Файл: А.Н. Лутошкин - Как вести за собой.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 267

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Венгерский психолог Г. Злемер в своей книге «Удивительная страна» образно описывает мир под­ростка:

«Удивительная страна — это страна Подростка! Она наполнена особенностями, чудесами и странностями. Границы ее необыкновенно извилистые, нечеткие, рас­плывчатые. Нередко ее жители сами не знают, когда и где переступили ее границы. Еще меньше замечают они, когда и как уходят из этой хаотической страны где очень многое иногда стоит вверх ногами.

Климат этой страны очень капризный и прихотливый, то тропически знойный и вдруг без перехода – ледяной холод. Имеется бурно расцветающая весна и листопадная осень, по они не всегда сменяются последовательно' а в лето врывается зима, в весну — осень.

Но и жители этой удивительной страны также не­последовательны— проявляют крайности в своем поведении. То очень веселые и шумные, то вдруг молчаливые и угрюмые; то смелые герои, то вдруг боязливые и беспо] мощные; иногда сомневающиеся и не верящие в себот очень часто слишком самоуверенные и спесивые; инея гда то очень скромные и замкнутые, то невыдержанные и нахальные.

В этой удивительной стране нет детей и нет взрослых! Туземцы (аборигены) отрывают себя от детей, потому что уже презирают их. Аборигены следят, чтобы в хаотическое общество никто из детей не проникал, пси тому что коренные жители сами чувствуют, что природа их необыкновенная, поведение их не всегда признаете^ взрослыми, но сами они хотят быть взрослыми.

Жители страны Подростков не всегда встречаются с симпатией, понимаются взрослыми; взрослые укоряю! за бессмысленность их поступков, ругают и порицаю! их. Некоторые из взрослых утверждают, что жители этой страны не признают авторитета и привычек, не ува! жают старших и опытных, мнения общества, что в сердце есть только цинизм и ненависть.

Жители страны Подростков ожидают от взрослых не этого; наоборот, они ожидают, чтобы им помогли, поня ли бы и посочувствовали бы им. Главным образом он жаждут того, чтобы не обращались с ними, как с деть ми, а старались бы их признать как уже молодых л: дей и вывели бы из этой страны, где климат иногд хаотичный».

Видите, какой это сложный и противоречивый мир подростка. Недаром этот возраст иногда называют трудным. Самое главное в нем, Что подросток уже не ребенок, он не хочет, чтобы его считали таким. Он стремится к взрослости, звонит во все колокола, требует признания его прав на взрослость.

Но будем объективны: у подростка преувеличенное представление о своих возможностях. Не все «взрослое» ему под силу. Однако подросток не хочет этого признавать. Его притягивает все героическое, не­обычное, он стремится на деле доказать свою исключи­тельность, хотя случается, что это выражается в форме дерзости учителю («смотрите, какой я смелый»), неоправ­данного упрямства («смотрите, какой я самостоятельный и принципиальный»), ненужной бравады своими недостат­ками («да, я такой, ну и что; имею же я право быть таким, как я хочу!»).


Вместе с тем мы бываем часто неправы по отноше­нию к подросткам, недооценивая их возможностей.

Организуя работу с подростками, старшеклас­сник должен помнить:

Нужно уважительно относиться к стремлению под­ростка стать взрослым, помогать ему входить в «наш» мир, осваивать его.

Подросток проявляет повышенную активность, его привычное состояние — движение. Он заболевает, если его лишать возможности двигаться, действовать. Не зло­употребляйте беседами, разговорами, нравоучениями. Организуйте живые, конкретные дела, в которых есть простор для движений.

Подросток стремится не только больше знать, но еще больше уметь. Не пытайтесь делать все сами, поручай­те ответственные дела ребятам. Не бойтесь с их сторо­ны ошибок — ведь на ошибках тоже учатся.

Подросток принимает в шты­ки «сюсюканье», и самый верный тон — доверительный и требова­тельный.

Не следует совершать ошибку, постоянно напоминая подростку, что он «еще маленький», иначе вы потеряете его доверие.

Многие подростки готовы браться за все, увлекаться сразу несколькими делами, но но доводить их до конца. Не поддавайтесь и вы этому искушению, поддерживайте ин­терес к начатому делу, воспитывайте у ребят волевые качества. Пусть живет у подростков правило: «Кончил дело — гуляй смело!»

