ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 342

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Р и т о р и к а

Печатается по решению редакционно-издательского совета Казанского государственного университета культуры и искусств

1. Пояснительная записка

Тематический план курса «Риторика»

Тема 1. Цели и задачи курса «Риторика».

Тема 2. Исторические этапы развития ораторского искусства.

Тема 3. Виды ораторской речи.

Тема 4. Выбор темы, определение целей, сбор материала,

Тема 5. Подготовка вступления и заключения речи.

Тема 6. Характерные черты устной речи. Основные правила выразительного слова.

Тема 7. Доказательство в устном выступлении.

Тема 8. Работа над главной частью. Методы изложения материала.

Тема 9. Риторические выразительные средства.

Тема 10. Смысловые модели в речи (топы) и риторические фигуры.

Тема 11. Социально-психологические признаки аудитории.

Опорные понятия по Риторике

Список литературы Основная

Для дополнительных и углубленных занятий

Ораторское искусство в древнем мире

Буржуазное ораторское искусство хvi-хх вв.

Дейл карнеги и его книги

Российское ораторское искусство

Революционное красноречие в россии

Развитие советского ораторского искусства

Академическое красноречие в россии

Роды и виды ораторского искусства

1 Род: социально-политическое красноречие.

Тема, цель и жанр выступления

Сбор материалов и работа с ними

Работа над главной частью

Смысловая модель "целое - части".

Смысловая модель "свойства"

Смысловая модель "сопоставление"

Смысловая модель "причина и следствие"

Смысловая модель "обстоятельства"

Смысловые модели "пример" и "свидетельства"

Смысловая модель "имя"

Подготовка вступления речи

Подготовка заключения речи

Основные правила искусства выразительного слова

Дока3ательство

Виды доказательства

Техника аргументации

Особенности деловой беседы

Практические рекомендации для проведения деловых бесед

Опровержение

Опровержение тезиса

Дискуссия и полемика

Социально-психологические признаки аудитории

Личность оратора и стиль его выступления

Слушание как важнейшее средство общения

Стилистические особенности речи

Функционально-смысловые типы речи

Образность и выразительность языка

Наглядные и технические средства и их использование в речи

Жесты в устном выступлении

Оглавление

Юбилейная, или похвальная речь бывает двух подвидов:

а) посвящена какой-либо знаменательной дате, юбилею предприятии или организации, б) произносимая в честь отдельной, заслуженной перед обществом личности. И та и другая речи носят праздничный характер, всегда торжественны. Вместе с тем, они имеют в определенной степени подытоживающий характер. Бывает правда, что юбилейная речь, посвященная празднику организации, носит и чисто деловой характер. И тогда она мало чем отличается от политической речи. Иное дело - выступление, посвященное отдельной личности. Например, в связи с ее 70-летнем со дня рождения и 50-летнем научной, художественной или иной деятельности. Такие, как правило, короткие речи произносимые в торжественной и дружеской атмосфере, выражают уважение и почет юбиляру, наполнены добрыми чувствами и хорошими пожеланиями. В таких речах главным достоинством становится шутка, юмор, меткая характеристика юбиляра, воспоминания о важных фактах его жизни. Они нередко сочетаются с чтением адресов, дружеских коллективных писем и даже специально написанных стихов.

Застольная речь - тост, также делится на два подвида: а) это слово, произносимое на официальных, в особенности на дипломатических приемах. Здесь известная доля приподнятости, а нередко и дружеских чувств. Они ближе к социально-политическому красноречию; б) иное дело - тост как часть фольклора. В нем допустимы даже некоторые похвальные преувеличения в оценках, уместны и славословия. Но тосту противопоказана какая бы то ни было критическая нотка. Сердечные чувства, пожелания здоровья, добра и успехов во всем неизменно определяет интонацию такой застольной речи, является ее атрибутом. Опытный тамада - мастер такой речи. Он всегда знает, что и когда о ком сказать. Его слово может быть подхвачено и продолжено другими. Бывают, конечно, и говоруны, колоритный тип которых отметил А. Л. Чехов в рассказе «Оратор» (1886г.) в образе Запокойкина. Этот выпивоха обладал «редким талантом произносить экспромтом свадебные, юбилейные и похоронные речи». Но таких типов приличное обществом своим тамадой не выберет, да и вряд ли захочет допустить к столу.

