Файл: Лекции по маркетингу.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Классификация товаров

Классификация потребительских товаров

Маркетинг услуг

Классификация услуг

Особенности маркетинговых услуг.

Тема 6. Цена как элемент маркетинга

1. Цены на новый товар.

Тема 7. Сбытовая политика предприятия

1. Распределение.

2. Типы каналов распределения

Торговые посредники

3. Стратегии распределения

5. Внемагазинная розничная торговля. Прямой маркетинг

Тема 8. Коммуникационная политика предприятия.

Элементы комплекса маркетинговых коммуникаций.

1. Реклама

Программа продвижения.

Выбор средства рекламы

2. Стимулирование сбыта

3. Связи с общественностью (рr)

4. Личные продажи.

Тема 2. Внутренняя и внешняя маркетинговая среда.

Микросреда

Макросреда

Пример построения ре5т-анализа

Тема 3. Исследование поведения потребителей.

При анализе поведения потребителей необходимо выяснить:

Виды покупательского поведения

Процесс принятия решения о покупке

Пример построения ре5т-анализа

Факторы макросреды

События, тенденции, связанные с фактором

Характер влияния

Вероятность наступления события

Программа действий и противодействий по данному фактору

Политические

Выборы президента

+ _

100%

Принятие важ­ных стратегиче­ских решений отложить до выборов

Экономические

Повышение курса долла­ра

_

50%

Заключать фор­вардные конт­ракты на постав­ку продукции

Социальные

Снижение уровня жиз­ни населе­ния

_

20%

Развивать вы­пуск ассорти­мента дешевых товаров

Технические

Ужесточение требований по сертифи­кации про­дукции

_

40%

Закупать про­дукцию, соот­ветствующую новым серти­фикационным требованиям


Тема 3. Исследование поведения потребителей.

Маркетологам важно понимать поведение пот­ребителей, т.к. это позволит воздействовать на поведение потребителей, снизить количество неудачных товаров и повысит эффективность деятельности компании.

Поведение потребителей — это ответная реакция на воздействия факторов внешней среды, включающая поиск, выбор, покупку, использование, оценку товаров и услуг, способных удовлетворить потребность потребителя.

При анализе поведения потребителей необходимо выяснить:

  • какие покупатели приобретают товары организации;

  • какие из этих покупателей наиболее предпочтительны для организации;

  • как эти «предпочтительные» относятся к товарам организации;

  • что влияет на их решение о покупке;

  • каковы потребности, заставляющие покупать товар, у конкурента организации;

  • кто потенциальные покупатели товаров организации;

  • есть ли на каждом рынке постоянные покупатели;

  • кто является лицами, инициирующими покупку; влияющими на решение о покупке; принимающими решение; непосредственно приобретающими; непосредственно использующими;

  • Модель потребительского поведения. (3 блока)

Вход

Побудительные факторы, влияющие на покупательское поведение

Регулируемые предприятием

Внешние факторы

  • Цена

  • Потребительская ценность продукта

  • Мнение клиента о дизайне и внешнем виде товара

  • Репутация предприятия

  • Доступность продукта

  • Своевременность доставки товара

  • Эффективность работы персонала

  • Стимулирование сбыта

  • Послепродажное обслуживание

Факторы культурного порядка:

(религиозные общины, национальные диаспоры, Общественные классы)

Социальные факторы ( Референтные группы: семья,друзья, звезды)

Личностные факторы ( Тип личности, ценности, образ жизни).


«Черный ящик» (подсознание покупателя)

Восприятие и обработка информации,

Осознание потребности (нужды), мотивы

Процесс принятия решения о покупке

Выход (ответная реакция покупателя)

Выбор товара, марки, места, времени покупки, объема покупки

На входе на потребителя оказывают влияние внешние побудительные факто­ры и стимулы, регулируемые предприятием Стимулы — это внешние импульсы, инициирующие действия потребителя. Внешние факторыфакторы внешней среды, оказывающие влияние на покупательские мотивы, формируя тем самым потребительское поведение.

Под воздействием факторов в «черном ящике» (под­сознании покупателя) происходят мыслительные процессы. «Черный ящик» — подсознание потребителя, там происходят скрытые мыслительные процессы, определяющие потребитель­ское поведение индивида. Основная движущая сила в поведении потребителя — это нужда, т. е. ощущение нехватки чего-либо. Это ощущение создает проблему для потребителя, и для ее ре­шения появляется мотив. Мотив решить проблему в результате стимулирует покупку товара (услуги).