Подростки очень впечатлительны, бурно реагируют на яркое, неожиданное, интересное, красочное. Поэтому очень часто ежедневные обязанности, в том числе и приго­товление уроков, будничные дела не привлекают их оставляют равнодушными. Хорошо, если организатор бу дет вносить в будничную работу больше элементов кра сочности и романтики, по, с другой стороны, не стоит всг работу строить только на принципе приятного. Над формировать у подростков чувство долга, ответствен ности перед обществом.

Большое значение имеет для подростков первое впечатление о человеке, о встрече с ним. Поскольку подрост-, ки особо ценят в людях такие качества, как смелость, мужество, преданность товарищам, эрудиция, то организатору стоит подумать над тем, как показать самого себя с лучшей стороны при первой встрече с ребятами.! Именно к первой встрече готовьтесь наиболее тщательно;

Подростки любят подражать реальным героям, если они их увлекают, становятся для них идеалом. Кто будет таким образцом для подражания, во многом зависит от организатора. Подростку нужно помочь проникнуть в мир) истинно героического. Если этого не сделать, то появятся мнимые герои, которые увлекут подростка своей «необыч­ностью», «смелостью». Это «герои» подворотен, кинобое­виков и др. Хотелось, чтобы образцом для подражания стали лучшие качества организатора.


У подростков велико стремление занять достойно место в классном коллективе. Они прилагают огромные усилия, чтобы утвердить себя чем-либо в глазах других. Если подростку не представляется возможным само утвердиться обычным путем (в учебе, в общественны; делах, в спорте, самодеятельности), то формы само утверждения могут искажаться (грубость, драчливость, своеволие и др.). Организатору следует активнее при­влекать ребят к различным видам деятельности, ставить их в позиции руководителей, организаторов, исполните­лей, менять чаще (по возможности) эти роли.

В подростковых классах создаются замкнутые груп­пировки; девчоночьи «стайки» и мальчишечьи «компа­нии». В них могут действовать свои «законы чести», ко­торые не всегда согласуются с требованиями учителей, взрослых. Подростки предпочитают сохранять верность своим группировкам даже в тех случаях, когда это свя­зано с нарушением общепринятых норм поведения, дис­циплины. Организатору следует поддерживать такие ка­чества, как верность данному слову, преданность това­рищам, осуждать ябедничество и вместе с этим помогать ребятам отличать товарищество истинное от ложного, принципиальность и честность от круговой поруки.

Подростков увлекают сильнее близкие перспективы, чем удаленные во времени. Учтите это при планирова­нии работы.

А теперь переберемся в страну, жителями которой являетесь вы сами. Это — Юность.

Вы можете сказать, что себя-то вы знаете. Разу­меется, многое из того, о чем сейчас мы будем гово­рить, вам покажется очень знакомым. Но на многое нужно посмотреть другими глазами — глазами чело­века, которому придется искать верный подход к своим сверстникам.

Юношество — особая пора в жизни человека, и она сказывается в своеобразии поведения старшеклассни­ков, их взаимоотношениях между собой. Юноша уже на пороге взрослости, хотя еще не распрощался окончатель­но с подростковыми чертами. Поэтому вы, видимо, сами замечаете, как порой живописно переплетаются в вас и в ваших товарищах самоуверенность с растерянностью, доверчивость со скепсисом, устремленность вперед с не­гативизмом.

У ряда людей возраст юности связывается больше с недостатками, чем с достоинствами; мол, у юных мал жизненный опыт, не хватает знаний, не сформированы еще интересы и еще много «не».

Действительно, всему молодому еще расти, набирать­ся сил и опыта —это все верно. Верно и то, что навыки организаторской работы у старшеклассников еще толы! ко формируются, и здесь им нужна помощь. Но нельзя сбрасывать со счета и тот опыт общественной работы] который был накоплен ими ранее в пионерской организации. Нельзя забывать о тех огромных возможностям которыми обладает юность и которым требуется помочи раскрыться.


Юность — шаг в зрелость. Большинство юношей и де­вушек уже вступили в ряды Ленинского комсомола. В шестнадцать лет они получают паспорта, а это знаменует гражданское совершеннолетие. Старшеклассники в школе — главная опора педагогического коллектива организаторы пионерской и комсомольской работы.

Юность — пора выбора своего места в жизни, определения и реализации своих жизненных планов. Причем для многих юношей и девушек важно не только кем, и каким быть.

Юность романтична. Для нее характерны порыв, устремленность в будущее, стремление к идеалу.

Юность общительна. Самая типичная черта юношеского возраста — стремление к коллективности. Ни на! каком другом этапе человеческой жизни роль коллективу не приобретает такое большое значение, как в юности.

Юность бескомпромиссна. Жажда самораскрытий самовыражения — ведущая черта юношества.

Юность противоречива. Порой сумбурна. Такая, какой ее пытался описать в своих стихах один из школьников:

В нас столько всякого напихано,

О нас такое понаписано,

В нас столько веяного наносного,

В нас столько всякого ненужного,

В нас столько всякого наружного,

В нас столько всякого нарочного,

В нас столько всякого хорошего...

А люди ходят и не верят нам...

Они большие и сухие,

Они гуляют, как по берегу,

Вокруг бушующей стихии.

В нас все неведомо и утренне,

И все уносит и приносит...

Весной бывают реки мутными,

Чтоб стать прозрачными под осень.

Юность — пора становления дружбы, первой любви. Цена дружеской верности, преданности а чести как ни­когда высока.

Организатору, работающему со сверстниками, надо учитывать:

Старшеклассникам под силу более значимые дела, чем об этом думают многие. И не только в своем классе, школе, но и за их пределами. Следует искать и находить такие точки приложения сил для комсомольской органи­зации, для каждого старшеклассника, чтобы потом мож­но было с гордостью сказать: «Ведь можем же!»

Деятельность старшеклассников должна быть не только общественно значима, но и эмоционально привле­кательна. Не забывайте, что эмоциональная окрашен­ность того или иного дела часто предопределяет его ре­зультат.

Юношеству свойственно проявлять заботу о ком-ли­бо, осознавать свою «нужность» для других. Многие юноши и девушки любят возиться с младшими. Шире используйте эти возможности сверстников. Поле их дея­тельности — пионерские отряды, звенья, подростковые клубы, команды, детские кинотеатры и т. п.


Как никогда, в этот период очень хочется разобрать­ся в самом себе, выяснить «кто есть я» на общем фоне «кто есть кто». Но человек может судить о себе не толь­ко по тому, что он о себе дума­ет, но и по тому, что и как он делает. Нужно помогать самооп­ределению сверстников, следуя правилу: «каждому — конкретное дело», «каждому — дело по душе».

Если подросток смотрит на се­бя как бы глазами окружающих, старшеклассник больше пы­тается оценить свою личность сам.

Однако известно, что самооценка не всегда бывает объективна: случается, что человек переоценивает свои возможности, случается и наоборот. Переоценка своих качеств может привести к появлению высокомерия, тщеславия, зазнайству. В свою очередь, недооценка самого себя приводит к тому, что человек начинает заниматься ненужным самобичеванием, болезненно реагировать на критику, уклоняться от всякой деятельности, где есть элемент соревнования, терять веру в свои силы. Организатор должен знать, что хорошая атмосфера а коллективе, откровенные разговоры на комсомольских собраниях, диспутах, беседы со сверстниками, активное включение в общественную работу, проверка деле «кто есть кто» помогут расставить «по местам тех и других.

Будучи сами очень чуткими и ранимыми, многие юноши и девушки не всегда умело и благородно пользуются «шпагой» юности—прямолинейностью и бескомпромиссностью. Они прямо говорят, что думают, высказывают о людях свое мнение, не взирая на лица. Но при этом случается, что их мало заботит, правильно ли они думают и насколько верно их мнение. Поэтому нередко у старшеклассников теряется чувство меры, отсутствует такт, гибкость, выдержанность по отношению к людям не толь» старше себя, но и к сверстникам. Порой юноши стесняются проявлений нежности, чуткости ц людях и скрывают эти чувств под маской нарочитого равном шип, грубости. Организатор может своим примером учить сверстников внимательности и чуткости по отношению ко всем, кто в этом нуждается, помогать това­рищам видеть за внешним внут­реннее, отличать прямоту от гру­бости, прямолинейность от невос­питанности.

Чертой юношества является стремление к максимализму - «все или ничего». Энергичность, боевитость, наступательность - все это достойно поддержки. И не только поддержки. Опытный орга­низатор всегда найдет возмож­ность использовать в деле эти свойства юношеского возраста. Но, с другой стороны, существует опасность потери чувства реаль­ности, появления настроений «шапкозакидательства» — «мы все можем!». При таком настроении случись неудача — и полнейшая растерян­ность, разочарование, потеря веры не только в свои силы, но и в возможности комсомольской организации, товарищей и т. д. Вот тут влияние организатора должно быть определенным — наступать, но не «зарываться».