Надгробная, или поминальная речь. Посвящена ушедшему из жизни. Всегда носит оценочный характер. Исполненная печали, а порою трагедийной интонации, такая речь всегда впечатляюща. В слове об ушедшем, как говорят в народе, принято добром поминать. В старину у многих народов существовал обычай нанимать плакальщиц, чтобы как можно ярче выразить скорбь. Этот древний обычай затем уступил во многих странах место слову, речи об усопшем. Всякое надгробное слово не только выражает печаль, но и содержит краткую характеристику скончавшегося человека, его свершений, а нередко - и призыв к здравствующим продолжить дело умершего. Такие речи, как правило, произносятся в тех случаях, когда скончавшийся оставил заметный след в общественной жизни, науке, технике, искусстве своим трудолюбием, талантом, честностью.



Тема, цель и жанр выступления

Тему можно выбрать самим или получить ее от других. Тема должна быть связана с потребностями жизни: событиями внутренней или международной жизни, воспитательной или производственной задачей.

Тема должна быть актуальной, отвечать интересам конкретной аудитории. Формулировка темы: привлекательная, простая, лаконичная, достаточно броская, нестандартная. Целевая установка - важнейшая характеристика любого выступления. Всякое устное выступление имеет цель проинформировать людей, убедить их в чем-то, побудить к какому-то действию, оказать воспитательное воздействие. При определении цели выступления необходимо ставить перед собой только реальные, достижимые задачи. При определении общей цели выступления, ясно представить и конкретную цель, то есть, что должны от вас узнать слушатели, в чем убедиться, что сделать.

Среди монологических форм чаще всего встречаются виды: лекция, информация, рассказ, обзор событий, доклад.

Лекция - форма популяризации знаний, системное, доказательное и широко аргументированное изложение материала с четко определенной целью.

Информация - призвана оперативно оповестить слушателей о событиях политической, экономической, культурной жизни. Также может ставиться задача разъяснения и комментирования информации, известной аудитории из другого источника.

Рассказ - чаще всего посвящен изложению одного факта, события, в отличии от информации, где обычно излагается несколько фактов и событий.

Сбор материалов и работа с ними

Обязательный источник материалов для выступления - разнообразная общественно-политическая литература, различные справочники, статистические издания. Большим подспорьем служат различные энциклопедии, тематические словари. Среди них: БСС, музыкальная энциклопедия, литературная энциклопедия и др.

Огромный запас ярких, запоминающихся образов, разнообразных сведений из всех областей жизни, метких характеристик людей, событий дает художественная литература как классическая так и современная. Хорошее знание художественной литературы помогает оратору добиться выразительности и убедительности в разговоре с аудиторией.

Источниками самых разнообразных фактов служат средства массовой информации -газеты журналы, радио, ТВ. Сегодня каждая газета имеет свое лицо, ярко отражает конфликтный, переломный этап нашей истории. Чтобы собрать необходимую информацию, одной - двух газет, конечно же, недостаточно. Приходится просматривать целые подшивки, которые имеются в библиотеках. Наиболее полную информацию о газетном материале по разным темам можно найти в «Летописи газетных статей», ежемесячно издаваемой Всероссийской книжной палатой.


Многие опытные ораторы постепенно накапливают материал, делая вырезки из газет по интересующим темам (так называемое досье). На каждой вырезке указывается источник и дата, после чего он вкладывается в соответствующую тематическую папку. Можно завести и собственную тематическую картотеку, выписывая на каталожные карточки входные данные интересующих оратора книг, брошюр, журнальных статей. Затем эти карточки группируются по соответствующей тематике.

