когда аудитория постоянно как бы задается вопросами: «А что дальше?», «Почему?», «Как?» и др. Последующие слова дают ответ на эти вопросы, активно воспринимаются слушателями.
В зависимости от содержания выступления, состава аудитории и обстановки, рекомендуются различные методы логической организации материала. Они могут распространяться как на все выступление, так и на изложение отдельных его частей. Наиболее часто встречающимися в речи являются методы дедукции, индукции, аналогии.
ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД - Движение мысли от общего к частному. К этому способу мы прибегаем тогда, когда хотим рассмотреть какое-то явление на основании уже известного нам положения или закона и сделать необходимые выводы. Например: Любой народ имеет право на существование. Следовательно, безнравственно разжигание национальной розни.
ИНДУКТИВНЫЙ МЕТОД - Движение мысли от частного к общему. Или движение от знания единичных или частных фактов к знанию общего правила, к обобщению. Пример: Исходя из того, что отдельные радиоактивные элементы: радий, уран, полоний и другие являются источниками энергии, можно сделать обобщающее заключение о том, что все радиоактивные элементы являются источником энергии.
Мы исходим из того, что каждый предмет обладает как индивидуальными, присущими только ему признаками, так и признаками, повторяющимися в других предметах, т. е. каждый предмет представляет собой единство отдельного и общего. Знания о признаках отдельных предметов дает нам право предполагать о наличии таких же признаков у всех предметов данного класса, особенно если выделенный признак является существенным.
АНАЛОГИЯ. Если два явления сходны в одном и более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других отношениях. Изложение по методу аналогии не следует смешивать с простым сравнением. Хотя цель у них общая - наглядно представить то или иное положение в речи. Если сравнение строится на сходстве каких-либо предметов, то аналогия выступает как своеобразная модель какого-то явления, не имея непосредственной связи с ними. Например: Надо помнить, что экономическая система не есть что-то застывшее. Тут, как на велосипеде, чем сильнее крутишь педали, тем быстрее едешь. Остановился - упал.
Многие научные открытия были сделаны с помощью аналогии. Природа звука устанавливалась по аналогии с морской волной, природа электричества - по аналогии с теплотой.
МЕТОД КОНТРАСТА в изложении речи. Он используется для показа принципиального, качественного различия в том или ином варианте решения проблемы.
КОНЦЕНТРИЧЕСКИЙ МЕТОД. Здесь изложение строится вокруг единого центра, которым является поставленная проблема.
СТУПЕНЧАТЫЙ МЕТОД. Последовательное изложение проблематики, когда оратор как бы шаг за шагом переходит от одной ступени темы к другой.
ИСТОРИЧЕСКИЙ (хронологический) МЕТОД. Наиболее удобен и естественен в выступлениях на историческую или биографическую тематику.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ МЕТОД. Помогает передать факты, события наглядно в их динамике и взаимодействии. Например, характеризуя положение той или иной страны, целесообразно предложить аудитории как бы совершить мысленную поездку по этой стране.
МЕТОД АЛЬТЕРНАТИВЫ. Рассмотрение нескольких способов решения проблемы. Выбор наиболее или единственно приемлемого.
СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ В РЕЧИ (ТОПЫ).
СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ "ОПРЕДЕЛЕНИЕ".
В учебниках по риторике рекомендовали начинать речь, посвященную "простой идее" - конкретному предмету или человеческому свойству, - именно с определения его. Определение традиционно служит отправной точкой речи- описания.
предмет речи: |
начало речи: |
ДУБ
ЛЕТО СОСТРАДА-ТЕЛЬНЫЙ |
Дуб – самое красивое лесное дерево нашего климата. Лето - самое благословенное время года. Сострадательный владеет чувствительным, отзывчивым сердцем, которое принимает теплое участие как в радостях, так и в невзгодах ближнего.
|
Здесь четко показывается структура топа: определить предмет речи - значит назвать общий род (дуб - дерево и т.д.) и видовое, специфическое его отличие от других предметов того же рода (признак, признаки): (дуб - самое красивое лесное дерево нашего климата и т.д.).
Часто встречаются и определения-метафоры, определения образные, построенные на сходстве предметов ("Жизнь есть сон" - название пьесы испанского драматурга 17 в. Кальдерона); определения-метонимии, построенные на смежности предметов ("Что такое осень? Это небо, плачущее небо под ногами". -Ю.Шевчук).
Прекрасные примеры творческих, хороших, подлинно риторических определений можно найти в сборниках афоризмов, крылатых слов, в художественных текстах.
Такие определения отличаются следующим: 1) они всегда содержат элемент неожиданности, смысловой игры, нередко парадоксальны; 2) они часто образны (метафоричны); 3) они подаются говорящим уверенно, подчеркнуто смело.
Искусство острого слова, афоризма, как и искусство беседы вообще, во многом зависит от умения давать четкие и риторически совершенные определения, отражающие в краткой и законченной форме проницательную мысль.
Искусством парадокса, принимающего нередко форму определения, прославились знаменитые европейские острословы. Таким был английский писатель Оскар Уайльд. Его лорд Генри ("Портрет Дориана Грея") говорит: Я обожаю простые удовольствия, они - последнее прибежище для сложных натур.
А вот фрагмент из книги французского писателя Андре Моруа. Этот текст как целое организован образом (метафорой), данной в форме определения: "Разговор - это здание, возводимое сообща. Выстраивая фразы, собеседники не должны терять из виду общую конфигурацию здания; так опытный каменщик ведет свою кладку. Умам, склонным к придирчивой методичности, лучше держаться от строительства в стороне, если они не в состоянии украсить фасад парадоксом".