Файл: Тема 8. СТАТИСТИКА РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.08.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Количественно оценить покупательский спрос на локальном рынке какого-то товара не представляется возможным. Могут быть даны только косвенные, качественные (атрибутивные) оценки на основе на­блюдения за изменениями продажи, цен, товарных запасов, поступле­ния товаров (поставки). Эти показатели называются индексами деловой активности. При их анализе исходят из сопоставления индексов дело­вой активности, указывающих на сбалансированность или, наоборот, на разбалансированность рынка:

Анализ рынка включает изучение эластичности спроса, т.е. реакции потребителей на изменение цепы или дохода, которая выражается в процентном изменении спроса при увеличении факторного признака (цены, дохода) на один процент. Она измеряется коэффициентом, фор­мула которого:

(23)

где - коэффициент эластичности;- знак прироста;- спрос (косвенно характеризуется продажей); - факторный признак: цена или доход.

При наблюдается явлениеинфраэластичности, товар считает­ся неэластичным и не поддается регулированию; при спрос счита­етсяунитарным, или слабоэластичным, его регулирование не имеет смысла; при - явлениеультраэластичности - спрос поддается регулированию путем изменения цен или дохода.

ПРИМЕР. Цена товара выросла с 10 руб. за единицу () до 12 руб. (). В результате падения спроса продажа товара сократилась с 500 ед. () в пред­шествовавший изменению цены период до 300 ед. () в период, последовавший за изменением. Расчет коэффициента эластичности дал следующий результат:


при увеличении цены на 1% спрос сократился на 2%, т.е. он ультраэластичен. Цену можно использовать в качестве регулятора спроса на товар .

У приведенной формулы (ее называют эмпирическим коэффициен­том эластичности), несмотря на ее простоту и доступность, имеется су­щественный недостаток: она отражает влияние на спрос одного факто­ра, при этом подразумевается, что изменение целиком обусловлено дей­ствием данного фактора, хотя на самом деле это не так. На спрос одно­временно влияет комплекс факторов, что можно отразить с помощью многофакторной модели спроса:

(24)

где - спрос; - коэффициенты регрессии, отражающие влияние со­ответствующего-го фактора; - факторы; - число факторов.

По параметрам многофакторного уравнения регрессии можно по­строить «чистые» коэффициенты эластичности (их называют «теорети­ческими»), освобожденные от влияния других факторов

(25)

ПРИМЕР. Получена многофакторная линейная модель спроса на товар :

где

  • продажа товара на душу населения (в шт.);

  • доход на душу населения; в среднем равен 1200 руб.;

  • цена товара ; в среднем составляла 60 руб./шт.


Подставляя фактические данные, получаем среднее значение результатив­ного признака:

Это означает, что товар ультраэластичен и что при увеличении дохода на 1% спрос растет на 1,2%, а при увеличении цены на 1% спрос падает на 7,5%.

Многофакторная модель спроса используется также в целях прогно­зирования. В этом случае она строится по данным динамических рядов и в нее дополнительно вводится фактор времени (). Она учитывает все изменения факторов, но для этого надо знать их прогнозные значения (можно заменять фактические данные гипотезами: если такие-то факто­ры будут на данном уровне, то спрос составит определенную величину, если факторы будут иными, то и спрос будет иметь другое значение). Напомним, что прогноз может быть достаточно надежно осуществлен методами экспертных оценок. Иногда развернутый прогноз дается в форме сценария, где сочетаются различные методики, а точечный про­гноз заменяется многовариантным. Используются методы описательно­го анализа собственных действий, строятся предположения о встречных действиях конкурентов.

В процессе конъюнктурного анализа определяется вероятность ком­мерческого риска и изменяется его интенсивность. Коммерческий риск это вероятная опасность потерпеть поражение на рынке (не продать товар, не получить запланированную прибыль или понести убытки, быть вытесненным с рынка и т.д.). Устранить риск совершен­но, застраховать себя на 100% практически невозможно. Однако следу­ет установить, является ли риск допустимым или чрезмерным, недопус­тимым.

Известно несколько методов прогнозирования риска. Первый - экспертные (иногда, особенно в малом бизнесе, используются интуи­тивные оценки риска, основанные на опыте и таланте коммерсанта); оценки вероятности риска с помощью статистических и вероятностных методов, базирующихся на теории принятия решений; балльные оценки риска.

Суть балльного метода в следующем: каждый риск () описывается определенным числом ()-х факторов (критериев риска). Значения каждого из них экспертным путем ранжируются по вероятности наступ­ления риска и нормируются, т.е. каждому присваивается определенный балл (), экспертным путем определяется вклад каждого фактора в со­вокупный риск (). Тогда общий уровень риска составит:


(26)

Чем ближе к 0, тем меньше риск, и, наоборот, чем больше , тем он выше.

В биржевом конъюнктурном анализе применяются специфические графические методы оценки состояния рынка. Широко распространен, например, так называемый технический метод, когда на линейный гра­фик колебаний цен или продажи на основе визуальной оценки наклады­вают линию тренда, так, чтобы она усредняла все эмпирические уров­ни. Точно так же «на глазок» эта линия экстраполируется па следую­щий период. С появлением ПЭВМ выигрыш во времени от использова­ния такого приблизительного метода становится сомнительным, и дан­ный метод уступает математико-статистическому моделированию тренда.

Основным источником информации о рынке и рыночных процессах (за исключением данных о ценах) служит отчетность предприятий, по­ставляющих и продающих товары. Обязательство представлять отчет­ность по определенному кругу и в установленные сроки содержится в патентах и лицензиях, которые выдаются предприятиям, осуществляю­щим коммерческую деятельность. Это отчетность: а) о поставке това­ров; б) о розничном товарообороте; в) о товарных запасах; г) о затра­тах; д) о прибылях («г» и «д» - данные бухгалтерского учета). Доля сплошного учета, как уже отмечалось, в настоящее время постепенно сокращается. Данные о рыночных процессах все больше базируются на выборочном обследовании предприятий и на периодически проводи­мых торговых переписях (в розничной и оптовой торговле), опросах предпринимателей и потребителей, а также других единовременных учетах. В квартальных и годовых отчетах обеспечивается адекватность показателей системе национального счетоводства.

Некоторые рыночные явления трудно было бы понять без использо­вания данных статистики семейных бюджетов (крупной панели потребителей). Маркетинговое исследование опирается на систему опросов потребителей и предпринимателей, а также специалистов (устных - интервьюирования и письменных - анкетирования). Кроме того, мар­кетинг использует материалы так называемой вторичной информации, в частности публикации СМИ (различного рода бюллетени), где содер­жатся данные о конкурирующих предприятиях и т.п.


В практику статистического учета все шире внедряются дорасчеты и экспертные оценки. На продуктовых и вещевых рынках практикуются методы несплошного наблюдения, базирующиеся на непосредственном наблюдении и опросах.