ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.08.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Классификация потребительских товаров
Особенности маркетинговых услуг.
Тема 6. Цена как элемент маркетинга
Тема 7. Сбытовая политика предприятия
5. Внемагазинная розничная торговля. Прямой маркетинг
Тема 8. Коммуникационная политика предприятия.
Элементы комплекса маркетинговых коммуникаций.
3. Связи с общественностью (рr)
Тема 2. Внутренняя и внешняя маркетинговая среда.
Пример построения ре5т-анализа
Тема 3. Исследование поведения потребителей.
При анализе поведения потребителей необходимо выяснить:
Пример построения ре5т-анализа
Факторы макросреды |
События, тенденции, связанные с фактором |
Характер влияния |
Вероятность наступления события |
Программа действий и противодействий по данному фактору |
Политические |
Выборы президента |
+ _ |
100% |
Принятие важных стратегических решений отложить до выборов |
Экономические |
Повышение курса доллара |
_ |
50% |
Заключать форвардные контракты на поставку продукции |
Социальные |
Снижение уровня жизни населения |
_ |
20% |
Развивать выпуск ассортимента дешевых товаров |
Технические |
Ужесточение требований по сертификации продукции |
_ |
40% |
Закупать продукцию, соответствующую новым сертификационным требованиям |
Тема 3. Исследование поведения потребителей.
Маркетологам важно понимать поведение потребителей, т.к. это позволит воздействовать на поведение потребителей, снизить количество неудачных товаров и повысит эффективность деятельности компании.
Поведение потребителей — это ответная реакция на воздействия факторов внешней среды, включающая поиск, выбор, покупку, использование, оценку товаров и услуг, способных удовлетворить потребность потребителя.
При анализе поведения потребителей необходимо выяснить:
какие покупатели приобретают товары организации;
какие из этих покупателей наиболее предпочтительны для организации;
как эти «предпочтительные» относятся к товарам организации;
что влияет на их решение о покупке;
каковы потребности, заставляющие покупать товар, у конкурента организации;
кто потенциальные покупатели товаров организации;
есть ли на каждом рынке постоянные покупатели;
кто является лицами, инициирующими покупку; влияющими на решение о покупке; принимающими решение; непосредственно приобретающими; непосредственно использующими;
Модель потребительского поведения. (3 блока)
Вход |
|
Побудительные факторы, влияющие на покупательское поведение |
|
Регулируемые предприятием |
Внешние факторы |
|
Факторы культурного порядка: (религиозные общины, национальные диаспоры, Общественные классы) Социальные факторы ( Референтные группы: семья,друзья, звезды) Личностные факторы ( Тип личности, ценности, образ жизни).
|
«Черный ящик» (подсознание покупателя) |
|
Восприятие и обработка информации, Осознание потребности (нужды), мотивы |
Процесс принятия решения о покупке |
Выход (ответная реакция покупателя) |
Выбор товара, марки, места, времени покупки, объема покупки |
На входе на потребителя оказывают влияние внешние побудительные факторы и стимулы, регулируемые предприятием Стимулы — это внешние импульсы, инициирующие действия потребителя. Внешние факторы — факторы внешней среды, оказывающие влияние на покупательские мотивы, формируя тем самым потребительское поведение.
Под воздействием факторов в «черном ящике» (подсознании покупателя) происходят мыслительные процессы. «Черный ящик» — подсознание потребителя, там происходят скрытые мыслительные процессы, определяющие потребительское поведение индивида. Основная движущая сила в поведении потребителя — это нужда, т. е. ощущение нехватки чего-либо. Это ощущение создает проблему для потребителя, и для ее решения появляется мотив. Мотив решить проблему в результате стимулирует покупку товара (услуги).
Мотив — это осознанное поведение, направленное на удовлетворение определенной нужды или потребности, предполагающее получение определенного положительного результата.
Виды покупательского поведения
Можно выделить четыре основных вида (типа) покупательского поведения.
