Файл: Ионова Людмила Александровна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.08.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Ионова Людмила Александровна

Характеристика класса

Социальный паспорт класса

Темы родительских собраний.

План воспитательной работы с учащимися 4 класса на 2008 – 2009 учебный год

1 Четверть

2 Четверть

3 Четверть

4 Четверть

Программа воспитательной работы «Учусь быть здоровым» Паспорт программы

Программа « Учусь быть здоровым»

1. Концептуальные положения программы.

1.1 Нормативно-правовой базой для разработки программы являются следующие документы:

1.2. Обоснование Программы.

1.4. Условия необходимые для реализации программы «Здоровье».

1.5.Концептуальные основы программы:

1.6. Ожидаемые результаты:

2. Содержание программы «Здоровье»

1. Что я знаю о себе.

2. Школа здорового питания.

3. Улыбка на всю жизнь.

4. Поговорим о болезнях.

5. Профилактика аддитивного поведения и случайных отравлении лекарственными препаратами.

6. Безопасность детей на дорогах

7. Поведение в экстремальных ситуациях.

2.2 Примерное распределение программного материала по классам.

1 Класс я познаю себя

Улыбка на всю жизнь.

3 Класс

Безопасность детей на дорогах.

Поведение в экстремальных ситуациях.

3.2. Механизм реализации программы

5 Ученик.

6 Ученик.

7 Ученик

С одной стороны, воздействие отрицательных внешних факторов, с дру­гой - отсутствие реальной помощи со стороны родителей, врачей и учителей ставит современного младшего школьника в очень сложное положение. Выход из него за­ключается в разработке и во внедрении программ формирования здоровья, позво­ляющих сотрудничать между собой педагогам, родителям и детям, воспитывать в детях чувство ответственности за своё здоровье.

Вышеизложенные соображения определяют актуальность темы и обосновы­вают необходимость разработки программ формирования здоровья детей, вариантом которых и является воспитательная программа «Учусь быть здоровым».

При поступлении в школу процент учащихся с 1 группой здоровья очень мал (Приложение 3) и при смене привычной обстановки и возросшей нагрузке на ребёнка здоровье может ухудшаться.

К проблемам школы, связанным с заботой о здоровье учащихся, можно отнести:

  • учебные перегрузки учащихся, приводящие их к состоянию переутомления;

  • «Школьные стрессы»;

  • Несколько учебных корпусов и необходимость перехода из одного в другой на учебные занятия;

  • неправильная организация физической активности учеников;

  • питание школьников во время их пребывания в общеобразовательном учреждении;

  • низкий уровень культуры здоровья учащихся, недостаток знаний по вопросам здоровья;

  • необходимость сотрудничества с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей;

В связи с данными проблемами я поставила себе цель не допустить ухудшения здоровья учащихся класса.

1.3. Цель программы «Учусь быть здоровым»: создание здоровьесберегающего пространства в гимназии, способствующего воспитанию здорового, современного, образованного, нравственного человека, способного самостоятельно принимать решения, задумываясь об их последствиях, готового к сотрудничеству, обладающему мобильностью, чувством ответственности, способного к саморазвитию и самореализации.

Главная цель программы «Учусь быть здоровым» - знакомство с самым тонким ин­струментом познания окружающего мира - с самим собой.

Исходя из главной цели, были сформулированы и задачи программы:

  • Демонстрировать учащимся значимость их физического и психического здоровья для их самоутверждения, саморазвития и самореализации.

  • Научить ребёнка различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира

  • Показать практические методы общения между людьми в самом широком диапазоне

  • Научить ребёнка практическим методам самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье

  • Познакомить с основами безопасного поведения в самых различных ситуациях

  • Мониторинг здоровья


В идеале ставится задача воспитания творческой свободной личности, обла­дающей чувством собственного достоинства и уважением к людям.

Разрабатывая данную программу, учитывалось, что интеллектуальное и нрав­ственное развитие ребёнка младшего школьного возраста находится в тесном един­стве, оно взаимообусловлено, способствует развитию воображения, а также про­стейших форм логического и абстрактного мышления, формированию самосознания и самооценки.

Творческий потенциал личности ребёнка формируется под влиянием осозна­ния себя человеком со всеми присущими ему сугубо человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях.

Преподавание «уроков здоровья» поможет самим учителям более внимательно относиться к своему здоровью и, обучая ребёнка восприятию этого мира, лучше по­нять и оценить себя.


1.4. Условия необходимые для реализации программы «Здоровье».

Создание системы медико-физиологического мониторинга.

Создание комфортных условий для благоприятного роста и развития детей в соответствии с санитарными правилами и нормами. Исполнение СанПиНа.

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Совершенствование физического воспитания, учитывающего возрастные особенности и состояние здоровья школьников.

Рациональный подход к организации дополнительного образования.

Формирование здорового образа жизни подрастающего поколения, привитие устойчивых навыков безопасного поведения, снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья через систему разнообразных воспитательных мероприятий.

