ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.08.2024
Просмотров: 144
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Основные виды рынков продуктов
Система показателей рынка продуктов; методология их исчисления и анализ
Статистика рынка продуктов и маркетинг. Источники статистической информации о рынке продуктов
Статистическое исследование рыночной конъюнктуры
Виды услуг, их классификации и группировки
Последний блок показателей отражает результаты рыночной деятельности на макро- и микроуровнях: долю торговых процессов в валовом внутреннем продукте; валовой доход и прибыль коммерческих предприятий от реализации товаров; затраты денежных, трудовых и материальных ресурсов, обеспечивающих деятельность по купле-продаже товаров, а также уровень эффективности, измеряемый двумя главными показателями рентабельности: прибылью в процентах к товарообороту (ресурсный подход) и в процентах к издержкам обращения (затратный подход).
Валовая прибыль от реализации продукта () определяется как разность между валовым доходом торговли/сбыта () и издержками обращения (), а чистая прибыль () равна валовой, исключая налоги и другие обязательные платежи (). В свою очередь валовой доход представляет собой разность стоимости продукта в покупных и продажных ценах:
(18) |
где |
|
|
|
|
|
|
|
(19) |
(20) |
где |
|
|
|
|
Статистика рынка продуктов и маркетинг. Источники статистической информации о рынке продуктов
Развитие современного рынка неотделимо от понятия маркетинга. Под маркетингом понимают деятельность по доведению продукта от сферы производства до сферы потребления, ориентированную на удовлетворение потребностей покупателей. Маркетинг ставит своей целью упорядочение рыночной деятельности, внедрение в нее научных принципов распределения (дистрибьюции) и товародвижения, направленную на снижение уровня стихийности, введения конкурентной борьбы в определенные рамки, обеспечения «прозрачности» рынка и предсказуемости его развития. Маркетинг представляет собой систему, включающую функции планомерного стратегического и оперативного управления деятельностью рыночных структур; функции регулирования ряда рыночных процессов и функции изучения рынка.
В маркетинговом исследовании выделяются четыре последовательных этапа (рис. 6).
Маркетинговое исследование призвано обеспечить информационно-аналитические потребности маркетинга. С позиции методологии оно представляет собой сложный сплав статистики и эконометрии, социометрии и квалиметрии, бихевиоризма и дескриптивного анализа. Статистические методы имеют огромное значение для решения многих маркетинговых задач. В частности, на теории статистического наблюдения базируется основная часть информационной базы маркетинга. Статистические методы анализа тенденций, вариации и цикличности являются основой конъюнктурного анализа рынка. Группировки применяются при сегментации рынка, корреляционно-регрессионный анализ - при характеристике влияния окружающей среды маркетинга на деятельность фирм. В маркетинговом анализе находят место оценки, базирующиеся на моделях теории очередей (теории массового обслуживания). Рыночный риск оценивается с помощью вероятностного анализа, с использованием выводов теории риска (теории принятия решений). Для характеристики развития и состояния фирмы применяют индексный метод, средние и относительные величины и т.д.
Статистические характеристики необходимы и в процессе оценки выполнения рыночными партнерами своих договорных обязательств. В частности, индексы физического объема позволяют исключить влияние изменения цен после заключения контракта, индекс влияния структурных сдвигов отразит изменения ассортимента товаров и т.д. Коэффициент вариации позволяет исследовать степень равномерности поставки товаров. Сезонные и другие цикличные колебания спроса и предложения можно выявить с помощью индексов сезонности, гармоники Фурье и других моделей, улавливающих регулярные колебания рыночных пропорций.
Маркетинговая информация широко использует статистическую отчетность и статистические публикации, применяет методы выборки, различные виды опросов, экспертные оценки типа Дельфи-метода. Некоторые теоретики маркетинга говорят о статистическом банке маркетинга, имея в виду набор статистических методик, используемых в маркетинговом исследовании.
Статистическое исследование рыночной конъюнктуры
Одной из главных задач статистического изучения рынка продуктов является оценка, анализ и прогноз рыночной конъюнктуры. Это необходимо для разработки стратегии маркетинга и осуществления коммерческих операций.
Конъюнктура (от лат. conjungo - соединяю, связываю) рынка конкретная ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени, а также совокупность условий, которая эту ситуацию определяет.
Под рыночной ситуацией, или состоянием рынка, понимается комплекс рыночных процессов и явлений, охватывающий степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения); тип рынка (конкурентный, монополистический и т.д.); тенденции развития рынка (изменения, их векторы, скорость и интенсивность); масштабы и степень деловой активности (заполненность хозяйственного портфеля фирмы, число и размер заказов, объем сделок и т.п.); устойчивость/колеблемость главных параметров рынка; уровень риска.
Тенденции рынка определяются на основе анализа динамических рядов основных параметров рынка (продажи, цен, товарных запасов). Строятся трендовые модели, которые определяют вектор, скорость и ускорение развития. В зависимости от характера развития рынка для построения кривых тренда используются различные функции. В табл. 2 приведены формулы основных типов моделей.
Таблица 2 |
||
Трендовые уравнения |
||
№ п/п |
Название функции (тренда) |
Ее аналитическое выражение* |
1 |
Степенная |
|
2 |
Показательная |
|
3 |
Парабола 2-го порядка |
|
4 |
Полулогарифмическая |
|
5 |
Гипербола |
|
6 |
Линейная (прямая) |
|
*В формулах: - выравненное значение результативного признака; - свободный член уравнения (экономически не интерпретируется); - параметр уравнения, отражающий скорость развития: - фактор времени (номер периода). |
Трендовые модели используются также для краткосрочных прогнозов, когда есть вероятность инерционного развития рынка. Исходят из того, что сложившиеся в прошлом тенденции можно распространить (экстраполировать) на прогнозируемый период. В формулу уравнения подставляется номер прогнозируемого (-го) периода. Для долгосрочного периода, когда меняются условия рынка, этот метод мало подходит.
Важным этапом конъюнктурного анализа является характеристика устойчивости развития рынка. Чем больше размах колебаний, тем выше уровень риска, менее надежны прогнозы. Колеблемость рынка проявляется в отклонениях фактических уровней от линии тренда, выражающей тенденцию развития. Визуально определить степень устойчивости рынка можно по графическому изображению, а более точно - с помощью формулы
(21-22) |
где - показатель колеблемости (в процентах к среднему за период уровню); - среднее квадратическое отклонение фактических уровней динамического ряда (цен, продажи, запасов и т.д.) от выровненных т.е. тренда;- фактические уровни динамического ряда; - выровненные значения динамического ряда, т.е. тренд; - среднее значение уровней динамического ряда:
- число уровней динамического ряда.
В зависимости от полученных характеристик даются оценки развития и состояния рынка: сильный (развивающийся) рынок; устойчиво развивающийся рынок; неустойчиво развивающийся рынок; стабильный рынок (при высокой активности торговли); стагнирующий рынок (при низкой активности торговли); спад рыночной активности; сокращение рынка.