ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 344
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тематический план курса «Риторика»
Тема 1. Цели и задачи курса «Риторика».
Тема 2. Исторические этапы развития ораторского искусства.
Тема 4. Выбор темы, определение целей, сбор материала,
Тема 5. Подготовка вступления и заключения речи.
Тема 6. Характерные черты устной речи. Основные правила выразительного слова.
Тема 7. Доказательство в устном выступлении.
Тема 8. Работа над главной частью. Методы изложения материала.
Тема 9. Риторические выразительные средства.
Тема 10. Смысловые модели в речи (топы) и риторические фигуры.
Тема 11. Социально-психологические признаки аудитории.
Для дополнительных и углубленных занятий
Ораторское искусство в древнем мире
Буржуазное ораторское искусство хvi-хх вв.
Российское ораторское искусство
Революционное красноречие в россии
Развитие советского ораторского искусства
Академическое красноречие в россии
Роды и виды ораторского искусства
1 Род: социально-политическое красноречие.
Сбор материалов и работа с ними
Смысловая модель "целое - части".
Смысловая модель "сопоставление"
Смысловая модель "причина и следствие"
Смысловая модель "обстоятельства"
Смысловые модели "пример" и "свидетельства"
Основные правила искусства выразительного слова
Практические рекомендации для проведения деловых бесед
Социально-психологические признаки аудитории
Личность оратора и стиль его выступления
Слушание как важнейшее средство общения
Стилистические особенности речи
Функционально-смысловые типы речи
Образность и выразительность языка
Тема 6. Характерные черты устной речи. Основные правила выразительного слова.
Выразительность, импровизационный характер, непосредственное общение, своеобразное, словесное оформление устной речи. Высокая культура устной речи: общедоступность, логическая стройность и богатство, литературное произношение, грамматическая правильность, стилистическая точность, образность и выразительность, правильное внешнее оформление. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение (размышление). Произношение и интонационная подвижность. Наиболее распространенные недостатки звучащей речи. Правила пользования голосом. Логические центры текста. Ударные и неударные слова. Объем звучащих слов. Паузы в тексте. Характер произнесения текста. Темпо-ритм. Звуковысотные изменения. Уровень громкости. Тембр.
Тема 7. Доказательство в устном выступлении.
Структура доказательства (тезис, аргумент, демонстрация). Опора на факты, законы науки, аксиомы. Требования к тезису и аргументам. Распространенные логические ошибки, их преодоление. Прямое и косвенное доказательство.
Тема 8. Работа над главной частью. Методы изложения материала.
Методы логической организации материала. Дедукция. Индукция. Аналогия. Метод контраста. Концентрический метод. Ступенчатый метод. Исторический и пространственный методы изложения материала.
Тема 9. Риторические выразительные средства.
Фразеологические единицы. Пословицы и поговорки. Афоризмы. Сравнения. Метафоры. Олицетворения. Эпитеты. Гиперболы. Литоты. Синонимы. Омонимы. Антонимы.
Тема 10. Смысловые модели в речи (топы) и риторические фигуры.
Особенности отбора топов и их сочетаний. Смысловые модели: «определение», «целое-части», «свойства», «сопоставление», «причина и следствие», «обстоятельства», «пример и свидетельства», «имя». Расположение в речи смысловых моделей. Риторические фигуры соотношения значений слов: антитеза и градация. Риторически фигуры для облегчения слушания, понимания и запоминания речи: повтор, единоначалие, параллелизм и период. Риторические фигуры для активизации внимания аудитории: риторическое обращение, риторическое восклицание, риторический вопрос и др.
Тема 11. Социально-психологические признаки аудитории.
Аудитория как специфическая общность людей. Оценка аудитории. Социально-психологический анализ аудитории: ее состояние подготовленности к восприятию, ее предрасположенность, степень и характер активности, настроения. Виды обратной связи оратора и аудитории. развитие зрительных и мыслительных контактов оратора и аудитории. Внимание и его поддержание. Развитие познавательных интересов аудитории.
Тема 12. Личность оратора и стиль его выступления.
Характерные черты личности оратора. Учет индивидуальных особенностей оратора. Оратор и аудитория. Понятие об ораторском стиле. Стилевые манеры выдающихся ораторов прошлого и настоящего времени.
Тема 13. Слушание как важнейшее средство общения.
Стиль слушания. Рефлексное и нерефлексное слушание. Виды рефлексивных ответов. Причины, препятствующие внимательно выслушивать собеседников. Дурные привычки, затрудняющие установление контакта при разговоре. Правила активного слушания.
Тема 14. Жесты в устном выступлении.
Жесты как средство передачи мысли. Виды жестов. Правила использования жестов.
Тема 15. Наглядные и технические средства в речи.
Виды наглядных средств. Виды технических средств. Правила использования наглядных и технических средств.
Тема 16. Дискуссия и ее особенности.