Мотив — это осознанное поведение, направленное на удов­летворение определенной нужды или потребности, предполага­ющее получение определенного положительного результата.


Виды покупательского поведения

Можно выделить четыре основных вида (типа) покупательс­кого поведения.

Особая покупка — покупательское поведение, требующее реше­ния сложной задачи. Это, как правило, крупная покупка, связан­ная с большим риском для потребителя. У потребителя часто нет четких критериев выбора, поэтому он тратит большое количество времени на поиск информации, проводит целое исследование, сравнивает альтернативы. В качестве примера можно привести покупку квартиры, посудомоечной машины, первого компьютера. Покупка с предварительным выбором товара — покупательское поведение, связанное с решением не очень больших проблем. В этом случае у потребителя имеется опыт покупки такого товара, например фена, соковыжималки и т. п., у него есть набор крите­риев выбора. Но появились новые альтернативы (новые марки, новые модели товара), и покупателю необходимо некоторое ко­личество дополнительной информации для принятия решения.

Рутинная покупка — установившееся покупательское поведе­ние. Потребитель имеет большой опыт покупки таких товаров, у него сложились четкие критерии их выбора, и он не нуждается в дополнительной информации для принятия решения и выбора товара. Сюда можно отнести покупку шампуня для волос, хлеба и т. п.

Покупательское поведение, связанное с поиском разнообразия. Относительно некоторых товаров у потребителей практически отсутствует лояльность (приверженность) марке. Они часто пе­реходят от марки к марке не потому, что что-то не устраивало в предыдущем продукте, а потому, что им хочется разнообразия. Хочется, например, попробовать новые сорта печенья, мороже­ного.

Процесс принятия решения о покупке

Этапы:

  1. Осознание проблемы (нужды).

  2. Поиск информации.

  3. Оценка альтернатив.

  4. Решение о покупке.

  5. Поведение после покупки.

Выделяют несколько ролей в семье в процессе покупки и потребления:


  • инициатор — тот, кто подает идею покупки и собирает информацию, способствующую принятию решения;

  • оказывающий влияние — человек, чье мнение признается оценочным при покупке данного вида товаров;

  • принимающий решение — тот, кто обладает финансовой властью или правом решать, как будут потрачены деньги семьи (на какие продукты и марки);

  • покупатель — лицо, совершающее покупку, то есть идет в магазин, звонит поставщикам, выписывает чеки, приносит продукты домой;

  • пользователь — тот, кто использует продукт.

  1. Под воздействием стимулов и внешних факторов потребитель осознает проблему (нужду), у него появляется мотив для ее решения и он начи­нает собирать информацию.

Таблица 1. Интенсивность поиска информации по категориям товаров.

Процент покупателей на число

Категория товара

посещенных магазинов

1 магазин

2 магазина

3 магазина и более

Игрушки

87, 4

6, 1

6, 5

Небольшие бытовые электроприборы

60, 0

16, 0

22, 0

Холодильники

42, 0

16, 0

42, 0

Мебель

22, 8

13, 4

62, 1

Новые автомобили и крупные бытовые электроприборы

49, 0

26, 0

23, 0

  1. Потребитель получает информацию из персональных источников (общение с друзьями, соседями), коммерческие источники (продавцы, рекламных буклетов и объявлений), публичные источники (специ­альные статьи и передач, презентаций). Опираясь на собственный опыт, знания и информацию, получаемую извне, потребитель формирует оценочные критерии и определяет значимость этих критериев.

  2. Оцениваются и сравни­ваются свойства товаров различных марок с точки зрения их функциональной и эмоциональной полезности, качество товара, его внешний вид.

  3. Решение о покупке товара. На этом этапе делается окончательный выбор: где, когда, в каком количестве и по какой цене купить желаемый товар.

  4. Поведение после покупки. Степень удовлетворенности будет зависеть от ожиданий в отношении потребительских свойств товара. Удовлетворенность покупателя – соответствие свойств товара (услуги) ожиданиям потребителя. Если достоинства, ниже связанных с ним ожиданий потребитель остается неудовлетворенным. Если достоинства совпадают с ожидаемыми - потребитель удовлетворен, а если же достоинства превышают ожидаемые, то потребитель восхищен. Несоответствие между ожиданиями и эмпириче­ским опытом называется познавательным диссонансом.