Повышение уровня знаний родителей в вопросах охраны здоровья.

1.5.Концептуальные основы программы:

Концепция программы построена на основе следую­щих идей:

Идея уважения к себе и миру в целом.

Идея многообразия мира.

Идея здоровообразующей деятельности людей.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. В курсе выстраивается яркая картина действительности., отра­жающая многообразие культуры и видов человеческой деятельности.

Уважение к миру основано на признании самоценности сущего, на включение в нравственную сферу отношения не только к себе и своему здоровью, но и к дру­гим людям, к их здоровью.

1.6. Ожидаемые результаты:

  • Снижение числа уроков пропущенных по болезни.

  • Снижение заболеваемости школьников ОРЗ;

  • Снижение количества психоэмоциональных расстройств;

  • Увеличение количества учеников с положительной самооценкой;

  • Повышение уровня знаний по вопросам здоровья и его сохранения;

  • Улучшение качества питания

  • Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья, как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;

  • Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагога в сохранении и укреплении здоровья.

  • Повышение познавательной активности учащихся как условия интеллектуального, нравственного, коммуникативного и физического самовыражения.

  • Повышение общественной активности учащихся через содружество детей, педагогов, родителей.


2. Содержание программы «Здоровье»

В программе «Учусь быть здоровым» выделяется несколько содержа­тельных линий.

1. Что я знаю о себе.

Программа обучения в начальной школе направлена в основном на интеллекту­альное развитие ребёнка. Его учат читать, писать, считать, он узнаёт много ново­го об окружающем его мире. Однако в потоке сообщаемой информации отсутст­вует сам ребёнок - его телесная жизнь, душевные внутренние переживания, от­ношения с другими людьми и пр.

Приобретаемые знания, умения и способности могут иметь действительно развивающий характер, если ребёнок будет пропускать их через себя, восприни­мать их изнутри.

Этот раздел программы как раз и направлен на то, чтобы ребёнок научился по­нимать и познавать, прежде всего, себя самого и свои возможности. Нужно под­вести младшего школьника к осознанию им себя и своего поведения. Как извест­но, человек - это единственное существо, которое может сделать себя самого предметом анализа и деятельности. Такой «поворот на себя» (рефлексия, способ­ность осознавать своё поведение, свои способы действия, своё состояние) делают возможным овладение собой, управление своим поведением В младшем школьном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие этих необходимых качеств. Поэтому, данный раздел специальной целью педагогиче­ской работы ставит осознание ребёнком широкого спектра вопросов жизненно важных для становления его личности. Это - строение и функционирование организма, понимание своего физического состояния, своих эмоций, правил поведения


2. Школа здорового питания.

Раздел программы, посвящённый здоровому питанию, очень важен с не­скольких точек зрения. Во-первых, пища - единственная видимая часть окру­жающего мира, которую человек ежедневно делает «частью себя». Поэтому культура приготовления и поглощения пищи составляет неотъемлемую часть культуры человечества вообще и конкретного человека в частности.

Во - вторых, питание тесно связано со здоровьем. Начало заболеваний желу­дочно-кишечного тракта в 70 из 100 случаев приходится на 5 - 6 летний возраст и достигает пика к 10 - 12 годам. Распространённость хронических заболеваний органов пищеварения зависит от ряда факторов:

Нерегулярное питание;

  1. Частое употребление острых блюд, консервированных продуктов, копчёностей, солений, маринадов;

Однообразное питание;

Еда в сухомятку;

Употребление в пищу некачественных продуктов;

Малоподвижный образ жизни.

Понимание младшими школьниками важности правильного питания может стать эффективным способом профилактики и предупреждения неинфекцион­ных заболеваний желудочно-кишечного тракта, развития сердечно - сосудистых заболеваний. Из этого можно сформулировать и задачи этого раздела:

Сформировать у учащихся представления о влиянии питания на здо­ровье;

Выработать способность разделять основные и редко употребляемые продукты питания по их пищевой и энергетической ценности;

Научить соблюдать гигиенические правила в процессе хранения, приготовления и употребления пищи.

Немаловажно также выработать у младших школьников определённые на­выки и привычки:

  1. Самостоятельно приготовить несложные блюда с учётом питательной ценности входящих в них продуктов и с соблюдением элементарных пра­вил гигиены и техники безопасности;

Правильно сделать покупку;

Следовать несложным правилам этикета;

Сознательно сокращать нежелательные продукты;

Понимать необходимость регулярного питания

3. Улыбка на всю жизнь.

Здоровье полости рта имеет большое значение для сохранения здоровья все­го организма на протяжении всей жизни. В то же время стоматологические забо­левания остаются в числе наиболее распространённых в современном обществе. Основное содержание раздела - уход за полостью рта и профилактика стомато­логических заболеваний.

Цель - воспитание у детей личной ответственности за сохранение своего здоро­вья.