Дискуссия как разновидность спора, как одна из важнейших форм коммуникации и своеобразный способ познания. Цель дискуссии. Средства, применяемые в дискуссии. Отличие дискуссии от полемики.
Тема 17. Опровержение в устном выступлении.
Опровержение как логический прием доказательства неистинности тезиса. Способы опровержения: опровержение ложного тезиса фактами, критика аргументов, использование против оппонента его же слов, принципов и доводов, удар по системе доказательств, сведение к абсурду, апелляция к чувству юмора аудитории.
Тема 18. Риторические методы аргументации.
Метод фундаментальный, метод сравнения, метод да..., но; метод видимой поддержки и др.
Темы 19. Диспут: его подготовка и проведение
Диспут как форма диалога в споре. Тема и ее формулировка. Цели диспута. Роль ведущего.
Тема 20. Особенности ведения деловой беседы.
Деловая беседа как форма делового общения между партнерами. Цель деловой беседы. Система подготовки к деловой беседе. Структура деловой беседы. Аргументирование и контраргументирование в деловой беседе. Подведение итогов деловой беседы. Практические рекомендации по проведению деловых бесед.
Тема 21. Постановка вопросов и техника ответов на них.
Направленность вопросов. Закрытые и открытые вопросы. Переломные вопросы и вопросы для обдумывания. Классификация вопросов: информационные, контрольные, для ориентации, подтверждающие, ознакомительные, встречные, альтернативные, однополюсные, удостоверяющие замечания, направляющие, провокационные, вступительные, заключающие. Техника ответов на вопросы.
Тема 22. Принципы и правила ведения спора.
Предварительная подготовка к ведению спора. Терпимое отношение к инакомыслящим. Последовательный анализ альтернатив. Корректное ведение спора. Отстранение в процессе ведения спора. Преодоление психологических барьеров в процессе ведения спора. Поэтапное продвижение к истине.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО РИТОРИКЕ
Значение публичной речи в жизни современного общества.
Живое слово в профессиональной работе специалиста социально-культурной деятельности.
Ораторское искусство в Древней Греции.
Ораторское искусство в Древнем Риме.
Ораторское искусство Средних веков.
Буржуазное ораторское искусство XVIII - XX веков.
Ораторское искусство Древней Руси.
Красноречие в России в XVIII - XX веках.
Социально-политическое красноречие.
Академическое красноречие в России.
Судебное красноречие.
Социально-бытовое красноречие.
Характерные черты личности оратора и стиль его выступления.
Стилистические особенности устной речи.
Аудитория и ее признаки.
Образность и выразительность языка.
Правила звучащего слова.
Слушание как важнейшее средство общения.
Использование жестов в устной речи.
Наглядные и технические средства и их использование в устном выступлении.
Определение темы, цели и жанра устного выступления.
Источники информации для подготовки устного выступления и работы с ними.
Подготовка вступления и заключения речи.
Подготовка заключения речи.
Функционально-смысловые типы речи.
Работа над главной частью выступления.
Методы контраста, ступенчатый, концентрический, пространственный.
Смысловые модели (топы) в речи.
Риторические фигуры в речи.
Логическое доказательство и его структура.
Риторические методы аргументации.
Виды доказательства.
Опровержение и его структура.
Дискуссия и полемика: их особенности.
Постановка вопросов в дискуссии.
Техника ответов на вопросы.
Принципы и правила ведения спора.
Особенности деловой беседы.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РИТОРИКЕ
Аудитория определяется как:
пространственно расположенная группа людей
группа людей, взаимодействующая с оратором и друг другом
коллектив людей, объединенных интересом к предмету речи
Оратор – это:
1) личность, передающая знание и убеждающая аудиторию
2) личность, поучающая аудиторию
личность, импровизирующая на любую тему
Цицерон :
оратор из Древней Греции
оратор из Древнего Рима
оратор из средневековой Европы
4. Метафора – это:
1) сравнение одного предмета с другим
2) перенос названия с одного предмета на другой
прием чрезмерного преувеличения
5. Жест – это:
средство передачи мысли
средство наглядности в речи
средство выражения эмоций человека
6. Дискуссия характеризуется как:
утверждение собственной точки зрения
метод решения спорных проблем
столкновение субъективных мнений
7. Тезис определяется как:
1)мысль, которую нужно утвердить
2) утверждение, которое нужно доказать
3) мысль, которую нужно проверить
8. Аргументы – это:
ранее обоснованные суждения
суждения, зависящие от тезиса
суждения, требующие обоснования
9. Первым теоретиком в области риторики стал:
Цицерон
Аристотель
Квинтилиан
10. Российское ораторское искусство появляется:
в домонгольский период
в феодальный период
в буржуазно-демократический период
11. Определите из названного списка роды красноречия:
академическое
агитационное
судебное
юбилейное
поминальное
защитительное
12. Определите из названного списка виды красноречия:
социально-политический
похвальный
застольный
богословско-церковный
дипломатический
отчетный