Особая покупка — покупательское поведение, требующее решения сложной задачи. Это, как правило, крупная покупка, связанная с большим риском для потребителя. У потребителя часто нет четких критериев выбора, поэтому он тратит большое количество времени на поиск информации, проводит целое исследование, сравнивает альтернативы. В качестве примера можно привести покупку квартиры, посудомоечной машины, первого компьютера. Покупка с предварительным выбором товара — покупательское поведение, связанное с решением не очень больших проблем. В этом случае у потребителя имеется опыт покупки такого товара, например фена, соковыжималки и т. п., у него есть набор критериев выбора. Но появились новые альтернативы (новые марки, новые модели товара), и покупателю необходимо некоторое количество дополнительной информации для принятия решения.
Рутинная покупка — установившееся покупательское поведение. Потребитель имеет большой опыт покупки таких товаров, у него сложились четкие критерии их выбора, и он не нуждается в дополнительной информации для принятия решения и выбора товара. Сюда можно отнести покупку шампуня для волос, хлеба и т. п.
Покупательское поведение, связанное с поиском разнообразия. Относительно некоторых товаров у потребителей практически отсутствует лояльность (приверженность) марке. Они часто переходят от марки к марке не потому, что что-то не устраивало в предыдущем продукте, а потому, что им хочется разнообразия. Хочется, например, попробовать новые сорта печенья, мороженого.
Процесс принятия решения о покупке
Этапы:
Осознание проблемы (нужды).
Поиск информации.
Оценка альтернатив.
Решение о покупке.
Поведение после покупки.
Выделяют несколько ролей в семье в процессе покупки и потребления:
инициатор — тот, кто подает идею покупки и собирает информацию, способствующую принятию решения;
оказывающий влияние — человек, чье мнение признается оценочным при покупке данного вида товаров;
принимающий решение — тот, кто обладает финансовой властью или правом решать, как будут потрачены деньги семьи (на какие продукты и марки);
покупатель — лицо, совершающее покупку, то есть идет в магазин, звонит поставщикам, выписывает чеки, приносит продукты домой;
пользователь — тот, кто использует продукт.
Под воздействием стимулов и внешних факторов потребитель осознает проблему (нужду), у него появляется мотив для ее решения и он начинает собирать информацию.
Таблица 1. Интенсивность поиска информации по категориям товаров.
|
Процент покупателей на число |
||
Категория товара |
посещенных магазинов |
||
1 магазин |
2 магазина |
3 магазина и более |
|
Игрушки |
87, 4 |
6, 1 |
6, 5 |
Небольшие бытовые электроприборы |
60, 0 |
16, 0 |
22, 0 |
Холодильники |
42, 0 |
16, 0 |
42, 0 |
Мебель |
22, 8 |
13, 4 |
62, 1 |
Новые автомобили и крупные бытовые электроприборы |
49, 0 |
26, 0 |
23, 0 |
Потребитель получает информацию из персональных источников (общение с друзьями, соседями), коммерческие источники (продавцы, рекламных буклетов и объявлений), публичные источники (специальные статьи и передач, презентаций). Опираясь на собственный опыт, знания и информацию, получаемую извне, потребитель формирует оценочные критерии и определяет значимость этих критериев.
Оцениваются и сравниваются свойства товаров различных марок с точки зрения их функциональной и эмоциональной полезности, качество товара, его внешний вид.
Решение о покупке товара. На этом этапе делается окончательный выбор: где, когда, в каком количестве и по какой цене купить желаемый товар.
Поведение после покупки. Степень удовлетворенности будет зависеть от ожиданий в отношении потребительских свойств товара. Удовлетворенность покупателя – соответствие свойств товара (услуги) ожиданиям потребителя. Если достоинства, ниже связанных с ним ожиданий потребитель остается неудовлетворенным. Если достоинства совпадают с ожидаемыми - потребитель удовлетворен, а если же достоинства превышают ожидаемые, то потребитель восхищен. Несоответствие между ожиданиями и эмпирическим опытом называется познавательным диссонансом.