Интересующий материал можно найти также в научных, научно-популярных, литературно-художественных и других журналах. Ориентироваться помогает еженедельник «Летопись журнальных статей». Систематическую информацию о новых книгах и брошюрах дают еженедельная газета «Книжное обозрение», журнал «В мире книг», «Книжная летопись».

Наиболее полные сведения о фондах библиотек содержатся в систематических, алфавитных или предметных каталогах. В больших библиотеках можно воспользоваться услугами библиографа.

После того, как подобраны источники, начинают просматривать литературу с целью ее предварительного изучения и более тщательного отбора. Наиболее общее представление о книге дает аннотация, а о содержании книги судят прежде всего по его оглавлению. Представление об основных идеях книги может дать беглый просмотр введения (предисловия), а также выборочное чтение текста. Большим подспорьем служат указатели и списки литературы, которые даются в книге. После предварительного ознакомления с литературой, оратор приступает к ее углубленному чтению. Какие же задачи при чтении книги нужно ставить?

  • уяснить и усвоить прочитанный материал,

  • продумать прочитанное,

  • сделать из прочитанного необходимые для памяти выписки,

  • дать себе отчет, чему новому научила прочитанная книга.

Специалисты по психологии чтения единодушно подчеркивают необходимость ведения записей в ходе углубленного чтения литературы. Существует разнообразная техника ведения записей.

1) Конспектируется каждый источник в отдельности.

2) Делаются обобщенные и систематические записи.

Можно вести записи и на карточках, здесь преимущество в том, что карточки легко обозримы и подвижны, их нужно сгруппировать. Можно самым различным способом их использовать во время выступления. А можно свести и в тематические картотеки. Существует немало и других методов работы с литературой. Многое зависит от личного опыта и навыков оратора.


Разнообразную и оперативную информацию оратору дают радио и телевидение. Эти средства массовой информации слушают и смотрят практически все. Поэтому оратор может начать свой разговор апелляцией к последнему выпуску телевизионных «Новостей». Такой зачин помогает быстро установить контакт с аудиторией.

Богатый материал для разговора со слушателями могут дать и лучшие произведения художественного и документально-публицистического кинематографа, а также театральные спектакли.

В своих выступлениях следует уделить большое внимание личностному аспекту. Он приближает оратора к аудитории, делает обстановку более доверительной. Гораздо легче установись и поддерживать контакт с аудиторией, когда вы используете в речи собственные знания и опыт, приводите примеры из своей жизни. Рассказ о том, что видел собственными глазами, звучит гораздо эмоциональнее и нередко воздействует сильнее, чем целая серия цифр и фактов. Особенно сильно действует на слушателей рассказ о собственных раздумьях, о преодолении колебаний и трудностей.

Контакты, разговоры, беседы с людьми в период подготовки выступления -необходимый источник познания человеческого материала, сведений и местных фактов,, наиболее близких конкретной аудитории. Наблюдательность, умение иной раз в простом факте, событие разглядеть отзвук явления - такое качество полезно выработать каждому оратору.

В каком же отношении, в какой пропорции использует оратор различные источники материала? Здесь многое определяют данные, полученные в ходе уяснения задачи: характер аудитории, вид, цель и обстановка будущего выступления.

Хороший план отличается тем, что в нем исчерпаны полностью, выделены наиболее важные, существенные для раскрытия темы вопросы, разделы четко сформулированы, части расположены последовательно, правильно, намечено содержание вступления и заключения. Распространенными недостатками в составлении плана выступления являются:

  • пропуск того или иного вопроса,

  • отсутствие логической связи между разделами выступления;

  • неумение выделить основные вопросы.

Если первый недостаток порождает неполное освещение темы, то два последних недостатка приводят к сбивчивому, непоследовательному изложению с ненужными повторениями без выделения основных, центральных положений выступления.

Помимо логических погрешностей в расположении материала выступления встречаются еще логические ошибки частного характера: