Файл: Лекции по маркетингу.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Классификация товаров

Классификация потребительских товаров

Маркетинг услуг

Классификация услуг

Особенности маркетинговых услуг.

Тема 6. Цена как элемент маркетинга

1. Цены на новый товар.

Тема 7. Сбытовая политика предприятия

1. Распределение.

2. Типы каналов распределения

Торговые посредники

3. Стратегии распределения

5. Внемагазинная розничная торговля. Прямой маркетинг

Тема 8. Коммуникационная политика предприятия.

Элементы комплекса маркетинговых коммуникаций.

1. Реклама

Программа продвижения.

Выбор средства рекламы

2. Стимулирование сбыта

3. Связи с общественностью (рr)

4. Личные продажи.

Тема 2. Внутренняя и внешняя маркетинговая среда.

Микросреда

Макросреда

Пример построения ре5т-анализа

Тема 3. Исследование поведения потребителей.

При анализе поведения потребителей необходимо выяснить:

Виды покупательского поведения

Процесс принятия решения о покупке

Услуга - объект продажи, полезность которого проявляется в виде определенных действий, выгод или удовлетворения требований.

Особенности маркетинговых услуг.

Особенности услуг

Рекомендации по маркетингу услуг от товара.

1. Неотделимость от процессов производства.

Постараться сделать больше филиалов, чтобы в новом отделении фирмы клиент мог обслужиться на высоком уровне (Kodak)

2. Индивидуальность, невозможность стандартизации, эксклюзивность

Высокое качество можно обеспечить за счет качества подбора кадров и обучения. Рекомендуется предусмотреть систему о.с. с потребителем (спрос, книга отзывов)

3. Невозможность хранения.

Добиться более распределения спроса во времени. Можно с помощью соответствующей политики цены:1) в часы пик и выходные дни цена может быть выше; 2) частичная предоплата, т.е вызов стоит отдельно от оказания услуги; 3) абонентное обслуживание (программа постоянного обслуживания клиента). Полезно так же рассылать клиентам напоминания  или сообщать по телефону, по предварительной записи на прием, обучать персонал с совмещением функций.

4. Неовеществленность услуги.

Постараться связать услугу в представлении потребителя с каким-то вещественным знаком. Классический прием это визитная карточка; особое значение приобретает товарный знак (логотип).


Тема 6. Цена как элемент маркетинга

Цена — это выражение стоимости товара в денежном эквиваленте.

С т. зр. маркетинга цена отражает потребительскую ценность товара и определяет прибыльность компании. Поэтому при определении цены необходимо учитывать:

  • Возмещение затрат на производство;

  • Обеспечение максимального объема продаж;

  • Получение максимальной прибыли предприятием;

  • Создание имиджа товаров;

  • Борьба с конкуренцией.

Цена должна соответствовать стратегии позиционирования товара и покупательной способности рынка. Покупатели осознают, что товар с более высокой потребительской ценностью должен стоить дороже, чем аналог с меньшей потребительской ценностью. Т.о. цена выступает как показатель качества товара.

Задача маркетинга состоит в том, чтобы определить наиболее выгодную цену для получения предприятием прибыли и ускорить продвижение товара.

Методы ценообразования:

Метод ценообразования

Достоинства

Недостатки

1. на основе издержек. Затраты на производство (с/с) + фиксированный % прибыли.

  • Простота,

  • Легко определить издержки (калькуляция известна)

  • Цена может быть не принята рынком

  • Не учитывается фактор спроса

2 на основе спроса. Основано на эластичности спроса и воспринимаемой ценности товара потребителями (готовность платить)

  • Гибкость в определении цены

  • Ориентация на различные сегменты

  • Сложность получения информации (интервью, эксперимент, отношение к ценам min-max)

  1. на основе цены конкурентов

Учитывать цены конкурентов (приспособление, понижение или повышение цены)

  • ориентация на конкурентоспособность товара

  • ошибки в определении издержек конкурентов

  • возможность ценовых войн


1. Цены на новый товар.

Цена «снятия сливок». Устанавливается первоначально высокая цена на новый товар, а затем происходит постепенное ее снижение. Это характерно для продажи товаров в отраслях с высокой технологией (компьютеры, видеокамеры) на стадии внедрения. Целевая группа это потребители-новаторы, придающие большое значение товарам-новинкам, не чувствительны к цене и готовы платить большие деньги за такие товары. Преимущества: во-первых, позволяет регулировать спрос, так как покупатели лучше реагируют на снижение цен; во-вторых, способствует получению большей прибыли при высоких издержках на начальных стадиях выпуска товара, в-третьих, позволяет добиться имиджа качественного продукта у потребителей. Недостаток: привлекательность цены у конкурентов, потребители могут отложить покупку (дешевле и улучшенной модификации).

Цена проникновения. Предполагается первоначальная продажа нового товара по низким ценам с целью стимулировать спрос и завоевать массовый рынок, получить существенную рыночную долю, выдержать конкуренцию. Эта стратегия эффективна на рынках с высокой эластичностью спроса, когда покупатели реагируют на низкий уровень цен и увеличивают объем своих покупок. Реализация подобной стратегии предполагает низкие издержки производства, вследствие чего ее не могут применять мелкие и средние фирмы.

Цены психологической привлекательности

  • установление цены чуть ниже уровня круглой, потребитель воспринимает положительно. Во-первых, цена создает иллюзию экономии у потребителя и воспринимается потребителем обоснованной, правдивой;

  • цена должна выражаться «приятным глазу» числом 2,3,6,8,9, но не 1,4,7.

  • скидки до 7% желательно не использовать; потребитель ощущает скидку, на 10% или более.

  • Стратегия справочных цен: старая цена, цены конкурентов,.

  • Продажа дорогих товаров маленькими партиями.

  • Визуальное уменьшение фактической цены за счет применения «у.е.»

  • Особое выставление цены (в сопровождении надписей, рисунков)

  • Округление или дробление цен

  • Предоставление при покупке дорогостоящего товара солидного подарка

Цена лидера на рынке или в отрасли. Цена устанавливается немного меньше в соответствии с ценой, предлагаемой крупным производителем, главным конкурентом на рынке. Это позволяет сэкономить на рекламе, продвижении товара и т.д


Престижная цена. Установление высоких цен на престижные товары, (драгоценности, меховые изделия, легковые автомобили, эксклюзивные товары ограниченного объема производства, товары, обладающие уникальными характеристиками, свойствами). Продавать их по низким ценам нельзя, так как они потеряют свою основную товарную ценность и исключительность для престижных покупателей и у покупателя появятся сомнения в качестве товаров и подлинности, тогда объем продаж уменьшится.

2. Цены сформировавшегося рынка товаров. Для сформировавшегося рынка важна технология продвижения товара. Конкурентоспособность предприятия на рынке достигается за счет снижения цен.

Скользящая, или падающая, цена. Устанавливается с учетом со­отношения спроса и предложения и снижается по мере насыщения рынка. При большой серийности продукция может быть реализована по более низкой цене.

Ступенчатое снижение цен по предлагаемому ассортименту товара действует в том случае, когда фирма производит целые линии или серии продуктов. Чем уже ассортимент, тем ниже цены.

Долговременная цена. Это цена товара, которая не изменяется на протяжении долгого времени. Предприятие может получать ту же прибыль за счет уменьшения объема товара, изменения качества (традиционные цены на мороженое, шоколад, молоко 900мл, кофе в автомате).

Гибкая цена. Быстрое реагирование на изменение соотношения спроса и предложения, эффективно действует при небольшом числе уровней управленческой структуры.

Преимущественная цена. Предприятие использует снижение цен на товары, если занимает доминирующие позиции на рынке и может обеспечить снижение издержек производства за счет увеличения объемов выпуска и экономии на расходах по реализации товаров. Стандартные товары массового спроса.

Цена, «убыточного лидера продаж» устанавливаемая ниже, чем у большинства предприятий.

Основная цель — привлечь внимание к главному товару. Товары, предлагаемые по очень низким ценам, привлекают покупателей в данный магазин, а прибыль торговец получает за счет дополняющих товаров или обязательных принадлежностей. Производители устанавливают высокие цены именно на обязательные принадлежности, а на основные товары – низкие. (Жиллет – лезвия, шнур USB к принтеру, стройматериалы).


Цена с «приманкой». Для привлечения покупателей цена на базовую комплектацию товара низкая, приходя в магазин, покупатель видит товар в полной комплектации. Такая стратегия подталкивает потребителя выбрать более дорогую комплектацию (автомобили, двери, мебель-кухни).

3. Цены по географическому принципу. различают единые цены, действующие на всей территории, и региональные цены (зональные, местные). Единые цены устанавливаются на базовые виды продукции, фиксируются государственными органами (цены ни электроэнергию, квартплату и т.д.). для всех потребителей, не зависимо от территориальности, уровня дохода и услуг реализации.

Эта стратегия легко применима, удобна, делает возможным продажи по каталогам, посылочную торговлю, торговлю по электронным магазинам.

Региональные цены связаны с транспортировкой продукции, уровнем доходов населения, соотношением спроса и предложения, действуют различно в конкретном регионе. (Московские цены).

4. Ценовая дискриминация Предприятие предлагает одинаковые продукты или услуги по различным ценам. Основания ценовой дискриминации:

  • Особенности потребителей. Для некоторых групп потребителей цены значительно ниже, чем для других (билеты в музей для школьников и взрослых)

  • Продукт. Различия в качестве продукта меньше, чем различия в цене (чай в картонной упаковке и металлической банке)

  • Время покупки. Различия в цене связаны с сезонностью спроса. В пиковое время цена высокая, а в период спада – низкая. (киносеанс в утреннее и вечернее время) Это позволяет регулировать спрос, и увеличить прибыль за счет продажи в пиковое время по высоким ценам.

  • Место покупки. Для разных географических рынков цена устанавливается различная.

Ценовая конкуренция — это стратегия установления цен ниже среднерыночных за счет лидерства по издержкам. Эта стратегия направлена на увеличение доли рынка, привлечения потребителей чувствительных к ценам, что приводит к росту объемов продаж. Используют новые компании выходящие на рынок (Мегафон). Недостатки стратегии: временное преимущество, т.к. конкуренты также могут снизить цены, потеря прибыли. Слабые предприятия, снижая цену, могут дойти до критической точки и выбыть из борьбы. Потребители крайне отрицательно могут отнестись к последующему повышению цен.