ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 540
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 2. Конфуций: этика ритуала
Глава 3. Будда: победить самого себя
Глава 4. Моисей: десять заповедей
Глава 5. Иисус христос: любите врагов ваших
Глава 6. Мухаммед: нет бога кроме аллаха
Глава 7. Сократ: я знаю, что ничего не знаю
Глава 8. Эпикур: живи незаметно
Глава 9. Л. Н. Толстой: непротивление злу насилием
йоги, овладел техникой созерцания и управления собственным телом. Будда подвергал
себя суровым испытаниям, чтобы добиться просветления, познать высшую истину
бессмертия. Однажды он решил в самоистязаниях пойти до конца — для предельной
концентрации мысли и воли отказался вообще от пищи, удерживал дыхание. Пять
странствующих отшельников наблюдали за ним, поражаясь его выносливости и в
готовности стать его учениками, если он достигнет просветления. Будда, однако,
потерял сознание. Очнувшись, он понял, что через самоистязание не дойти до высшей
истины, и снова принял пищу. Отшельники покинули его. Будда остался один, и ночью,
когда он сидел под смоковницей, ему открылась истина, которую он выразил словами:
"Я прошел через сансару многих рождений, ища строителя дома, но не находя его.
Рожденье вновь и вновь — горестно. О строитель дома, ты видишь! Ты уже не построишь
снова дома. Все твои стропила разрушены, конек на крыше уничтожен. Разум на пути к
развеществлению достиг уничтожения желаний"1.
Он пришел к выводу, что спасение достигается через освобождение от желаний. Так
тридцатипятилетний принц Сиддхартха Гаутама, мудрец из племени Шакья,
1 Дхаммапада. Стихи 153—154. Перевод с пали В. Н. Топорова. М., I960. ("Дхаммапада", дающая цельное
представление об этике Будды, входит в состав буддийского канона "Типитака".) В дальнейшем ссылки на это
издание будут даваться в тексте указанием цитируемого стиха
48
стал Буддой (от слова Buddha, что означает "просветленный", "пробужденный"). Он
достиг того желанного состояния, когда кончаются всякие желания, вырвался из
круговорота жизни и смерти, обрел бессмертие. В буддийской традиции к нему
прилагают характеристики, призванные подчеркнуть его единственность и употребля-
ющиеся часто вместо его имени: "бхагават" (благословенный, блаженный); "татхагата"
("так ушедший"); "суга-та" (в добре ушедший) и др.
После просветления Будда семь дней подряд сидел под смоковницей с поджатыми под
себя ногами, наслаждаясь обретенным блаженством; в целом он четыре недели (по
другим сведениям, три месяца) пребывал в созерцательном самоуглублении. Преодолев
некоторые сомнения, о которых скажем чуть позже, он решил поведать людям об
обретенном им всеведении, запустить колесо Дхармы (учения). Первыми его
слушателями и учениками стали пять наблюдавших его последний аскетический опыт
монахов, которых он нашел в парке близ Бенареса. Первая его проповедь, получившая
название Бена-ресской, стала и самой знаменитой — в ней излагаются первоосновы
учения. Вокруг него сложилась община, которая быстро достигла численности 60
человек. Будда решил охватить учением как можно более широкий круг людей и
разослал с этой целью своих учеников в разные стороны с наказом, чтобы они дважды
не шли по одной и той же дороге. Сам он возвратился в Урувелу — место, где он обрел
истину, — и обратил в свою веру тысячу человек; перед ними на горе Гаяширша он
произнес вторую проповедь.
Среди последователей Будды было много представителей высших сословий, хотя в
рамках буддийского учения и практики никаких различий между людьми разных
сословий не проводилось. Будда пользовался поддержкой правителей и богатых людей
в своей проповеднической деятельности и организации общинной жизни. К нему
примкнули многие из родственников — сын, сводный брат, мачеха, которую он принял
после долгих колебаний, ибо тем самым он открывал для женщин дверь к монашеской
жизни. Будда считал, что из-за включения в общину женщин он вдвое уменьшил
шансы на спасение. Его единомышленниками стали и два его двоюродных брата, из
которых один — Ананда — стал ближайшим помощником, тенью Будды на
протяжении последних 25 лет его жизни, а другой — Девадатта — его злым гением,
49
трижды покушавшимся на жизнь Будды, расколовший буддийскую общину.
Вся жизнь принца Гаутамы после того, как он стал Буддой, была посвящена
проповеди учения и организации общинно-монашеской жизни. Он ходил по стране,
чтобы нести слово и обретать новых последователей, прерывая свое странничество
лишь на четырехмесячный период дождей, когда дороги становятся
труднопроходимыми и, кроме того, невозможно путешествовать, не наступая на
всякую обильную в это время живность. День Будды складывался очень просто, как
и у всякого монаха: утро посвящалось духовным упражнениям, день — сбору
подаяний на обед (Будда принимал приглашения к обеду от любого человека — и
от князей, и от бедняков, если же такого приглашения не было, то он ходил по
домам со своей специально для этого предназначенной чашей, молча и покорно
ожидая, пока кто-нибудь не наполнит ее едой) и полуденному отдыху, вечер до
глубокой ночи — поучениям.
Будда учительствовал сорок четыре года. О первых двадцати годах существует
предание, о последних двадцати четырех годах ничего не известно, за исключением
нескольких предсмертных месяцев. Он смертельно заболел, отведав жирной
свинины в доме кузнеца по имени Чунда. Случилось это предположительно в 477
году до н.э. (Существует другая датировка смерти Будды, относящая ее к началу IV
века.) Будде было тогда 80 лет. Его последними словами были: "Жизнь подвержена
старению, прилежно трудитесь для спасения" .
Относительно конца проповеднической деятельности Будды, как и ее начала,
существуют легенды, призванные восполнить логические разрывы в их
объяснении. Когда Будда обрел всеведение, он первоначально, в первые недели
созерцательных раздумий, "был склонен к бездеятельности, а не к проповеди
учения" . Такое решение следовало бы признать естественным, по крайней мере,
логически обоснованным, поскольку человеку, приобщившемуся к вечности, нет
никакой нужды заниматься мирскими делами, даже если это дело состоит в том,
чтобы помочь спасению людей. Однако считается, что начать
1 Топоров В. Н. Комментарии // Дхаммапада. С. 145.
2 Вопросы Милинды. Перевод с пали А. В. Парибка, М„ 1989, С. 227. В дальнейшем ссылки на
произведение будут даваться в тексте о указанием заглавных букв (ВМ) и страницы.
50
проповедь Будду попросил Брахма — высшее божество индусов. Смысл этого мифа
можно понять так, что Брахма признает превосходство учения Будды и от имени
людей, для которых он, Брахма, является высшим авторитетом, просит его приступить
к проповеди учения. Во всяком случав Будда это делает не по своему желанию (ведь он
— Будда, он выше желаний), а уступая просьбе. Точно так же проповедь свою Будда,
как считается, прекратил тогда, когда убедился, что его ученики уже все усвоили.
Незадолго перед смертью Будда будто бы сказал Ананде, что при желании он мог бы
прожить еще одну жизнь. Будда хотел выяснить, есть ли у его учеников потребность в
том, чтобы он это сделал. Ананда, однако, никак не отреагировал, приняв слова учителя
как еще одно свидетельство его всемогущества. Раз ученики его всему от него
научились, Будда счел свою миссию законченной. Через некоторое время Будда сказал,
что через три месяца он уйдет на окончательный покой. Тогда Ананда стал его
отговаривать. Будда ответил, что уже поздно, ибо он отпустил свое тело. Он в качестве
Будды жил постольку, поскольку люди нуждались в его проповеди. Когда такая нужда,
как ему кажется, отпала, то он ушел, ибо самому по себе "Блаженному не нужно
никакое существование" (ВМ, 161).
Золотая середина Будды
Согласно Будде, существует четыре рода вопросов, которые различаются между
собой характером ответов на них (см. ВМ, 163). На одни вопросы даются однознач-
ные ответы, на другие — с оговорками, на третьи отвечают встречным вопросом,
на четвертые — отклонением вопроса. Однозначных ответов требуют вопросы
типа: "Образное бренно?", "Ощущение бренно?", "Распознавание бренно?",
"Слагаемые бренны?", "Сознание бренно?" (здесь речь идет о гносеологических
формах пяти привязанностей к миру, которые в поведенческом аспекте обо-
рачиваются пятью пороками — скупостью, ненавистью, гордыней, глупостью,
ложными взглядами). С оговоркой отвечают на вопросы типа: "Бренное — это
образное?", "Бренное — это ощущение?" Встречным вопросом отвечают на вопрос
типа: "Зрением [ли существо] все распознает?" Вопросы, на которые отвечают их
отклонением, следующие: "Мир вечен или нет?", "Мир бесконечен.
51
или нет?", "Одно ли и то же душа и тело?" "Существует ли татхагата после смерти"?
Первую группу вопросов можно обозначить как смыс-ложизненную. В них фактически
расшифровывается лишь один более общий вопрос о том, какой смысл заключен в мирском
существовании. Вторая и третья группы вопросов охватывают знания о мире. Четвертую
группу составляют метафизические вопросы. Вопрос о смысле или цели человеческого
существования требует однозначного ответа, ибо без этого невозможно существовать. Если
человек живет, то он всегда живет зачем-то и для чего-то. Надо только выяснить, какая
цель является правильной. Будда умеет это делать. Потому он и считается просветленным
(Буддой). Знания о мире всегда являются неполными и неточными, они требуют
постоянного пополнения и конкретизации. Они существенно зависят от практического
отношения человека к миру, то есть от ответа на первый вопрос. Метафизические вопросы
всегда остаются вопросами. На них не может быть определенного ответа. "Нет ни причины,
ни основы, чтобы отвечать на них, потому их и отклоняют" (ВМ, 164), Их можно отклонить
тем более легко, что они прямо не связаны с первым вопросом о смысле жизни.
Итак, смысложизненное знание абсолютно. Знание о мире относительно и условно.
Метафизические вопросы обозначают границы рационального познания и, по сути дела,
отсылают к первой группе вопросов. Вопросы вечности и бессмертия являются
практическими вопросами, и ответы на них лежат в сфере морали. Практическая этика была
преимущественным, если не единственным предметом интереса Будды, все учение
которого есть поиск неуничтожаемого смысла жизни, пути спасения.
Исходным пунктом жизнеучения Будды является констатация того, что ни наслаждение
жизнью, ни умерщвление страстей не ведут к блаженству. Вывод этот был выстрадан
Буддой. Первые двадцать девять лет жизни он неограниченно и изысканно наслаждался,
что закончилось его бегством из специально подготовленного для его удовольствий
райского уголка. Последующие шесть-семь лет он прошел через суровый аскетический
опыт, который также закончился отрицательным итогом; в аскезе опасность умереть
предшествует возможности спастись. Будда не выявлял логические противоречия в этих
полярных образах жизни, он испытывал их практически. И испытал в таких предельных
формах, с такими перегруз-
52
коми, которые придают его эксперименту несомненную доказательную силу. Про Будду
нельзя сказать, что он недостаточно наслаждался или не так наслаждался, точно так же
нельзя сказать, что он недостаточно или не так истязал себя. И если бы гедонизм как куль-
тивирование плоти, искусство наслаждения, с одной стороны, и аскеза как умерщвление
плоти, своего рода искусство страдания — с другой, вообще были способны привести к
искомому состоянию блаженства, то Будда непременно достиг бы его, ибо он прошел оба
пути до конца.
Под блаженством в самом общем смысле понимается трудноопределимое состояние
человеческой завершенности, когда индивид преодолевает свою внутреннюю смуту и
достигает тождества с самим собой. Когда он полностью доволен и не хочет ничего
другого, когда он, образно говоря, может просто остановить часы, ибо он — вне времени и
ничего лучше того, что он уже имеет, не бывает. Для Будды, который вырос на индийской
духовной почве, понятие блаженства соотнесено с представлением о мирском бытии как
цепи переходов из одного существования в другое в широком диапазоне, от богов (боги
находятся внутри мира) до обитателей ада. При этом каждое существование сопряжено со
страданиями, хотя разница по этому критерию между различными сферами существования
огромна Такой образ мира обозначается термином сансара, что буквально означает